• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олимпиады: расширить список, обеспечить прозрачность

18 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Российского совета олимпиад школьников, которое проходило в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

На заседании Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) обсуждались итоги прошедшего олимпиадного года и планы на предстоящий год, были представлены результаты исследования академической мобильности победителей и призеров олимпиад. Во встрече участвовали заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов, ректоры вузов, представители академической общественности.

В своем выступлении Ярослав Кузьминов предложил ряд мер по развитию системы олимпиад.

Прежде всего, необходимо расширить список предметов, по которым проводятся олимпиады РСОШ. Сейчас олимпиады соответствуют предметам школьной программы, что не стимулирует к участию в них школьников, которые интересуются дисциплинами за ее пределами. «Экономисты, юристы вроде пробили себе место под солнцем, но у нас есть такие предметы, как социология, политология, лингвистика, маркетинг и менеджмент — это не экономика, прямо скажем. У нас нет ни одной олимпиады по предпринимательству и менеджменту». Таким образом, в неравноправном положении оказываются многие вузы — инженерные, медицинские, аграрные. Расширение списка олимпиад позволило бы развить интерес учащихся к внешкольным областям знаний и в то же время улучшить качественный состав студентов многих вузов.

Сами олимпиады, конечно же, остаются одним из главных инструментов поиска талантливой молодежи, и они не должны превращаться в способ поступления в вуз: «Мы знаем, что к олимпиадам начали готовиться так же, как к ЕГЭ. Это большой риск для нашей деятельности». Чтобы олимпиады действительно способствовали поиску талантов, надо привлекать школьников к участию в них как можно раньше, а не только в выпускных классах. Для этого можно установить порядок, при котором право зачисления в вуз по результатам олимпиады получали бы школьники, которые не просто победили один раз, но и участвовали в олимпиадах не один год, имеющие своеобразное «олимпиадное портфолио».

Необходимо совершенствовать и содержание олимпиад: должно быть больше творческих и оригинальных задач. Также важна чистота и открытость проведения состязаний. По мнению Ярослава Кузьминова, РСОШ мог бы выборочно направлять представителей вузов для контроля за проведением разных туров олимпиад, привлекать к этому журналистов — «общество должно поверить, что то, что мы делаем, прозрачно».

Современные технологии позволяют совершенствовать организацию олимпиад, привлекать к участию в них школьников из дальних регионов страны. Необходимо поддерживать и развивать интернет-формат заочных туров олимпиад. Правда, в этом случае важным становится соблюдение прозрачности: «Может быть, попросить вузы, которые проводят олимпиады, публиковать весь состав участников, чтобы иметь возможность контроля со стороны самих учеников и их родителей, как в случае с ЕГЭ». В Интернете нужно создавать среду общения школьников, которым интересно олимпиадное движение.

Еще одно предложение ректора ВШЭ касалось критериев отнесения олимпиад к тому или иному уровню. Сейчас при определении уровня олимпиады один из ключевых критериев — количество ее участников, массовость олимпиады. Чтобы выйти на нужные показатели, некоторые организаторы искусственно расширяют количество участников. Более показательным критерием оценки уровня олимпиады могла бы стать численность успешно обучающихся студентов, принятых в вуз по результатам олимпиад.

Ярослав Кузьминов предложил обсудить вопрос о том, чтобы разрешить вузам для победителей и призеров олимпиад, которых они зачисляют без экзаменов (или которым дают 100 баллов по профильному предмету), устанавливать минимальный средний балл ЕГЭ по остальным предметам. В Интернете широко обсуждаются «одиозные случаи», когда, например, призером олимпиады по физике становился человек, который имеет 35 баллов по ЕГЭ по математике.

Завершая свое выступление, ректор ВШЭ отметил, что саму систему олимпиад необходимо расширить, не ограничивая ее школой, — и в этом его поддержал ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Уже сегодня во многих вузах проходят студенческие олимпиады — эту практику стоило бы поддержать, предоставив победителям олимпиад бакалавров возможность без экзаменов поступать в магистратуру. Такая мера способствовала бы развитию академической мобильности студентов.

 

Елена Кузнецова, специально для новостной службы портала ВШЭ

___________________________________________________________

В СМИ по теме:

Предметов на олимпиадах должно быть больше, чем в школе // РИА Новости, 19 октября 2011

Вузам изменят правила приёма льготников // S&T RF, 19 октября 2011

Олимпиадников проверят на честность // ИА Росбалт, 20 октября 2011

Лазейки в вуз прикрываются // Независимая газета.ru, 25 октября 2011

Олимпиада - золотой ключик?.. // Учительская газета, 01 ноября 2011

 

Вам также может быть интересно:

Участники Международной олимпиады по экономике провели состязание для всех желающих

Завершилось двухнедельное международное онлайн-состязание для старшеклассников IEOx Winter Challenge, организованное по инициативе Международной олимпиады по экономике. Школьники решали бизнес-кейс и задачи, а также на специальном онлайн-симуляторе участвовали в игре по финансовой грамотности.

Началась регистрация на командную олимпиаду школьников по программированию

Регистрация, совмещенная с квалификационным этапом, продлится в течение месяца – до 10 марта. Олимпиада рассчитана на команды, состоящие из трех учеников 7-10 классов, причем члены команды могут учиться в разных школах.

Завершен заключительный этап олимпиады «Высшая проба»

С 29 января по 6 февраля в Москве и еще в 41 городе России и стран СНГ прошел заключительный (очный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» для учеников 7-11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили более 26 тыс. человек – на 6 тыс. больше, чем в прошлом году.

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.