• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ирина Мартусевич: «Мы наблюдаем новые тенденции в сфере взаимодействия бизнеса и вузов»

Ирина Мартусевич: «Мы наблюдаем новые тенденции в сфере взаимодействия бизнеса и вузов»

© Виталий Белоусов / РИА Новости

В МИА «Россия сегодня» состоялась презентация проекта «Открытые уроки о технологиях и профессиях будущего», в которой приняла участие проректор, руководитель аппарата НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич. В ходе дискуссии обсуждались не только особенности этого проекта и перспективы его реализации, но и более широкая проблематика, связанная с профориентацией школьников, трудоустройством студентов, взаимоотношениями вузов с работодателями.

«Открытые уроки о технологиях и профессиях будущего» — совместный просветительский проект Благотворительного фонда «Система» и Российского общества «Знание», реализуемый при поддержке цифровой экосистемы МТС. Его ключевая задача — знакомить школьников и студентов с передовыми российскими технологиями и актуальными профессиями в различных отраслях экономики.

Уроки представляют собой видеоролики, в рамках которых ведущие студии — школьники, студенты и молодые специалисты — рассказывают о современных технологиях в области ИТ, фармацевтики и генетики, электронной коммерции, энергетики и т.д. и показывают на примерах ведущих компаний передовой опыт России в области высоких технологий.

Как сообщила президент БФ «Система» Лариса Пастухова, еще в мае этого года был запущен пилотный урок, посвященный водороду, и его посмотрели 1,7 млн человек. 18 сентября прошел урок, посвященный электроэнергетике, и в течение года будут запущены другие уроки. Трансляции проходят в сообществах «ВКонтакте» и на сайтах РО «Знание» и флагманского образовательного проекта БФ «Система» «Лифт в будущее».

По мнению первого заместителя гендиректора РО «Знание» Владимира Рыбальченко, проект будет способствовать осмысленному обучению ребят, а вице-президент по управлению персоналом АФК «Система» Светлана Матвеева считает, что он поможет формированию у школьников готовности обучаться непрерывно и следовать новациям.

Вице-президент РАН Степан Калмыков отметил важность популяризации знаний и просветительской деятельности, а руководитель Центра социальных и благотворительных программ компании МТС Ольга Юркова заявила, что такие проекты дают уникальную возможность передать молодому поколению экспертизу, накопленную в ведущих технологических компаниях страны.

Ректор Госуниверситета управления Владимир Строев сделал акцент на важности ранней профилизации школьников. В этом вузе есть предуниверсарий, где ребят готовят к практико-ориентированному обучению в университете, а уже с первого курса студенты объединяются в группы и реализуют проекты с предприятиями и корпорациями.

«Мы поддерживаем инициативу БФ “Система” и Российского общества “Знание” по созданию такого прекрасного проекта, как “Открытые уроки о технологиях и профессиях будущего”, и считаем ее полезной для всех нас», — сказала проректор, руководитель аппарата НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич.

Ирина Мартусевич
© Виталий Белоусов / РИА Новости

«Сегодня мы наблюдаем новые тенденции в сфере взаимодействия бизнеса и вузов, где бизнес стремится привлечь наиболее талантливых студентов уже на ранних этапах обучения. В целом компании заинтересованы развивать свой HR-бренд в университетской среде. Мы организуем встречи с руководителями компаний, чтобы изучить, как они сформировали свою профессиональную карьеру, и они готовы делиться советами и практическим опытом со студентами. Кроме того, мы проводим как онлайн-, так и офлайн-школы, которые мы организуем совместно с партнерами из мира бизнеса. В течение нескольких недель студенты разрабатывают проект и представляют его представителям компаний и университета. Это позволяет им уже на этапе обучения выбирать компанию для будущей работы», — считает Ирина Мартусевич.

Она уточнила, что работодатели заинтересованы в максимально подготовленных студентах, что позволит сократить время на адаптацию новых работников на предприятии. Более того, проектная деятельность с участием партнеров из бизнеса может начинаться уже в школах — такой опыт есть в Лицее НИУ ВШЭ, который в этом году впервые набрал восьмые классы. А в университетах бизнес участвует в создании совместных образовательных программ, открывает базовые кафедры. Это достаточно распространенный инструмент, в Вышке открыты кафедры «1С», «Яндекса», МТС и многих других компаний.

