• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олимпиады: расширить список, обеспечить прозрачность

18 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Российского совета олимпиад школьников, которое проходило в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

На заседании Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) обсуждались итоги прошедшего олимпиадного года и планы на предстоящий год, были представлены результаты исследования академической мобильности победителей и призеров олимпиад. Во встрече участвовали заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов, ректоры вузов, представители академической общественности.

В своем выступлении Ярослав Кузьминов предложил ряд мер по развитию системы олимпиад.

Прежде всего, необходимо расширить список предметов, по которым проводятся олимпиады РСОШ. Сейчас олимпиады соответствуют предметам школьной программы, что не стимулирует к участию в них школьников, которые интересуются дисциплинами за ее пределами. «Экономисты, юристы вроде пробили себе место под солнцем, но у нас есть такие предметы, как социология, политология, лингвистика, маркетинг и менеджмент — это не экономика, прямо скажем. У нас нет ни одной олимпиады по предпринимательству и менеджменту». Таким образом, в неравноправном положении оказываются многие вузы — инженерные, медицинские, аграрные. Расширение списка олимпиад позволило бы развить интерес учащихся к внешкольным областям знаний и в то же время улучшить качественный состав студентов многих вузов.

Сами олимпиады, конечно же, остаются одним из главных инструментов поиска талантливой молодежи, и они не должны превращаться в способ поступления в вуз: «Мы знаем, что к олимпиадам начали готовиться так же, как к ЕГЭ. Это большой риск для нашей деятельности». Чтобы олимпиады действительно способствовали поиску талантов, надо привлекать школьников к участию в них как можно раньше, а не только в выпускных классах. Для этого можно установить порядок, при котором право зачисления в вуз по результатам олимпиады получали бы школьники, которые не просто победили один раз, но и участвовали в олимпиадах не один год, имеющие своеобразное «олимпиадное портфолио».

Необходимо совершенствовать и содержание олимпиад: должно быть больше творческих и оригинальных задач. Также важна чистота и открытость проведения состязаний. По мнению Ярослава Кузьминова, РСОШ мог бы выборочно направлять представителей вузов для контроля за проведением разных туров олимпиад, привлекать к этому журналистов — «общество должно поверить, что то, что мы делаем, прозрачно».

Современные технологии позволяют совершенствовать организацию олимпиад, привлекать к участию в них школьников из дальних регионов страны. Необходимо поддерживать и развивать интернет-формат заочных туров олимпиад. Правда, в этом случае важным становится соблюдение прозрачности: «Может быть, попросить вузы, которые проводят олимпиады, публиковать весь состав участников, чтобы иметь возможность контроля со стороны самих учеников и их родителей, как в случае с ЕГЭ». В Интернете нужно создавать среду общения школьников, которым интересно олимпиадное движение.

Еще одно предложение ректора ВШЭ касалось критериев отнесения олимпиад к тому или иному уровню. Сейчас при определении уровня олимпиады один из ключевых критериев — количество ее участников, массовость олимпиады. Чтобы выйти на нужные показатели, некоторые организаторы искусственно расширяют количество участников. Более показательным критерием оценки уровня олимпиады могла бы стать численность успешно обучающихся студентов, принятых в вуз по результатам олимпиад.

Ярослав Кузьминов предложил обсудить вопрос о том, чтобы разрешить вузам для победителей и призеров олимпиад, которых они зачисляют без экзаменов (или которым дают 100 баллов по профильному предмету), устанавливать минимальный средний балл ЕГЭ по остальным предметам. В Интернете широко обсуждаются «одиозные случаи», когда, например, призером олимпиады по физике становился человек, который имеет 35 баллов по ЕГЭ по математике.

Завершая свое выступление, ректор ВШЭ отметил, что саму систему олимпиад необходимо расширить, не ограничивая ее школой, — и в этом его поддержал ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Уже сегодня во многих вузах проходят студенческие олимпиады — эту практику стоило бы поддержать, предоставив победителям олимпиад бакалавров возможность без экзаменов поступать в магистратуру. Такая мера способствовала бы развитию академической мобильности студентов.

 

Елена Кузнецова, специально для новостной службы портала ВШЭ

___________________________________________________________

В СМИ по теме:

Предметов на олимпиадах должно быть больше, чем в школе // РИА Новости, 19 октября 2011

Вузам изменят правила приёма льготников // S&T RF, 19 октября 2011

Олимпиадников проверят на честность // ИА Росбалт, 20 октября 2011

Лазейки в вуз прикрываются // Независимая газета.ru, 25 октября 2011

Олимпиада - золотой ключик?.. // Учительская газета, 01 ноября 2011

 

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.