• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Невозможно изучать музеи и выставки только в теории, по лекциям и текстам»

Выставка «Рашид Араин. Ретроспектива» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2019. Фото: Иван Ерофеев

Выставка «Рашид Араин. Ретроспектива» в Музее современного искусства «Гараж». Москва, 2019. Фото: Иван Ерофеев
© Музей современного искусства «Гараж»

Как рассказать об истории искусства, чтобы не напугать непонятностью? Как научить проникать за кулисы музейного процесса? На эти и другие вопросы отвечают преподаватели майнора «Современное искусство. Введение в историю и музейно-выставочную практику» базовой кафедры Музея современного искусства «Гараж».

– Каково это – читать лекции для столь неоднородного набора студентов, имеющих различные субъективные запросы и мотивации?

Фото из личного архива

Саша Обухова, куратор архива Музея современного искусства «Гараж» и преподавательница дисциплины «Современное искусство в России». Моя задача очень простая – неважно, для академической или же подобной разнообразной аудитории – она заключается в том, чтобы рассказать об истории русского искусства. Эта тема может развернуться в том или ином ракурсе, но основная линия повествования одна – рассказать непрофессиональной аудитории интересную историю и привлечь на территорию современного искусства как можно больше единомышленников, тех, кто, заинтересовавшись интригующей картиной, продолжит инвестировать свои трудовые ресурсы именно в эту сферу. Потому что искусство не должно отталкивать своей якобы непонятностью, странностью, элитарностью. В то же время это часть нашей отечественной истории, с ее стигмами, проблемами и особенностями на фоне общемировой. Моя задача – продемонстрировать ее свойства.

Фото из личного архива

Ася Шишкова, ведущий менеджер выставочных проектов Музея современного искусства «Гараж» и преподавательница дисциплины «Профессии в арт-мире». На самом деле, у любого набора студентов (неважно, одного они профиля или нет) всегда будут разные интересы, запросы и мотивации, меня это совсем не пугает. Для преподавателя это, естественно, в некотором смысле вызов, но и хороший стимул подобрать и структурировать материал так, чтобы он был убедителен и понятен максимально широкому кругу студентов, вне зависимости от их основной специальности.

Фото из личного архива

Юрий Юркин, руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж» и преподаватель дисциплины «Современное искусство. Введение». Непросто может быть по той причине, что в силу большой вариативности направлений, с которых к нам приходят студенты, кому-то материал может показаться простым, для кого-то, наоборот, откроется странный и новый мир непознанного. При этом я благодарен нашим студентам за то, что они признали дисциплину одной из лучших в номинации «расширение  кругозора», к чему мы действительно стремимся.

Фото из личного архива

Анна Трапкова, директор Музея Москвы и преподавательница курса «История музейно-выставочного дела». На лекциях я рассказываю об институциональной художественной системе, показываю, какое влияние на музеи и выставочную практику оказывают политика, экономика, общество и наоборот. Мне кажется, что междисциплинарность курса подходит для студентов самых разных специальностей. Конечно, надо признать, что политологи, культурологи, философы и историки искусства имеют определенную фору перед другими студентами в силу своей основной специальности. Для тех, кто лучше знаком с музейно-выставочным контекстом, этот курс расширяет представление об их деятельности. Студентам других специальностей занятия, наоборот, позволяют понять, что представляет из себя музей сегодня, проникнуть за кулисы процесса. К сожалению, художественное сообщество закрыто для чужаков.

Курс дает студентам непрофильных специальностей возможность понять механизмы работы художественной системы, а иногда даже интегрироваться в нее

 Чего бы вам хотелось достичь в процессе преподавания на майноре – как для себя, так и для студентов?

Саша Обухова. Моя задача, с одной стороны, достигнуть каких-то новых высот, я бы сказала, в дидактической ясности повествования, с другой стороны, каждый раз я привлекаю новые материалы для рассказа об этом увлекательном историческом путешествии. То есть это своего рода мой профессиональный тренинг. В нынешнем году я снова читала для майнора, и мои презентации отличались от того, что видели студенты первого года. Так что я все время дорабатываю этот продукт, пытаюсь сделать его лучше.

