• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заседание Российского общественного совета по развитию образования

2 ноября на очередном заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) обсуждалась проблема оплаты учителей.

Суть проблемы, которая обсуждалась, выразил, открывая очередное его заседание, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Мы уже вышли из нищеты, надо не только уметь экономить, но правильно тратить». Вопрос, на который попытались ответить эксперты, практики, чиновники: «Как решить проблему зарплаты учителей к 2008 году» - был вынесен в тему заседания.

У государства российского появились, наконец, средства, чтобы переломить несправедливую ситуацию, когда учителя годами работают «за спасибо». Зарплата их существенно ниже, чем в других секторах российской экономики. Национальный проект в сфере образования предусматривает повышение зарплаты учителей на 20%, но и это позволит ей достичь уровня лишь в 65% от средней зарплаты по экономике России, отметил Ярослав Кузьминов. «При этом зарплата учителя будет существенно отставать от заработной платы врача», - сказал он.

Заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина привела несколько цифр. С учетом покупательной способности зарплата российского учителя в 5 раз ниже, чем в индустриально развитых странах, что, по ее мнению, «подрывает конкурентоспособность учащихся». Для адекватного повышения зарплаты 1.684 тысячам учителей понадобится 410 млрд рублей, или 1,5% ВВП в 2008 году, нынешние же 0,7% ВВП – «только половина необходимых средств», - подчеркнула г-жа Абанкина. Еще одна возможность привлечения средств на среднее образование - дополнительные платные услуги семьям учащихся. Оказание таких услуг может дать дополнительно 0,4% ВВП (120 млрд рублей в фонд заработной платы). Семьям, которые не в состоянии оплачивать эти услуги, следует оказывать адресную поддержку, считают эксперты РОСРО.

Даже при действующей системе организации среднего образования и оплаты труда учителей можно правильно распределить ресурсы так, чтобы учитель не жил в нищете. Это доказывает опыт Санкт-Петербурга – там с губернатором была достигнута договоренность о финансировании и реализации новой модели, разработанной, кстати, питерским филиалом ГУ-ВШЭ. Есть положительный опыт эксперимента по изменению механизма оплаты труда в Чувашии и других регионах, сообщали докладчики.

На заседании было утверждено обращение к руководству страны, с предложением включить образование в число приоритетных национальных проектов и увеличить к 2008 году зарплаты учителям до 20-21 тысячи рублей в месяц. Для этого нужны государственные гарантии размера оплаты труда учителей, считают участники заседания. Гарантии должны обеспечиваться как за счет целевой помощи из средств федерального бюджета, так и путем привлечения средств местных бюджетов (для этого эффективных законодательных предпосылок сегодня нет). Необходимо также упразднить почасовую систему оплаты труда учителей, ввести так называемое нормативно-подушевое финансирование. «Деньги, которые идут за учащимся», поощрят внеклассную работу, повысят статус учителя, качество его труда. Достойная оплата нелегкого труда привлечет новые, качественные кадры в образование. («Увеличение зарплат позволит прекратить отрицательный отбор в отрасль и привлечь по-настоящему талантливых специалистов - тех, кто действительно хочет учить!» - жарко настаивала Ирина Абанкина.)

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова сообщила, что экспертный совет Комитета уже обсудил поправки в законодательство относительно статуса педагогического работника, касающиеся «не только зарплаты, но других позиций».

Участники заседания отметили, что планы установить премию лучшим учителям – плодотворная идея, но для ощутимого воздействия на школу необходимо ежегодно премировать в размере 100 тысяч рублей не 10, а 50 тысяч преподавателей средних школ, считают эксперты. С соответствующей просьбой Совет обратился к Президенту РФ.

_______________________________________________________

В СМИ по теме:

"Внутренний резерв" учительской зарплаты // Солидарность № 41, 09 ноября 2005

Откуда взять деньги для школы // Известия № 205, 11 ноября 2005

Пять решений одной задачи // Учительская газета № 47, 29 ноября 2005

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

В гиг-экономике сохраняется гендерный разрыв

Ученые из Института образования НИУ ВШЭ изучили данные о рабочем графике преподавателей онлайн-школы английского языка и показали, что женщины в возрасте 25–35 лет работают меньше, чем мужчины. Это связано с их более низкой загруженностью в вечерние часы. Статья “Women in gig economy work less in the evenings” опубликована в Scientific Reports.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.