• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Курсы для студентов должны обладать реальной отдачей»

В ноябре на праздновании Дня рождения ВШЭ были объявлены лауреаты премии «Золотая Вышка». Одним из них стал доцент кафедры экономической теории Игорь Ким (номинация «За большие достижения в преподавательской деятельности, высокий профессионализм, творческое, неравнодушное отношение к работе»). А ранее студентами факультета экономики ВШЭ он также был признан лучшим преподавателем университета 2011 года.

— Игорь Александрович, что для вас значит получение этой премии?

— Это некий этап, признание того, что я неплохо поработал за все эти годы — с одной стороны, а с другой — понятно, что это аванс на будущее, который обязывает меня работать дальше еще интенсивнее.

— Стало ли для вас выдвижение и победа неожиданностью?

— Да, выдвижение, пожалуй, застало меня врасплох, победа — тем более. Хотя после выдвижения, когда меня уже «вывели на старт», то в глубине души, конечно, я надеялся прийти к финишу победителем. Жена говорит, что всегда верила, что приз достанется именно мне, и ссылается на женскую интуицию.

— Как давно вы работаете в Высшей школе экономики?

— В университете я работаю с конца 1996 года, пятнадцать лет, почти всю мою профессиональную жизнь. Хотя мои отношения с Вышкой начались еще раньше, я учился на втором наборе магистратуры экономического факультета ВШЭ. Тогда это была единственная магистратура Вышки, и туда собирали студентов со всех вузов России, «технарей», прежде всего, так что я пришелся ко двору со своими дипломами программиста и менеджера Новосибирского государственного университета.

— Какие курсы вы ведете?

— В настоящее время я читаю у экономистов вводный курс в экономическую теорию, он позволяет адаптироваться тем первокурсникам, у кого не было экономики в школе, позволяет им говорить на одном языке с остальными. А на факультете менеджмента я веду курс по макроэкономике.

— Как складывалась ваша преподавательская карьера?

— Не знаю, может, это была судьба, но преподавать в Вышку я пошел в результате случая. После окончания магистратуры устроился работать в банк в отдел ценных бумаг, но душа не лежала к банковской деятельности, я всегда считал, что профессия преподавателя несет в себе больше свободы и творчества, поэтому, когда от знакомого узнал, что в базовой школе Вышки есть вакансия преподавателя, ушел из банка. Через некоторое время меня позвали преподавать на кафедру экономической теории. Начинал я с семинарских занятий, в том числе в рамках курса по макроэкономике Леонида Сергеевича Гребнева, это весьма нестандартный человек, я до сих пор стараюсь следовать его принципу — быть в преподавании ближе к реальной действительности, к практике, давать студентам самую свежую и актуальную информацию.

В последние годы у меня появилась возможность преподавать на курсах МВА в Вышке и в АНХ, меня это захватило. Преподавание в рамках дополнительного образования для взрослых, на мой взгляд, отличается от преподавания на первом курсе бакалавриата, оно ставит иные задачи. И прежде всего, оно должно быть максимально полезно и практично, взрослый человек, когда ему что-то рассказывают, сразу же спрашивает о применимости этого знания, студенты такие вопросы задают реже. Но, на мой взгляд, курсы для студентов также должны быть максимально практически полезными, они должны давать реальную отдачу, и именно в этом я вижу свою задачу как преподавателя.

— Кто повлиял на ваше профессиональное становление как преподавателя?

— Мне очень нравились лекции Эмиля Борисовича Ершова, как живо он общался с нами, шутил, но при этом его манеру преподавания можно охарактеризовать как точную, научную и строгую. Под его руководством я писал свою кандидатскую диссертацию. Кроме того, я до сих пор помню лекции и яркую личность профессора Уолтера Сиддре из Голландии.

— Какова сфера ваших научных интересов?

— С точки зрения профессиональной идентичности я больше себя ощущаю преподавателем, чем ученым, хотя, конечно, часть своего времени я посвящаю академической деятельности. Мой научный интерес связан с макроэкономикой, я занимаюсь моделированием межотраслевого баланса. К сожалению, эта проблематика не сильно пересекается с тем, что я преподаю первокурсникам. Я был бы рад, если бы мне удавалось интенсивнее сочетать науку и преподавание, рассказывать студентам не элементарные вещи, а в большей степени использовать свой научный потенциал.

