• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Формула успеха: 5 + 1 = Летняя школа

1 апреля, во Всемирный день смеха, заканчивается регистрация участников на одну из самых серьезных школ ГУ-ВШЭ — Летнюю школу институционального анализа (RSSIA-2009). О школе рассказывают ее организаторы.

Мария Юдкевич
Мария Юдкевич
Итак, в Лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ГУ-ВШЭ выведена новая формула успеха: к пяти всем известным чувствам добавить радость, хорошенько взболтать с самыми активными молодыми исследователями, размешать с заслужившими признание экспертами и вывезти на свежий воздух в Подмосковье.

Радость

Мария Юдкевич, руководитель ЛИА, академический директор RSSIA-2009:

— Все чувства очень важны, и делают нашу академическую жизнь яркой и полной разнообразных красок. Но самое главное, конечно, это любить то, что ты делаешь. Точнее, найти для себя в жизни то, от созидания чего ты будешь получать удовольствие. И наша школа как раз для тех, для кого исследования институтов в самых разнообразных их проявлениях — в радость. Мы надеемся, что кому-то школа поможет найти единомышленников, кому-то подскажет ответы на давно возникшие вопросы, кому-то даст идею нового исследования. Но в любом случае, мы верим, что у всех это укрепит чувство радости от творчества и занятия любимым делом.

Слух

Мария Семенова, младший научный сотрудник ЛИА, член оргкомитета RSSIA-2009:

Мария Семенова
Мария Семенова
— Умение слушать и слышать бесценно в нашей работе. Воспринимать все новое чрезвычайно важно: это позволяет быть в курсе последних достижений, самых передовых исследовательских методик, развиваться и профессионально расти. Поэтому большую роль на Летней школе играют наставники — приглашенные эксперты. Услышать лекции экспертов — пожалуй, возможность для участников особенная. Мы стараемся, чтобы состав экспертов не только позволял осветить в полной мере проблематику конкретной Летней школы, но и показать все многообразие возможных взглядов и подходов к изучению той или иной проблемы. К нам приезжают известные экономисты и социологи, представители ГУ-ВШЭ (например, Владимир Автономов, Светлана Авдашева, Андрей Верников, Ярослав Кузьминов, Ольга Кузина, Вадим Радаев, Сергей Рощин, Яна Рощина, Ирина Хованская, Мария Юдкевич и другие) и других институтов и организаций, таких, как РЭШ и ЦЭФИР (например, Константин Сонин (включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента), Андрей Бремзен, Антон Суворов, Алексей Савватеев), МГУ (Андрей Шаститко, Полина Крючкова). Кстати, с этого года на Летней школе можно будет услышать и английскую речь. В этом году одним из экспертов согласился стать Джон Най из George Mason University.

Но лекции — не единственное, на что участники могут рассчитывать на Летней школе. Мы понимаем, что главное для каждого — услышать мнение о собственном исследовании. Такая возможность у участников, безусловно, есть: во время семинаров участники работают вместе — рассказывают о своих исследовательских проектах, выступают в дискуссиях, слушают рекомендации и советы экспертов. Так формируется экспертная поддержка!

Когда заканчиваются официальные мероприятия, общение переходит на новый, неформальный уровень. И такое общение иногда становится для участников самым полезным: услышанное в дружеской беседе мнение эксперта порой остается в памяти, и именно оно и применяется затем в дальнейшей работе над исследованием.

Вкус

Яна Козьмина
Яна Козьмина
Яна Козьмина, менеджер ЛИА, член оргкомитета RSSIA-2009:

— Обстановка на Летней школе способствует легкому аскетизму: кормят, но мало, всего 2 кофебрейка и 3 раза шведский стол. Организм, привыкая к поглощению тонн полезной информации, не воспринимает первое, второе и компот как что-то серьезное. Поэтому участники по ходу мероприятия развивают вкус к общению, гулянию и спортивным играм, стараясь хоть как-то отвлечься от желания еще что-нибудь усвоить.

