• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стартап проекта: путь воина

17 февраля на факультете бизнес-информатики Павел Лебедев, исполнительный директор агентства интерактивного маркетинга "КСАН", прочитал лекцию "Стартап проекта: путь воина" и ответил на вопросы студентов и выпускников, запускающих собственные инновационные проекты.

Лекция состоялась в рамках еженедельных встреч, организуемых магистерскими программами "Электронный бизнес", "Технологическое предпринимательство" и программой профессиональной переподготовки "Менеджмент в сфере электронного бизнеса и Интернет-проектов".

Агентство интерактивного маркетинга "КСАН" занимается профессиональной разработкой мультимедийных маркетинговых продуктов, таких как вирусные веб-проекты, презентации, интерактивные рекламные игры, виртуальные туры, мультимедиа-открытки и другие проекты. Шесть лет назад компания "КСАН" являлась инновационным проектом, над реализацией которого работала небольшая группа молодых людей. На сегодняшний день компания добилась существенного успеха в своей сфере: среди клиентов "КСАН" такие компании как HР, Intel, РЖД; по итогам 2008 года компания заняла 4-е место в рейтинге креативности ассоциации коммуникационных агентств России в сегменте Интерактив.

Павел Лебедев поделился секретами успеха агентства "КСАН", расшифровал "базовые механизмы культуры построения живого процесса". Он рассказал, как запустить свой собственный проект и эффективно построить работу в команде, как сохранить веру в свое дело и развивать проект на основе "человеческих" принципов.

С первых минут лекция приняла форму беседы, в ходе которой возникали разногласия и даже споры. "Рецепты не работают, — сказал г-н Лебедев. — В сложившейся динамичной среде основополагающее значение имеют личные качества человека: смелость, креативность, гибкость. Знания без действий ничего не стоят, они слишком быстро теряют актуальность". Таким образом, встреча была посвящена не инструментам, не "рецептам" успешного стартапа, а основным принципам личностного развития и развития людей внутри команды.

Ключевой вопрос — как начать? Самое главное в начале проекта — не бояться "делать дела", для этого нужно быть сильным и честным. Чем важнее, интереснее и сложнее цель, тем больше сил появляется для ее достижения. Как правило, проблем, связанных с отсутствием идей, не бывает: если много и активно делать — идей всегда больше, чем можешь реализовать. Нужно начать действовать, а дальше развитие происходит по спирали: чем больше делаешь, тем больше появляется идей для воплощения.

При реализации любого проекта важно учитывать его актуальность. Возможно, идея проекта уже не так хороша? Ее можно улучшить? Каким образом? А можно ли использовать в другой сфере? А может, она вовсе уже не работает? Задавайте себе эти вопросы, советует Павел Лебедев.

Как не потерять энтузиазм, не "затухнуть"? Г-н Лебедев выделяет несколько правил, которые помогают сохранить веру в свое дело:

  • стремиться доделывать абсолютно все дела до конца;
  • учиться действовать "с огоньком", нацелиться на лучший результат;
  • осознавать конечную цель своего дела, решать задачи в рамках конкретной цели, а не просто выполнять функции;
  • уметь вовремя расслабиться и отдохнуть.

Павел Лебедев отмечает, что без усилий над собой энтузиазм не сохранится, и, соответственно, проект реализовать будет сложно. Кроме того, в большинстве случаев увлеченности одного человека недостаточно, чтобы запустить проект: нужно воодушевить команду, организовать эффективное взаимодействие между ее участниками, развивать каждого. Лектор рассказал, как с этой задачей справились основатели "КСАН".

Как организовался "КСАН"? Первоначально собралась команда мотивированных, готовых работать людей и поставила перед собой цель — запустить и развивать проект. Они организовывали регулярные встречи, на которых обсуждали пути развития проекта в режиме мозгового штурма — метода генерации решения задач, при котором на первом этапе приоритетным является максимальное количество возможных решений, независимо от качества и проработанности, чтобы на втором этапе из большого количества решений выбрать оптимальное. "Главное здесь — не критиковать, — говорит Павел Лебедев. — Нельзя гасить поток мыслей". Общение команды также осуществлялось посредствам Skype и других программных приложений, а поиск первых клиентов происходил посредством "холодных звонков".

В "КСАНе" особенно важна роль менторов: взаимоотношения в команде строятся на принципе "заботы об идущих следом". Каждый член команды не выполняет конкретную функцию, например "программирование", а решает новые интересные для себя задачи, растет. Он может одновременно принимать участие в нескольких проектах и в одном быть, например, руководителем, а в другом — помощником или консультантом.