Сейчас вместе с коллегами мы работаем над проблемой сопоставления российской и зарубежной статистик в области межотраслевого анализа. Это серьезная проблема, на сегодняшний день пока не решенная. Мы как раз пытаемся обеспечить какую-то сопоставимость данных российской статистики с мировой, не дожидаясь 2015 года, на который намечена очередная публикация таблиц для нашей страны. Результаты нашей работы были представлены на ежегодной конференции по межотраслевому анализу, которая в этом году проходила в Александрии (США), также они будут опубликованы в «Экономическом журнале ВШЭ» и в одном из номеров, посвященном данной проблематике.

— Если бы вы могли выбирать, вы бы изменили свою профессию?

— Нет, мне нравится моя профессия. Это мне интересно и это мое ремесло, я могу с его помощью кормить свою семью. Я знаю, что для многих студентов мои занятия стали началом обретения профессии, я вижу, как меняются ребята за то время, что мы проводим вместе. Бывают замечательные студенты, через несколько лет, когда мы встречаемся, можно увидеть, какие они молодцы, как они «выросли», это очень приятно. Хотя, бывают случаи, когда студенты приходят учиться, потусуются и уходят. И появляются сомнения: «А зачем я работаю?» Но, к счастью, мотивированных, умных ребят, которые знают, чего хотят, значительно больше. С ними приятно и интересно общаться, я знаю, что даю им что-то полезное. А иногда и сам узнаю что-то новое. Для меня важно, чтобы студентам было интересно. Если это получается, значит, я хорошо делаю свою работу.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Названы победители «Золотой Вышки» — 2018

Ими стали 16 человек в семи «золотых» номинациях и 21 человек в номинации «Серебряный птенец». Также уже традиционно были объявлены лауреаты премии «Золотая ссылка», которая присуждается самому высокоцитируемому вышкинскому ученому. Награждение победителей прошло 27 ноября, в день рождения университета.

Российская экономика сможет расти быстрее, если будет открытой и конкурентной

В Банковском институте НИУ ВШЭ состоялась открытая лекция главы постоянного представительства МВФ в России Габриэля Ди Беллы. Он представил краткосрочный прогноз состояния российской экономики и рассказал о долгосрочных перспективах ее развития.

Определены номинанты на «Золотую Вышку-2018»

Члены жюри назвали номинантов на премию «Золотая Вышка». Теперь слово за Комиссией конкурса — она выберет победителей, имена которых мы узнаем 27 ноября на церемонии награждения.

Определены члены жюри «Золотой Вышки». И они советуют не затягивать с выдвижением претендентов

Обновление: срок приема заявок продлен до 1 ноября включительно.
В жюри вошли представители всех факультетов, кампусов и Лицея НИУ ВШЭ. Они назовут номинантов в каждой номинации (шорт-лист), из которых затем Комиссия конкурса выберет победителей. Также жюри в один тур определит лауреатов в номинации «Серебряный птенец».

Началось выдвижение кандидатов на «Золотую Вышку»-2018

Напоминаем тем, кто забыл, и рассказываем тем, кто еще не знает: «Золотая Вышка» — это главная университетская премия, кандидатов на получение которой выдвигают сами сотрудники университета из числа своих коллег. Победителей также выбирают сами вышкинцы – в составе специально созданных Жюри и Комиссии. Вот что нужно сделать, если вы хотите, чтобы ваш коллега или ученик получил эту премию.

Константин Сонин: нобелевский прогноз по экономике-2018

8 октября станет известно, кто получит Нобелевскую премию по экономике в 2018 году. Профессор Факультета прикладной экономики ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин в своем блоге рассказал о наиболее вероятных претендентах на эту награду. IQ.HSE публикует полную версию прогноза с разрешения автора.

Определены победители первой Международной олимпиады школьников по экономике

Золото в командном зачете завоевала Латвия, серебро — у России, а бронза — у представителей Казахстана и Бразилии.

В Москве открылась первая Международная олимпиада школьников по экономике

Она проводится по инициативе Высшей школы экономики и при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а также Российской экономической школы (РЭШ). В олимпиаде принимают участие 65 участников из 13 стран. Все они прошли строжайший отбор и являются победителями соревнований национального уровня.

В открытом лектории Вышки расскажут об экономике для жизни

В музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ продолжаются лекции преподавателей ВШЭ. В августе там пройдет цикл «Экономика для жизни», слушатели которого смогут узнать, на что тратят деньги москвичи, что сейчас происходит с криптовалютами и как не попасть в долговую ловушку.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.