Ася Шишкова. Прежде всего, мне кажется, этот майнор (в частности, моя дисциплина) немного снижает пафос вокруг профессионального музейного сообщества, демократизируя информацию о нем. Ведь это не закрытый клуб, доступный только искусствоведам в третьем поколении, а открытая система, которая нуждается в самых разных, порой неожиданных специалистах.

Юрий Юркин. Цель моей дисциплины в том, чтобы студент мог ориентироваться в мире современного искусства, на каком-то начальном уровне идентифицировал различные направления, знал имена основных художников и мог поддержать разговор о современном искусстве. Мне кажется, что особенно современное искусство способствует развитию у человека художественного способа рефлексии о происходящем вокруг тебя без каких-то определенных ремесленных умений.

Для меня цель – то же развитие, через подготовку к лекциям, через их прочтение, через обсуждение с умными людьми, поскольку я воспринимаю студентов как равноценных собеседников, чье уникальное мнение важно и имеет значение, поскольку мы обсуждаем абсолютно реляционные вещи. Опыт преподавания кажется мне фитнесом для мозга, приносящим при этом удовольствие.

– Чего вы ждете от нового набора майнора и как предполагаете изменять уже существующую программу?

Саша Обухова. Мне самой было бы неинтересно все время говорить одними и теми же словами. В этом году было очень сложно – из-за того, что мы работали в зуме, я не могла ухватить непосредственную реакцию аудитории. Но чаще всего, после завершения курса я могу сформулировать, где получилось хорошо, а где – не очень. Там, где, скорее, не получилось, я анализирую свои ошибки и пытаюсь переформулировать тему в новом аспекте, под новым углом зрения. Преподаватель, который уже десятилетиями рассказывает людям о той теме, которую он знает, не может не развиваться сам. И каждому профессиональному лектору важна такая вещь, как контакт с аудиторией – осознание того, что тема интересна, увлекательна, и слушатель тебя понимает. Поэтому если в каких-то курсах мне следует ориентироваться на большую теоретизацию, то здесь же мне, наоборот, нужно уходить в конкретику художественного процесса, демонстрировать ее развитие на ясных примерах – почему из одного решения произошла какая-то драматическая перемена сюжета, как политика влияла на искусство, что означало быть современным художником.

Это ведь все, еще раз повторю, история не просто каких-то художественных стратегий в тот или иной момент, это – по большому счету – масштабная история России. Поэтому говорить о ней одними и теми же словами нелепо, студент, который придет в следующем году, будет еще меньше помнить об искусстве 30-х или же о политике Советского Союза в области культуры в 60-е годы. Более того, наша современная повестка изменится, и те темы, которые я пытаюсь раскрыть в курсе, потребуют актуализации – ведь мы смотрим на нашу историю искусств через призму сегодняшнего дня. И все эти перемены моего повествования неизбежны.

– Что побудило вас принять предложение преподавать и почему вы все еще преподаете?

Анна Трапкова. Это было с моей стороны немного авантюрой, потому что я управленец, который ежедневно отвечает за множество процессов и задач неакадемического свойства. Но, во-первых, я люблю авантюры, во-вторых, мне нравится делать то, чем я никогда раньше не занималась.

Первый год был очень сложным — программу приходилось собирать с нуля, и у меня было достаточно перфекционистское отношение к качеству того материала, который я представляю студентам. Иногда они обижаются на строгую систему оценок, но, к сожалению, причина во мне — к окружающему миру я настроена так же строго, как и к самой себе.

Потом, в процессе подготовки ко второму году майнора, стало очевидно, что необходимо постоянно обновлять материал, добавляя, выстраивая, актуализируя и лучше акцентируя самые важные сюжеты. Кроме того, мы уже год находимся в онлайне, не можем посещать выставки и ходить в музеи. А ведь это важная часть нашего курса.