Осязание

Елена Подколзина, научный сотрудник ЛИА, председатель оргкомитета RSSIA-2009:

— "Осязание" — очень важно для исследователя. Для развития "осязания" мы ввели в программу Летней школы инструментальные семинары. Основная идея заключалась в том, что ученым мало что-либо лицезреть, важно понимать, почему так происходит. Например, мы видим, что не работает законодательство о банкротстве, которое вроде бы позаимствовано из успешного законодательства другой страны. Но у нас почему-то не действует. Соответственно нам важно понять, почему так происходит. И инструментальные семинары это как раз способ предоставить молодым исследователям инструменты для этого. Чтобы сумели разобраться в том, что видят, "пощупать", проанализировать, выявить какие-то взаимосвязи и прийти к какому-то результату.

В этом году мы впервые внедрили инструментальные семинары, в которых будет сделан специальный акцент именно на методах исследования. Для каких задач, какой метод наиболее применим, в чем его преимущества, а в чем недостатки. Какие есть ограничения в его применении, и вообще как его нужно использовать, чтобы не получилось "слышал звон, но не знаю, где он". Эксперты подробно остановятся на том, как использовать выбранные инструменты и как донести результаты до других, "не расплескав".

Обоняние

Анна Бальсевич
Анна Бальсевич
Анна Бальсевич, младший научный сотрудник ЛИА, член оргкомитета RSSIA-2009:

— Вот, казалось бы, для чего исследователю "обоняние"? Чтобы уметь что-то найти. Что же ему нужно искать и находить для того, чтобы быть успешным исследователем?

Во-первых, интересные идеи, которые потом перерастают в новые исследования, законченные работы. А, во-вторых, искать и поддерживать контакты. Контакты со своими коллегами, с которыми можно что-то обсудить, получить какой-то feedback. Высказать свою точку зрения о других исследованиях, получить какую-то информацию, которой нет у тебя, но есть у другого человека.

Собственно говоря, это то, чему мы учим на Летней школе, и чем мы помогаем, проводя школу. Потому что мы, с одной стороны, как раз собираем в одном месте интересных людей с интересными проектами. А с другой стороны, помогаем людям нащупать какие-то интересные места в своих работах, показать направления дальнейшего развития.

Еще одна такая важная идея, которую мы надеемся донести посредством Летних школ, это то, что очень многие вещи интереснее и проще делать вместе, то есть вместе искать, вместе что-то разрабатывать, вместе получать результаты. Главное — искать и находить!

Зрение

Александр Красильников, сотрудник ЛИА, член оргкомитета RSSIA-2009:

— Глаза всегда боятся что-то пропустить, и что-то неизбежно пропускают, и мы даем им второй шанс. В прошлом году мы сделали пилотный проект, попытались записать все прозвучавшие на Летней школе лекции и доклады приглашенных экспертов. В этом году мы надеемся, что каждый участник нашей Летней школы получит диск с полным комплектом видеозаписей. Как показывает практика, это бывает очень полезно, потому что некоторые воспоминания как-то стираются, особенно когда есть такой большой поток информации. Те, кто побывал на Летней школе, смогут теперь все вспомнить. К тому же участникам теперь не обязательно записывать от руки быстро-быстро, боясь потерять мысль. Вместо этого они имеют возможность позже, не торопясь, отсмотреть, что было высказано, возможно, найти то, что было не замечено во время лекции.

Ну а те, кто не попал на школу, но хотел бы повысить свой уровень, тоже теперь имеет возможность все узнать — материалы лежат в свободном доступе. У нас очень большая активность по просмотру материалов как участниками, так и теми, кто не смог приехать.

Для новичков, кстати, это еще и возможность оценить уровень школы до того, как они пытаются подать заявку.

Елена Подколзина, Анна Бальсевич и Александр Красильников более подробно рассказали и о сути предстоящей Летней школы.

Елена Подколзина
Елена Подколзина
Е. Подколзина:

— В этом году Летняя школа носит название "Институты, образование и рост", и пройдет она уже в третий раз, с 1-го (заезд) по 7-ое (отъезд) июля.

