• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это адреналин»

Максим Медведев, выпускник магистерской программы «Электронный бизнес» факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, — один из основателей компании AddVenture, человек, который загорается идеями, верит в них, собирает команды — и запускает успешные проекты.

— Максим, какие факторы повлияли на ваш выбор магистерской программы?

— Во-первых, к концу четвертого курса я понял, что мне интересно заниматься Интернетом, так как это одна из самых динамично развивающийся отраслей, и во-вторых, меня увлекла идея проектирования своего будущего бизнеса. Еще на третьем курсе вместе с сокурсниками Алексеем Долговым и Алексеем Жабинским, обратился к нашим научным руководителям — первому замдекана факультета бизнес-информатики Светлане Валентиновне Мальцевой и декану этого факультета Виктору Васильевичу Никитину с просьбой помочь реализовать желание работать в реальном бизнесе, придумывать проекты, составлять бизнес-планы. Они предложили съездить в Центр физического приборостроения, где велись разработки лазерных технологий для медицины, в том числе разрабатывались лазеры для офтальмологии. Среди линейки лазерного оборудования активно развивалось инновационные направление — лечение псориаза лазером, и в качестве тестового задания нам поручили разработать под этот продукт бизнес-проект. И третий важный фактор моего выбора магистерской программы — она дает возможность выхода на ключевых экспертов в сфере интернета, пообщаться с ними вживую, наладить связи. Замдиректора Высшей школы бизнес-информатики Екатерина Лобза много делает для того, чтобы привлекать на программу ключевых топ-менеджеров, «звезд» российского Интернета, таких как Владимир Долгов, генеральной директор Google Russia, Бернар Люке, генеральный директор Ozon.ru, Феликс Мучник, генеральный директор Softkey, Дмитрий Степанов, исполнительный директор «Афиши-Диджитал». Ключевой актив, который, на мой взгляд, ты выносишь из образования, — это расширение круга твоих знакомств, с которыми ты дальше можешь делать бизнес.

— Что полезного кроме расширения круга дала вам магистратура?

— Мне понравились вещи, которые делает преподаватель кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий Федор Вирин, связанные с анализом успешных бизнес-моделей. Мы брали успешные западные компании и «раскладывали на составляющие», находили ответы на вопросы: как и сколько они зарабатывают, какие их аналоги существуют на российском рынке. Большинство успешных российских интернет-компаний — это клоны западных, и если ты хочешь делать бизнес, то у него наверняка уже есть аналог — значит, можно изучить его опыт и не изобретать велосипед.

Очень полезным было участие в конференциях, у нас, у интернетчиков, в этом деле все налажено — существует профессиональное сообщество, члены которого регулярно пересекаются на различных мероприятиях, таких как конференция «Интернет и Бизнес» и Российский интернет-форум. В целом сфера интернет-технологий динамична, собрались два-три человека — и это уже команда, к которой оперативно можно подтянуть любые ресурсы, и интеллектуальные, и финансовые, так как через два-три года вращения в «тусовке» ты уже всех знаешь. Если говорить о каких-то конкретных узкопрофессиональных «фенечках», то, например, в интернет-бизнесе сейчас многие компании зарабатывают на рекламе, и магистерская программа «Электронный бизнес» дает возможность разобраться в новых форматах рекламы, понять, как устроен современный российский рекламный интернет-рынок.

— По вашему опыту, какие ключевые навыки, полученные в Вышке, наиболее востребованы в профессиональной деятельности?

— Ключевое умение — это умение работать с информацией. У тебя есть источники, есть задача, ты должен найти метод, как ее решить. Если говорить о компетенциях, приобретенных именно на магистерской программе «Электронный бизнес», то, прежде всего, программа позволяет видеть горизонты информационных технологий, интернет-технологий, и понимать, на чем можно построить бизнес в данной сфере. Конечно, одной теории для этого мало, необходимо вовлечение в сферу, надо повариться в рабочей среде.

— Какие курсы вы добавили бы в программу?

— Мне кажется было бы полезно развить в магистратуре курсы, направленные на формирование управленческих и предпринимательских компетенций, таких как стратегическое планирование, ведение переговоров, особенно подчеркну образование на основе реальных кейсов. Например, кейсы по продажам крупным клиентам позволяют лучше выявлять потребности заказчика, понимать его бизнес и предлагать правильные продукты или услуги. Другой пример — кейсы по привлечению инвестиций в компанию, в основе которых лежит написание бизнес-плана по выбранной самим студентом бизнес-идее.

— В какие отрасли чаще всего идут выпускники этой магистерской программы?

— У меня сложилось впечатление, что выпускники программы достаточно хорошо устроились. Кто-то из них сейчас работает в крупных интернет-компаниях, таких как Яндекс, Киберплат, кто-то, как я, запускает свой бизнес, кто-то устроился в крупные компании, в которых есть отделы интернет-маркетинга и рекламы.

— Круг ваших партнеров по бизнесу сложился еще в университете?

— Да, еще на четвертом курсе мы вместе с друзьями организовывали «Innovation Jam» — неформальную группу, куда приглашали друзей на «междусобойчики» и обсуждали различные бизнес-идеи. Такая же по своей сути практика существует в IBM, где сотрудники собираются и креативят на тему возможных инноваций, эта же идея лежит в основе Учебного бизнес-инкубатора Вышки. У нас сложились партнерские отношения с одним из основателей Бизнес-инкубатора Еленой Масоловой, она предложила нам поучаствовать в одном проекте компании «Рувенту» в качестве команды, которая занимается аналитикой и экспертизой одного из их венчурных проектов. Мы поработали на нескольких проектах, собирали информацию, аналитику и предоставляли ее в Рувенту для дальнейшей обработки. И затем родилась идея создать собственную компанию, которая бы занималась инкубированием, выращиванием и инвестированием бизнес-идей. Практическим воплощением этой идеи стал фонд «AddVenture», миссия которого — инвестирование в российские ИТ-проекты посевных стадий. Фонд инвестирует различные подающие надежды команды на стадии стартапов, дает им то, что мы называем «умные деньги» — это не только финансы, мы делимся своим опытом, неформальными связями и контактами, проводим технологическую экспертизу.

