• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дневник стажера

Кто такой социолог и зачем ему работать «в поле»? Что такое croudsourcing и «обоснованная теория»? Как нужно цитировать гуманитариев, готовить шашлыки и играть в «мафию»? С 9 по 14 июля в подмосковном Голицыно прошла вторая Летняя школа Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ.

вход

«На школе собрались сотрудники ЛЭСИ и друзья лаборатории, — сказал ее руководитель, первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев. — Цель нашего выезда заключается в том, чтобы спроектировать работу кафедры экономической социологии Вышки и выработать новые подходы к преподаванию тех дисциплин, которые читаются нашими сотрудниками».

день 1. решение вечных вопросов

Началась школа с решения «вечных вопросов».

Аспирант кафедры экономической социологии и научный сотрудник Лаборатории институционального анализа экономических реформ Иван Павлюткин задал тон в обсуждении базовых принципов преподавания экономсоциологии: «Пока мы не ответим на вопрос, что такое социология и экономсоциология, формулировать какие-либо принципы бесполезно». «Социолог, по меткому выражению Геннадия Батыгина, — это тот, кто занимается социологией. То же самое касается и экономсоциолога», — парировал докладчику Григорий Юдин.

Но как объяснить абитуриенту, что же это за профессия — социология? «Археологи не впадают в ярость, если представление о них не идет дальше стереотипа о людях, копающихся кисточкой в земле. Поэтому социологов не должно смущать, когда их воспринимают как «людей с анкетой», — такими словами убеждал собравшихся профессор кафедры социологии Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Даниил Александров.

Профессор Радаев, по его собственному признанию, раньше враждебно относился к таким представлениям о социологе: «Конечно, это представление вошло в обыденное сознание, и мы не должны бороться с ним. Однако нам необходимо наполнять образовательный процесс для наших студентов так, чтобы по окончании университете они могли не только бегать с анкетками и приставать к людям с дурацкими вопросами».

день 2. croudsourcing и тематическое ядро экономсоциологии

Второй день школы был посвящен структуре образовательных программ кафедры и выявлению тематического ядра экономсоциологии. Участники школы, которые будут читать лекции или вести семинары в новом учебном году (и, конечно, те, кто уже читали и вели в прошлом), сопоставили разные учебные программы и выразили свое отношение к темам лекций, спискам обязательной литературы, методам мотивирования младших коллег.

В перерыве между жаркими дебатами выступил президент Фонда «Общественное мнение» Алесандр Ослон, который рассказал о новом феномене croudsourcing. Его суть заключается в том, что через Интернет можно привлечь к обсуждению коммерческих и социальных проблем огромное количество людей и тем самым зарабатывать на этом неплохие деньги. «Возможности Интернета до сих пор недооценены, и на базовой кафедре ФОМ на факультете социологии мы будем заниматься теоретическим и практическим осмыслением феномена croudsourcing», — подвел итог лекции Ослон.

день 3. оценки и электронные ресурсы

Следующий день был посвящен принципам оценки письменных работ студентов (от эссе до дипломных работ), использованию новых баз данных для учебного процесса – о которых студенты факультета социологии, как выяснилось, знают очень мало, – а также необходимости использования электронных ресурсов (по типу ecsocman.hse.ru) и неформальных интернет-площадок а-ля «Живой журнал» или Vkontakte.ru для взаимодействия с подопечными.

день 4. глобальные тренды в образовании и работа «в поле»

В предпоследний день школы научный руководитель Института развития образования, проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин прочел лекцию о глобальных трендах в сфере образования, Даниил Александров рассказал о летней полевой практике в Ленинградской области, главной целью которой было «научить студентов младших и старших курсов работать “в поле”».

день 5. как цитировать гуманитариев

В пятый день школы участники обсуждали плюсы и минусы разработанной в 2007-м году магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков». А Михаил Соколов (старший научный сотрудник научно-учебной Лаборатории социологии образования и науки Санкт-Петербурского филиала ГУ-ВШЭ) прочел лекцию о проблемах цитирования работ гуманитариев. (К сожалению, в дневнике стажера других подробностей не было. Подождем комментариев других участников. – ред.)

дни 1-5. «мафия», шашлыки и «обоснованная теория»

Помимо лекций и обсуждений участники школы обучались методам работы с качественной информацией (о сути «обоснованной теории» и принципах работы с программой Nvivo в течение трех дней рассказывала доцент кафедры социологии и политологии Самарского госуниверситета Оксана Запорожец), вечерами и ночами играли в ролевую игру «Мафия», а также демонстрировали недюжинные навыки по коллективному сплочению на шашлык-party, который прошел субботним вечером.

выход

Вадим Радаев (проректор ГУ-ВШЭ): «Рефлексивная работа состоялась. Мы поняли, как нужно формировать среду и репрезентировать себя».

Оксана Запорожец (преподаватель Самарского университета): «Вы – перфекционисты».

Денис Стребков (доцент кафедры экономсоциологии): «После такой школы я стану преподавать еще лучше»

Дмитрий Крылов, стажер-исследователь ЛЭСИ
Фото: Евгения Надеждина
 

Вам также может быть интересно:

Новый цикл лекций в ЗИЛе преподаватели прочтут вместе со студентами

12 февраля в культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых ученых Вышки «Жизнь после мега-события. Экспедиционный дневник». В его основу легли материалы студенческих экспедиций, прошедших по следам наиболее значимых событий последнего десятилетия.

«Оказаться в тройке номинантов, вместе с двумя потрясающими учеными, было уже неожиданно»

Айгуль Мавлетова, выпускница Вышки и доцент факультета социальных наук, в 27-й день рождения университета получила награду «Золотая ссылка». Новостная служба портала встретилась с обладательницей «премии в премии», чтобы узнать, почему наука интереснее бизнеса.

Тест: что вы знаете о браке и свадебных традициях?

Заключение брака — культурная норма в России. Поход в ЗАГС лидирует среди паттернов совместной жизни, согласно докладам демографов ВШЭ и результатам микропереписи населения 2015 года, которая проводится раз в 10 лет. Редакция IQ.HSE изучила брачные традиции отечества и других стран. Предлагаем проверить — что вы знаете об этих обычаях и институте брака?

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

Тест: что вы знаете о российских фамилиях

Изучение фамилий дает более глубокое понимание процессов рождаемости, миграции и этнического самоопределения. Научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Валерий Юмагузин на данных телефонных справочников населенных пунктов за 2019 год выяснил, как меняется набор фамилий и о чем он говорит. IQ.HSE подготовил тест по мотивам исследования.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на факультет социальных наук

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

Жить одиноко

Около четверти россиян старшего поколения живет в одиночестве. От чего зависит и насколько высок уровень их благополучия, изучили на данных RLMS-HSE за почти четверть века. 

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.