«Чем ближе компания соприкасается с университетом, чем в более плотном диалоге они находятся, тем выше качество выпускников, тем убедительнее наш ответ на запросы рынка», — считает Ирина Мартусевич. Она также указала на важность поддержки молодых специалистов, которые только вышли на работу. Согласно статистике, сотрудник принимает решение, останется ли он в этой компании больше чем на год, в первые две недели, так что адаптационный период важен.

«Студенты Высшей школы экономики достаточно быстро находят работу, большая часть из них начинает работать во время учебы, и мы здесь не сталкиваемся с большими сложностями. Но мы искренне рады, когда компании, в том числе входящие в АФК “Система”, приходят к нам и мы реализуем совместные проекты, в том числе образовательные», — заключила проректор НИУ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

«Насколько человек останется человеком, а машина машиной — большой вопрос»

Будут ли новые технологии разобщать или, напротив, соединять людей и общество? Какие механизмы следует использовать, чтобы балансировать интересы общества и прогресс, чтобы он не дегуманизировал человека? Как должно выстраиваться взаимодействие человека с искусственным интеллектом? Все ли технологии идут на благо людям? Эти и другие вопросы эксперты обсудили в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Высшая школа экономики и Сбер представили 50 профессий будущего

Высшая школа экономики и Сбер выпустили интерактивную версию «Атласа профессий будущего», в котором представлено 50 перспективных профессий по 12 направлениям деятельности: медицине и здоровью, урбанистике, финансам, информационным технологиям, кибербезопасности, дизайну, маркетингу, логистике, Agile, ESG, юриспруденции, менеджменту в сфере досуга. Горизонт исследования охватывает период 2022–2023 годов.

Учеба нон-стоп: в будущем человеку придется осваивать 7–8 профессий в течение жизни

В течение ближайших пяти лет с глобального рынка труда исчезнут 85 млн позиций, но появится 97 млн новых. Поэтому для того, чтобы быть успешным, работнику уже сейчас необходимо постоянно учиться, осваивать новые профессии, навыки. Бизнесу и государству стоит кооперироваться для организации переподготовки специалистов, создавать экосистемы для переобучения. Такие идеи прозвучали на семинаре — презентации аналитического отчета «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы», подготовленного Институтом образования НИУ ВШЭ и СберУниверситетом.

Люди должны эволюционировать вместе с машинами

Человеческая культура в том виде, в каком она существовала в течение столетий, вскоре исчезнет. Какие тенденции ведут к этому? Как в новом мире люди будут взаимодействовать с машинами? Об этом на открытой лекции «Последний век homo sapiens. Технологии и конец человеческой культуры» в парке Горького рассказал доцент Школы философии Кирилл Мартынов.

Государство финансирует поиск новых технологий

Основным заказчиком исследований и разработок в России с 2009 года является государство. Лишь треть затрат инновационных научных организаций на эти цели финансируется реальным сектором экономики, отметили эксперты ИСИЭЗ ВШЭ в мониторинге инновационной активности субъектов инновационного процесса.

Рынок экспертных услуг вредит их качеству

Отсутствие регулирования и регламентирования экспертной деятельности порождает монополизм, волюнтаризм и мифотворчество. Доклад Анатолия Нестерова «Еще раз об экспертократии».

Помощь регионам: технологическое прогнозирование

8 декабря в Высшей школе экономики прошел международный семинар «Долгосрочный прогноз науки и технологий», посвященный широкому обсуждению одноименного исследовательского проекта НИУ ВШЭ, проводимого по заказу Министерства образования и науки РФ.

«Российская статистика усложняется вслед за объектами своего наблюдения»

18 октября в Высшей школе экономики состоялся научно-практический семинар «Мониторинг экономики науки», организованный Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ совместно с Министерством образования и науки РФ.

Германия и Россия: развитие инноваций

11 июля в Высшей школе экономики начался трехдневный российско-германский научный семинар «S&T and Innovation Development», организованный Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research.

Индикаторы науки как инструмент инновационной политики

23-24 мая прошел международный семинар-тренинг «Статистика науки, технологий и инноваций», организованный Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ совместно Центром социальных инноваций (Австрия) в рамках проекта IncoNet EECA.