Суть в том, что на неделю собирается порядка 30—40 участников для совместного обсуждения с коллегами своих проектов. Также форматом школы предусмотрены лекции приглашенных лекторов. Те, кто хочет больше узнать об экспертах, которые уже подтвердили свое согласие, могут зайти на сайт. После лекций практически каждый день идут так называемые инструментальные семинары. И в один из дней приглашаем несколько крупных, на наш взгляд, экспертов, чтобы организовать круглый стол, на котором они обсуждают заданную проблему.

Всех участников мы делим на отдельные тематические группы, чтобы работы их были наиболее близки. В этом году планируем сделать 4 группы, в рамках которых участники сделают презентации своих работ. У них будут оппоненты и из числа экспертов, и из числа участников. Каждый участник делает доклад и выслушивает реакцию оппонентов, затем отвечает на вопросы. Вот так устроены семинары, где они презентуют свои собственные работы.

— Как можно стать участником Летней школы?

А. Красильников:

— Для этого надо заполнить заявку. Из чего состоит заявка? Из анкеты, которая содержит общие вопросы: как зовут потенциального участника, откуда он, что окончил или что оканчивает, где работает, каковы профессиональные интересы, какие есть у человека публикации — это основные разделы. Плюс мотивационное письмо и непосредственно проект исследования. В мотивационном письме мы просим участника ответить на вопрос, почему он хочет участвовать в Летней школе, и что, по его мнению, ему даст участие в ней.

— Участники в основном из Вышки? Или география шире?

А. Бальсевич:

— Да, шире, мы со всей России собираем самых талантливых молодых институционалистов. И из стран СНГ тоже. Сейчас у нас уже есть заявки из Беларуси и с Украины. Казахстан активно участвует на протяжении всех трех лет.

— А как вообще возникла идея проведения Летней школы?

Е. Подколзина:

— Идея Летней школы возникла потому, что мы сами довольно много ездили на разные школы. Ведь в основном подобные школы проходят пока не в России, и далеко не у всех в России есть возможность поехать на эти Летние школы.

И вот посещая большое количество мероприятий подобного рода, мы задумались над идеей что-то взять от них лучшее и попробовать воспроизвести у нас, с учетом наших особенностей и специфики. Не то, чтобы мы взяли с чистого листа и придумали, что это должно выглядеть так, а не иначе. Скорее, мы основывались на том, что сами посещали, что сами видели. То, что нам больше всего понравилось, мы и попробовали реализовать.

— Участники как-то платят за свое участие?

Е. Подколзина:

— Они платят только, чтобы доехать до Летней школы, то есть каждый — за свой билет до Москвы и обратно.

— А помимо лекций и семинаров какая-то неофициальная программа есть?

Е. Подколзина:

— На первой школе оргкомитет играл в баскетбол, на второй школе мы организовали спортивные соревнования по волейболу, потом участники стали сами уже самоорганизовываться, в том числе, и для спортивных игр.

Александр Красильников
Александр Красильников
А. Красильников:

— В прошлом году началась традиция, которую, я думаю, мы будем продолжать, мы достаточно неформально "сидели" преподавательским кружком.

Е. Подколзина:

— Когда мы выбираем пансионат, то специально смотрим, чтобы были большие холлы с креслами, где можно было бы собраться участникам не только в аудитории или в зале, но и в более неформальной обстановке. Мы всегда всячески поддерживаем лекторов, которые готовы беседовать с участниками как по теме, так и не по теме.

— В общем, Летняя школа — это…

А. Бальсевич:

— Прекрасная возможность почувствовать вкус к общению, вкус к развлечениям. Вкус к исследованиям!

Е. Подколзина:

— Мы не ограничиваемся темой, как проводить исследования и кооперироваться по научным проблемам, мы хотели бы подчеркнуть, что Летняя школа — это мероприятие, в котором есть что-то и помимо лекций и инструментальных семинаров.

А. Бальсевич:

— В прошлом году у нас было очень много положительных отзывов от участников. И конечно, нам было очень приятно, что людям понравилось, что они довольны, им интересно.

Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.