• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Терминатор не придет»: каким будет образование будущего в эпоху ИИ

Евгений Соколов, Сергей Рощин, Ксения Кузнецова, Алексей Масютин, Дарья Касьяненко

Евгений Соколов, Сергей Рощин, Ксения Кузнецова, Алексей Масютин, Дарья Касьяненко
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Как применение искусственного интеллекта повлияет на образование, какие этические вопросы есть сейчас и готово ли человечество к тому, чтобы людей учили роботы, — об этом и многом другом говорили участники дискуссии «DebAIte: Революция ИИ в образовании», состоявшейся на фестивале «НОЧЬ Студента». 

О том, как новые технологии изменят подходы к учебе и преподаванию, говорили проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, руководитель департамента больших данных и информационного поиска ФКН НИУ ВШЭ Евгений Соколов, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Масютин, руководитель направления коммуникации в Sber AI, завкафедрой инфокоммуникационных технологий НИТУ МИСИС Ксения Кузнецова. Модератором встречи выступила старший преподаватель департамента больших данных и информационного поиска ФКН НИУ ВШЭ Дарья Касьяненко.

Как искусственный интеллект применяется в Вышке

«Позиция Высшей школы экономики в этом отношении простая. Надо вступать во взаимодействие, и мы вступаем во взаимодействие с генеративными моделями в образовательном процессе. Этим можно и нужно пользоваться», — отметил Сергей Рощин.

Сергей Рощин
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

По его словам, университет следит за практиками применения ИИ в образовательном процессе и в соответствии с этим начинает выстраивать «цивилизованный диалог по поводу использования этих инструментов» — между студентами, преподавателями и административными сотрудниками. Сергей Рощин также рассказал, что Вышка уже сейчас формирует этический кодекс университета по использованию ИИ в образовании.

Какой должна быть этика ИИ

«У искусственного интеллекта нет такого свойства, атрибута — этичность, неэтичность, — говорит Алексей Масютин. — Это атрибут поведения человека, который применяет ту или иную модель, либо исходя из какой-то благой цели, либо чтобы обмануть, сгенерировать какую-то ложную информацию, похожую на правдивую».

Алексей Масютин (в центре)
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Он отмечает, что искусственный интеллект в этом смысле абсолютно такой же, как и любой другой инструмент: его применение зависит от воли человека, в руках которого он оказался, поэтому сама по себе технология не может быть плохой или хорошей.

Сергей Рощин считает, что сейчас нет однозначных ответов на вопросы в части этики и даже некоторых аспектов права в сфере ИИ — они остаются открытыми. Участие университета в этом процессе — «дорога по поиску ответов, накоплению практик, опыта, кейсов для того, чтобы здесь так или иначе достигать некоторого понимания правил взаимного поведения».

Как университетская наука развивает технологии ИИ

«Доучивать модели, улучшать качество данных — это первостепенная задача. И самое главное — искать вдохновение и творчество для того, чтобы придумывать новые архитектуры и делать искусственный интеллект доступным всем, а не только технологическим гигантам», — отметила Ксения Кузнецова.

Ксения Кузнецова
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«В университете вы являетесь более свободным ресерчером, чем в корпорации. Если вам какая-либо тема интересна, вы вправе развивать эту тему. Вы можете обосновывать, продвигать ее в рамках научного сообщества, получать под это финансирование как со стороны Вышки, так и со стороны внешних заказчиков. И наверное, первый шаг начинается с того, что должен быть неподдельный интерес к тому, с чем вы соприкоснулись», — считает Алексей Масютин.

Как ИИ изменит сферу образования

«Важнейший вызов, который у нас возникает на основании тех инструментов, которые появляются вокруг генеративных моделей, — это вопрос, чему учить, и, соответственно, вопрос, что оценивать, — считает Сергей Рощин. — Безусловно, я предвижу, продолжая рассуждения коллег, что в ближайшее время в системе образования, по крайней мере высшего образования, нас точно ждет определенная революция в методологии образования с точки зрения того, что и как мы оцениваем».

«Мне кажется, то, что сейчас происходит, — это для нас важный стимул, чтобы мы задумались, зачем мы даем те или иные задания», — подчеркнул Евгений Соколов.

Например, какие-то задания могут проверять не то, как студенты решают задачи, а то, как они умеют обучать нейросети, чтобы те решали эти задачи быстро и правильно. «Поэтому нам сейчас предстоит переосмыслить все это, и, наверное, упражнение, которое всем преподавателям стоит проделать, — это позагонять свои домашки и задачи в генеративные модели и посмотреть, что там решается», — добавил Евгений Соколов.