Невозможно изучать музеи и выставки только в теории, по лекциям и текстам, нужно все время ходить, смотреть, наблюдать за другими посетителями, и потом обсуждать и критиковать увиденное

– Расскажите об одном – неоднозначном или же приятном – случае, запомнившемся вам за время преподавания.

Ася Шишкова. Мне не приходит в голову какой-то отдельный случай, но вспоминается один из первых семинаров, на котором я спросила: «Помните, в конце 90-х», а потом по аккуратным улыбкам поняла, что в силу возраста они не могут помнить это время, и для них это просто часть истории (уже довольно далекой), а значит и говорить об этом времени с ними мне как преподавателю нужно совершенно по-другому.

Юрий Юркин. На одной из пар мы со студентами инициировали реконструкцию перформанса движения Fluxus, где каждый из нас должен был выходить на сцену и рассказывать о своей обуви, где ее купил, почему она нравится, описать ее внешний вид. Так мы на практике усваивали материал истории перформанса.

Анна Трапкова. На каждом курсе я получаю обратную связь примерно от трети студентов. Со многими мы продолжаем общаться, и я всегда очень радуюсь их успехам. Бывают совершенно феноменальные студенты. Например, в прошлом году политолог Артур-Александр Печериченко не только написал прекрасное эссе и сделал замечательный итоговый доклад, но позже совместно с Музеем Москвы (при моем минимальном участии) записал серию подкастов про районы со студентами, живущими в этих районах, и москвоведами и опубликовал блестящую статью об инклюзии в TheGarageJournal. Это пример того, как можно от майнора взять максимальное количество возможностей.

 Как вы адаптируете рассказ о том, что составляло большую часть вашей профессиональной жизни, для столь неоднородной группы студентов?

Саша Обухова. Поскольку я имею отношение к искусству действительно довольно давно, то все события, в которых я участвовала, с которыми была связана, должны были какое-то время прожить в истории. Поэтому, например, очень тяжело рассуждать об истории пятилетней давности – о ней практически нечего сказать, потому что она должна «отстояться». А то, что случилось в 90-ые – это уже абсолютная дистанция, достойная рассказа. Была ли я там или не была – это становится неважно.

– Какие ощущения вы испытывали, читая свою первую лекцию в статусе преподавателя?

Ася Шишкова. Волновалась чудовищно. За 10 минут до лекции начала сомневаться почти во всем, потому что казалось, что материал очень простой, а потом, наоборот, что это слишком сложно. Но удивительно, что как только начинаешь рассказывать, вдруг становится очень спокойно, потому что взглядом встречаешься с искренней заинтересованностью студентов и от этого испытываешь невозможную, почти детскую радость.

– Как вы воспринимаете отзывы от студентов, которые – насколько можно судить – являются в большей степени положительными? Ощущаете ли вы некоторую ответственность?

Юрий Юркин. Я стараюсь читать все отзывы и особое внимание обращаю на негативные. Если комментарий, например, о методике или стиле преподавания кажется мне конструктивным, то стараюсь внести необходимые изменения в программу. Последние изменения как раз стали реакцией на мнение студентов. Одновременно актуализация программы и тематического плана соответствует современным открытиям в науке и новым исследованиям. Наша программа стала более инклюзивной, ориентированной на представителей всех территорий, гендеров, сексуальных идентичностей.

Вам также может быть интересно:

Работы студентов Школы дизайна впервые выставят на аукцион

4 декабря в HSE ART GALLERY открывается предаукционная выставка работ учащихся Школы дизайна НИУ ВШЭ. В течение двух недель экспозиция будет доступна для всех любителей современного искусства, после чего она отправится в ГУМ, где пройдёт совместный новогодний аукцион SAMPLE и HSE ART GALLERY.