Исполнительный директор "КСАНа" рассказал об основных принципах межличностных взаимодействий в команде — о "базовых механизмах культуры построения живого процесса":

Не гасить импульсы

Слушать, позволять высказываться, позволять работать, даже если считаете, что человек может не справиться со своим заданием. Помогать, корректировать, но не запрещать работать.

Информировать

Рассказывать обо всех своих идеях, точно и оперативно. Передавать так любую информацию.

Не оставлять ничего без внимания

Если что-то непонятно — разобраться, разложить все "по полочкам", чтобы не оставалось никаких вопросов.

С полным списком "базовых механизмов" можно ознакомиться на сайте www.nadprof.ru.

Вторую половину лекции Павел Лебедев посвятил ответам на вопросы студентов. Вот некоторые из них:

— В какой момент вы поняли, что ваши проекты стали получаться?

— Мы не рассматриваем проекты с этой точки зрения — получается или нет. Мы задаем себе вопрос: что нужно сделать, чтобы проект заработал. Мы не отказываемся от реализации идей, если они актуальны.

— Кто главный в проекте? Кто назначает руководителя проекта?

— Руководителем автоматически становится тот, кто больше всего делает; тот, от кого исходила инициатива.

— Вы получаете более 100 электронных писем в день, ведь в компании несколько сквозных рассылок. Как вы справляетесь с большим количеством информации?

— Это требует некоторой сконцентрированности, собранности. В целом важно получать информацию о тех проектах, в которых вы работаете, в которые вы вовлечены непосредственно. Остальные письма я читаю, когда есть свободная минута.

— Что такое вторая логика?

— Так мы называем способ мышления, специально распространенный в нашей команде. Его суть очень сложно объяснить на словах — вторая логика развивается постепенно, в системе. Она учит думать шире, осознанно выбирать границы рассмотрения вопросов и задач. Думать в рамках цели, в рамках "действия".

Арминэ Шагинян, Екатерина Лобза, Юлия Таратухина
Фотография Екатерины Лобза

Вам также может быть интересно:

Студенты и выпускница ВШЭ получили гранты по программе поддержки научно-технических проектов «УМНИК»

8 февраля стали известны имена победителей конкурса инновационных проектов молодых исследователей по программе «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Двое студентов и одна выпускница Высшей школы экономики получат гранты в размере 500 тысяч рублей на проведение научно-исследовательских работ и дальнейшее развитие своих проектов.

Все научные интернет-проекты Вышки собраны на одном сайте

Архив Мандельштама, Определитель языков России, «Facebook прошлого» — всего около полусотни профессиональных порталов, электронных словарей и баз данных, созданных учеными Вышки. Инициатива по формированию банка таких ресурсов получила название «Проект HSE».

«Самообман — одна из главных проблем в стартапах»

Выпускник Вышки Микаэл Ян — резидент крупнейшего в мире акселератора стартапов 500 Startups. В интервью для «Конструктора успеха» Микаэл рассказал, чем выгодны боты, как не потерять силу духа при общении с инвесторами и как он попал в 500 Startups благодаря пробитой покрышке на шоссе в Сан-Франциско.

Студенты факультета компьютерных наук прошли практику в Facebook

Cтуденты бакалавриата факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Илона Папава, Роман Александров и Павел Белов в течение трех месяцев проходили стажировку в штаб-квартире компании Facebook (Менло-Парк, США). Как они получили эту возможность, в чем заключались их обязанности в компании и какое впечатление на них произвел Марк Цукерберг, они рассказали новостной службе ВШЭ.

«За время учебы я завершила более десятка интернет-проектов»

Идет прием на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Выпускница программы Ирина Поддубная рассказывает о своей учебе на программе, карьере и специфике интернет-маркетинга в Сибири.

342

заявки подали молодые предприниматели на ежегодную премию Бизнес-инкубатора Вышки «Стартап года».

Школа, где учили вести бизнес с пользой для общества

Социальный бизнес не перестает быть бизнесом из-за того, что он социальный — модное название не должно прикрывать неумение вести дела. В этом уверены организаторы завершившейся Летней школы ВШЭ «Выбор молодых — предпринимательство в социальной сфере», которая стала по сути конкурсом стартапов.

Школа, где идеи превращали в стартапы

Закончилась первая летняя школа «Инновации в образовании», организованная НИУ ВШЭ. В течение трех дней под руководством экспертов ее участники дорабатывали свои образовательные проекты, для того чтобы в сентябре представить их потенциальным инвесторам на Московском международном салоне образования.

100 млн руб.

инвестиций привлекли компании, созданные в бизнес-инкубаторе ВШЭ.

Как не провалить творческий стартап

В рамках театрального фестиваля под открытым небом «Ф.АКТ» в летнем кинотеатре «Пионер» преподаватели ВШЭ провели мастер-класс, посвященный разбору типичных ошибок в стартапах творческих инициатив.