«Все, что связано с текстом, генерацией контента, генерацией картинок и видео, — все это никогда не будет прежним. Но это всего лишь помощник, технология в руках человека. Без человека, без мозга студента ни одна работа не будет сделана. Просто мы освобождаем себе время. Терминатор не придет. Работу у нас нейросети не отнимут», — отметила Ксения Кузнецова.

Для расшифровки записи дискуссии были использованы технологии искусственного интеллекта. Превратить часовую беседу в печатный текст машина смогла за пять минут.

Вам также может быть интересно:

Сотрудники духовных учебных заведений повысили квалификацию в области ИИ

Завершился трехдневный курс повышения квалификации «Принципы, методы и этические аспекты использования искусственного интеллекта», организованный НИУ ВШЭ и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) для представителей духовных учебных заведений. Итогом курса стала презентация слушателями идей проектов по применению искусственного интеллекта.

Студенты со всей России пройдут интенсив по компьютерным наукам от ВШЭ и «Яндекса»

С 1 по 13 апреля в Москве на базе факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ пройдет бесплатный студкемп по машинному обучению, организованный в рамках программы «Яндекса» для студентов IT-специальностей. За две недели студенты изучат материал, на освоение которого в рамках традиционных программ уходит от пары месяцев до нескольких семестров. Они получат фундаментальные знания в области искусственного интеллекта, а также познакомятся с практиками применения нейросетей в сервисах «Яндекса».

Ученые Вышки вошли в Научный совет Альянса в сфере ИИ

Альянс в сфере искусственного интеллекта создал Научный совет, в который вошли ведущие представители российской науки в области искусственного интеллекта. Высшая школа экономики представлена в совете четырьмя учеными.

Звери, зарплаты и data leak: как разрабатываются задания для олимпиады школьников по ИИ

В этом году участники Всероссийской олимпиады школьников по искусственному интеллекту впервые смогут зачесть ее результаты при поступлении в вузы. Елена Кантонистова, председатель методической комиссии олимпиады и академический руководитель онлайн-магистратуры факультета компьютерных наук «Машинное обучение и высоконагруженные системы», рассказала новостной службе «Вышка.Главное» о том, как ученые ВШЭ составляли задания для соревнований 2023 года, откуда взялась задача об уссурийских тиграх и почему школьникам полезно осваивать ИИ.

Каким будет 2024 год: прогноз дает iFORA

Журналисты РБК решили спросить у отечественных систем искусственного интеллекта, каким будет 2024 год. Участниками проекта стали четыре ведущие российские компании и Высшая школа экономики. На вопросы отвечала разработанная ИСИЭЗ НИУ ВШЭ система интеллектуального анализа больших текстовых данных iFORA.

Сбер и центры ИИ расширяют партнерство для разработки передовых решений

Сбер провел R&D-день (Research and Development) по результатам сотрудничества с исследовательскими центрами в сфере искусственного интеллекта. Ученые из центров ИИ НИУ ВШЭ, Сколтеха, МФТИ и ИТМО представили исследования, полезные для развития экосистемы банка. На постерной сессии участники обсудили новые направления сотрудничества.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела хакатон GSB VK AI Hack

Хакатон по решению задач на основе искусственного интеллекта прошел на площадке ВШБ при поддержке Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и VK Education. В соревнованиях приняли участие студенты 18 российских университетов.

Идеальная ловушка: как трансформируются отношения человека и ИИ

Искусственный интеллект все больше входит в нашу жизнь, становясь ее неотъемлемой частью. Мы так быстро привыкли пользоваться его помощью и услугами, что совершенно теряемся, когда пропадает интернет. Но сможет ли человек полюбить ИИ и к чему приведет его очеловечивание, обсудили на традиционном рождественском киносеминаре ЛЭСИ, посвященном фильму Спайка Джонза «Она».

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запускает портал, посвященный искусственному интеллекту

Портал объединяет все проекты «Вышки Онлайн» в области искусственного интеллекта — от подкастов и видеолекций до курсов и программ, которые могут не только стать первым знакомством с современными достижениями в области ИИ, но и погружать в AI-профессию уже искушенных слушателей. Проект обучает навыкам будущего в настоящем: работе с нейросетью, взаимодействию с генеративным ИИ, промпт-инжинирингу, управлению ML/AI-проектами и другим значимым в индустрии компетенциям.

НИУ ВШЭ получил самый высокий грант программы «Приоритет-2030»

Высшая школа экономики подтвердила свои ведущие позиции в первой группе направления «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030». Кроме этого, университет получил самый высокий грант для обучения студентов цифровым компетенциям, продемонстрировав лидерство в образовании в области цифровых технологий и искусственного интеллекта.