В магистратуре ВШЭ будут готовить современных художников

В Школе дизайна НИУ ВШЭ открывается многопрофильная магистерская программа «Практики современного искусства». Здесь подготовят художников-практиков, которые смогут заниматься разными областями современного искусства — от живописи до видеоинсталляций и съемок собственных фильмов. Об устройстве программы, содержании учебных курсов и о том, можно ли вообще «выучиться на художника», новостной службе ВШЭ рассказали преподаватели программы.

Абитуриенты совместной магистратуры ВШЭ и «Гаража» получат гранты на обучение

Чтобы получить образовательный грант, который полностью покроет стоимость двухлетнего обучения в магистратуре, абитуриенты должны будут продемонстрировать лучшие результаты во время вступительных экзаменов. Решение о присуждении гранта будет озвучено приемной комиссией — преподавателями программы и сотрудниками Музея «Гараж» — до начала учебного года.

«Научим студентов критиковать друг друга самыми изощренными способами»

Школа дизайна ВШЭ во второй раз ведет набор на бакалаврскую программу «Современное искусство». Одной из главных дисциплин учебного плана является арт-критика. В новом учебном году студенты смогут изучать ее под руководством главного редактора The Art Newspaper Russia Милены Орловой.

Вышка и «Гараж» начнут готовить кураторов и арт-менеджеров для современных музеев

Летом 2019 года в ВШЭ пройдет первый набор на магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве». Преподавателями программы станут сотрудники и партнеры-эксперты Музея современного искусства «Гараж», а здания Музея в Парке Горького превратятся в полноценный университетский кампус, где студенты будут слушать лекции, работать над проектами и общаться с тьюторами. О том, чему и как планируют учить будущих кураторов и арт-менеджеров, новостной службе ВШЭ рассказали академический руководитель программы, старший куратор «Гаража» Екатерина Иноземцева и руководитель академических программ «Гаража», заместитель заведующего Базовой кафедрой Музея «Гараж» Мария Польникова.

Музей современного искусства «Гараж», бренд одежды UNIQLO и Школа дизайна НИУ ВШЭ проведут RecycleDay

18 ноября в Музее «Гараж» впервые состоится Recycle Day — мероприятие, организованное совместно с UNIQLO и Школой дизайна НИУ ВШЭ и посвященное актуальным темам устойчивого развития и повторного использования одежды.

Дискуссионная программа Музея «Гараж» на Дне Вышки

Не так давно Высшая школа экономики и Музей современного искусства «Гараж» создали совместную базовую кафедру, запустили курс для студентов бакалавриата и не думают на этом останавливаться. Совместные программы и большие проекты встречаются у университетов и самых различных организаций все чаще, растет и число заказов на научные работы в интересах бизнеса, власти, НКО и культурных центров. Музей «Гараж» и ВШЭ решили использовать площадку Дня Вышки для того, чтобы обсудить вопросы таких взаимодействий: зачем компаниям приходить в университеты, как глубоко в образовательный процесс можно допускать неуниверситетских партнеров, зачем заказывать целые научные исследования перед запуском нового продукта  и многое другое.

Высшая школа экономики начинает долгосрочное сотрудничество с Музеем современного искусства «Гараж»

В 2018 году Музей современного искусства «Гараж» расширяет программу просветительских проектов и начинает сотрудничество с Высшей школой экономики в области современного искусства и художественных практик.

В Вышке открывается программа по современному искусству

«В наше время говорить, что можно существовать только в пространстве традиционного искусства, — совершенная нелепость», — считает арт-критик, историк искусства и академический руководитель новой программы «Современное искусство» Леонид Бажанов. Об особенностях новой бакалаврской программы он рассказал новостной службе ВШЭ.

В Вышке прошла открытая лекция художника Эрика Булатова

12 декабря в Вышке с открытой лекцией выступил Эрик Булатов, художник-авангардист, один из основателей соцарта. Декабрьские лекции Эрика Булатова, организованные Школой филологии НИУ ВШЭ, становятся традиционными — художник встретился со студентами, преподавателями и гостями университета уже второй раз.