• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заседание Российского общественного совета по развитию образования

2 ноября на очередном заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) обсуждалась проблема оплаты учителей.

Суть проблемы, которая обсуждалась, выразил, открывая очередное его заседание, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Мы уже вышли из нищеты, надо не только уметь экономить, но правильно тратить». Вопрос, на который попытались ответить эксперты, практики, чиновники: «Как решить проблему зарплаты учителей к 2008 году» - был вынесен в тему заседания.

У государства российского появились, наконец, средства, чтобы переломить несправедливую ситуацию, когда учителя годами работают «за спасибо». Зарплата их существенно ниже, чем в других секторах российской экономики. Национальный проект в сфере образования предусматривает повышение зарплаты учителей на 20%, но и это позволит ей достичь уровня лишь в 65% от средней зарплаты по экономике России, отметил Ярослав Кузьминов. «При этом зарплата учителя будет существенно отставать от заработной платы врача», - сказал он.

Заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина привела несколько цифр. С учетом покупательной способности зарплата российского учителя в 5 раз ниже, чем в индустриально развитых странах, что, по ее мнению, «подрывает конкурентоспособность учащихся». Для адекватного повышения зарплаты 1.684 тысячам учителей понадобится 410 млрд рублей, или 1,5% ВВП в 2008 году, нынешние же 0,7% ВВП – «только половина необходимых средств», - подчеркнула г-жа Абанкина. Еще одна возможность привлечения средств на среднее образование - дополнительные платные услуги семьям учащихся. Оказание таких услуг может дать дополнительно 0,4% ВВП (120 млрд рублей в фонд заработной платы). Семьям, которые не в состоянии оплачивать эти услуги, следует оказывать адресную поддержку, считают эксперты РОСРО.

Даже при действующей системе организации среднего образования и оплаты труда учителей можно правильно распределить ресурсы так, чтобы учитель не жил в нищете. Это доказывает опыт Санкт-Петербурга – там с губернатором была достигнута договоренность о финансировании и реализации новой модели, разработанной, кстати, питерским филиалом ГУ-ВШЭ. Есть положительный опыт эксперимента по изменению механизма оплаты труда в Чувашии и других регионах, сообщали докладчики.

На заседании было утверждено обращение к руководству страны, с предложением включить образование в число приоритетных национальных проектов и увеличить к 2008 году зарплаты учителям до 20-21 тысячи рублей в месяц. Для этого нужны государственные гарантии размера оплаты труда учителей, считают участники заседания. Гарантии должны обеспечиваться как за счет целевой помощи из средств федерального бюджета, так и путем привлечения средств местных бюджетов (для этого эффективных законодательных предпосылок сегодня нет). Необходимо также упразднить почасовую систему оплаты труда учителей, ввести так называемое нормативно-подушевое финансирование. «Деньги, которые идут за учащимся», поощрят внеклассную работу, повысят статус учителя, качество его труда. Достойная оплата нелегкого труда привлечет новые, качественные кадры в образование. («Увеличение зарплат позволит прекратить отрицательный отбор в отрасль и привлечь по-настоящему талантливых специалистов - тех, кто действительно хочет учить!» - жарко настаивала Ирина Абанкина.)

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова сообщила, что экспертный совет Комитета уже обсудил поправки в законодательство относительно статуса педагогического работника, касающиеся «не только зарплаты, но других позиций».

Участники заседания отметили, что планы установить премию лучшим учителям – плодотворная идея, но для ощутимого воздействия на школу необходимо ежегодно премировать в размере 100 тысяч рублей не 10, а 50 тысяч преподавателей средних школ, считают эксперты. С соответствующей просьбой Совет обратился к Президенту РФ.

_______________________________________________________

В СМИ по теме:

"Внутренний резерв" учительской зарплаты // Солидарность № 41, 09 ноября 2005

Откуда взять деньги для школы // Известия № 205, 11 ноября 2005

Пять решений одной задачи // Учительская газета № 47, 29 ноября 2005

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.