• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

AHELO: международное измерение российского студента

Российские вузы продолжают участвовать в международном проекте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Оценка результатов обучения в высшем образовании» (Assessment of Higher Education Learning Outcomes, AHELO). Комментирует директор Центра ОЭСР ВШЭ Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Татьяна Мешкова.

— Татьяна Анатольевна, наш портал сообщал о подготовке к началу проекта AHELO. Расскажите, пожалуйста, о текущем этапе исследований.

— В мае этого года завершился основной этап полевого исследования по двум направлениям проекта — «Экономика» и «Инженерные науки». Мы тестировали студентов, а также проводили опросы как самих студентов, так и преподавателей и координаторов проекта от участвующих в нем вузов. В обоих направлениях проекта принимают участие 24 вуза, 17 из них  — в «Экономике» и 10 — в «Инженерных науках» (три вуза — САФУ, СВФУ, УрФУ — участвуют в обоих направлениях). При этом надо учитывать, что решение о включении России в проект AHELO по направлению «Инженерные науки» принято Минобрнауки России только весной этого года, и было непросто за это короткое время заинтересовать вузы и провести исследования в полном соответствии с международными требованиями. В экономическом направлении приняли участие 2400 студентов, в инженерном — 1181.

— Каковы основные результаты исследования на сегодня?

— Пока и в самом деле речь может идти только о промежуточных результатах. Подводить итоги рано, они будут представлены международным консорциумом разработчиков всем странам-участницам в конце этого года. Основным результатом проекта сейчас я бы назвала поддержку этого проекта со стороны российских вузов, заинтересованность со стороны студентов, преподавателей, руководителей вузов. На мой взгляд, отношение вузов к проекту AHELO показательно — сегодня многие университеты уже не боятся сравнивать себя с другими вузами, не отвергают возможность использования международных инструментов для оценки качества подготовки своих выпускников.

Впрочем, в настоящее время задача сравнения вузов, как таковая, в рамках AHELO не ставится. По сути, пока только изучается принципиальная возможность оценки компетенций студентов на международном уровне, и поэтому студенты участвовали в проекте скорее как эксперты — высказывали свои мнения и предложения по улучшению оценочного инструментария.

Стоит добавить, что в ходе многочисленных семинаров и вебинаров мы обсуждали текущие задачи и перспективы проекта с экспертами из университетов и можем констатировать, что на наших глазах возникает экспертная сеть в области новых подходов к формированию и оценке компетенций студентов.

— Какую роль в проекте играет ВШЭ?

— Высшая школа экономики в соответствии с поручением Минобрнауки России выполняет роль национального координатора AHELO, на портале нашего университета есть сайт проекта. Координирующие функции выполняют совместно Центр мониторинга качества образования Института развития образования ВШЭ и Информационно-координационный центр по взаимодействию с ОЭСР Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. По инженерному направлению координирование проекта осуществляется нами совместно с Высшей инженерной школой УрФУ.

Одновременно Вышка является участником экономического направления проекта. В основном исследовании приняли участие студенты и преподаватели МИЭФ, факультета экономики, отделения статистики, анализа данных и демографии, факультета мировой экономики и мировой политики, а также факультетов экономики трех филиалов ВШЭ. В общей сложности в тестировании AHELO приняли участие 200 студентов Вышки. Пока неизвестно, насколько успешно в целом они справились с заданиями AHELO, но мы надеемся, что в ближайшее время мы сможем назвать имена студентов ВШЭ, которые продемонстрировали лучшие результаты.

Все студенты, прошедшие тестирование AHELO, а также преподаватели и сотрудники университетов, принимавшие участие в исследовании, получат международные сертификаты ОЭСР и международного консорциума разработчиков по главе с Австралийским советом по исследованиям в образовании (ACER). Кстати, идея выдачи таких международных сертификатов студентам всех стран-участниц была выдвинута нами и была поддержана ОЭСР и 17 странами–участницами проекта. К числу других важных идей, выдвинутых экспертами ВШЭ и поддержанных на международном уровне, стало предоставление студентам возможности выбора языка тестирования — возможности прохождения как переведенных и адаптированных тестов, так и оригинальных англоязычных тестов, что является важным показателем интернационализации образования.

Кроме того, мы не ограничились при проведении исследования только международным инструментарием, но и дополнили его собственными оригинальными онлайн анкетами для студентов и преподавателей. Надеемся, это позволит нам получить дополнительную информацию о том, какие факторы влияют на качество компетенций.

— Можно ли считать AHELO неким аналогом российского ЕГЭ, но только не для школы, а для вуза?

— Проект AHELO, безусловно, преследует те же цели, что и школьный ЕГЭ в России, прежде всего, обеспечивает объективность и независимость оценки знаний и компетенций учащихся по завершении определенной ступени образования. Подобно ЕГЭ, AHELO предусматривает как тестовые, так и открытые задания с конструируемыми ответами (что-то вроде кейсов). Кстати, именно эти, последние, как выяснилось, представляют наибольшую сложность для наших студентов, поскольку менее распространены в обычном учебном процессе. Но вместе с тем именно эти задания сами студенты оценивают как наиболее интересные и полезные для себя.

В то же время было бы неправильно приравнивать AHELO к ЕГЭ для вузов. Потому что в рамках данного проекта используется международный инструментарий, разработанный международными командами экспертов для конкретных исследовательских целей. AHELO и другие международные проекты (скажем, PISA), в которых участвует Россия, могут дополнять национальную систему оценки качества образования, но не могут заменить ее.

— Каковы перспективы реализации AHELO, в том числе в России?

— Пока проект реализуется как пилотный, и возможность его дальнейшего развития как лонгитюдного исследования, аналогичного школьному проекту PISA, будет во многом зависеть от тех результатов, которые будут получены по итогам проведения исследования в разных странах. Будущее проекта также зависит от возможностей его поддержки на международном уровне, поскольку дело это очень дорогостоящее и трудоемкое. Но, думаю, сам подход и методология проекта AHELO могут быть востребованы Минобрнауки России и российскими вузами в связи с появившимися в последнее время предложениями проводить внешнюю аттестацию студентов-бакалавров и формировать механизмы общественно-профессиональной аккредитации вузов.

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.