— А как вы отбираете, какую компанию стоит инвестировать?

— Мы общаемся с компаниями, обсуждаем, оцениваем, если не хватает нашей экспертизы, привлекаем внешнюю экспертизу партнеров. И здесь очень помогают наработанные в магистратуре связи. Это уже бизнес в той сфере, в которой я получил профильное образование, наш фонд имеет фокус на интернет-проекты, и с многими экспертами, которых мы привлекали, я познакомился через «Электронный бизнес», а через них мы получаем новых экспертов, они рекомендуют нам, кто может помочь.

— Для того чтобы инвестировать, необходимо финансовое обеспечение. Как решается эта задача?

— Игорь Устинов и его партнеры стали для нас первым «бизнес-ангелом». Они поверили в нашу идею, дали деньги, и в августе 2008 года мы инвестировали шесть компаний. Из первого фонда наиболее известные проекты — это компания Румикс, ее основатель тоже вышкинец Илья Лагутин и компания Альтергео — лидер первого портфеля, имеющий хорошие предложения на продажу. Из шести компаний две привлекли следующий раунд инвестирования, сейчас мы уже собрали и проинвестировали второй фонд, и будем поднимать третий. Сфера информационных технологий привлекательна для венчурного инвестирования, если посмотреть на долю всех венчурных инвестиций, то IT занимает больше 30 процентов.

— Максим, в чем вы видите залог успеха бизнеса, связанного с Интернетом?

— Я не верю в многостраничные бизнес-планы, потому что они никогда не сбываются. Я больше верю в умение гибко подходить к решению проблем и видеть все время полную картину происходящего. Залог успешного бизнеса — это люди, команда.

— Вы всегда мечтали о собственном бизнесе, чувствуете себя на своем месте?

— Перед поступлением я не до конца понимал, куда поступаю, и у меня не было конкретной цели, но то, как сложилось, в итоге меня радует. Да, свой бизнес — это абсолютная нестабильность, но это адреналин. Ты не спишь ночами и знаешь, ради чего: ты не «на дядю» работаешь, а сам на себя. Это формирует совершенно иной подход, нужно быть готовым работать по 40 часов, забывать о выходных, не видеться с родственниками. Но я доволен тем, как живу и чем занимаюсь! Я не вижу себя специалистом какой-то конкретной сферы, рутинные операции не доставляют мне удовольствия.

— Каковы ваши планы? Хотели бы вы продолжить образование?

— Я более чем доволен тем, что получил в бакалавриате и магистратуре на бизнес-инфоматике, поэтому дальнейшее образование (возможно, это будет МВА) я рассматриваю не как получение каких-то знаний, а все-таки в большей степени как наработку контактов и связей. Что касается жизненной стратегии в целом, то мне бы хотелось быть причастным к запуску успешных компаний. Уже есть опыт, мы запустили одиннадцать разных проектов, и в каждом из них я участвовал. Есть хороший термин — серийный предприниматель, это человек, который загорается какой-то идеей, верит в нее, собирает команду, запускает проект, доводит до состояния, когда компанию можно отпустить, и она начинает развиваться сама, а он отходит. Для меня в этом драйв, таким образом я реализую свои амбиции.

— Что бы вы посоветовали ребятам, которые поступают на магистерскую программу «Электронный бизнес»?

— Если чего-то хочешь, не жди, когда для тебя это сделают. Если во время учебы приучишь себя проявлять инициативу, то уже не получится быть неинициативным на работе — ты просто входишь в предприимчивый темп жизни, развиваются способность мыслить и стремление улучшать процессы. Магистратура развивает самостоятельность и инициативность, всегда есть возможность включиться в процесс создания своего собственного образования, именно так сделали мы, выпускники программы «Электронный бизнес».

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

НИУ ВШЭ впервые проведет кейс-чемпионат для школьников

16 декабря началась регистрация на Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству. Это новое командное состязание, которое проводит НИУ ВШЭ для учеников 9-11 классов и студентов профессиональных колледжей. Генеральные партнеры кейс-чемпионата – Минэкономразвития России и McKinsey&Company. Заявки принимаются до 10 марта.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

ВШЭ организует курсы по предпринимательству для всех желающих старше 50

Вводное занятие из цикла «Бизнес для всех» состоится 31 мая в рамках Московской недели предпринимательства. Занятия запланированы в течение всего лета.

Программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» открывается в Вышке

До 10 апреля включительно в Высшей школе экономики продолжается прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство». Обучение начнется 20 апреля.

Портрет социального предпринимателя

Социальное предпринимательство в России стало привычной практикой, в которой, впрочем, остаются свои особенности и проблемы. Социологи НИУ ВШЭ совместно с исследовательской группой ЦИРКОН и Social Business Group изучили их и представили в докладе коллективный портрет социальных предпринимателей. Один из авторов работы, Иван Климов, прокомментировал IQ.HSE результаты исследования.

ВШЭ заняла 6 место в новом рейтинге предпринимательских университетов АЦ «Эксперт»

В публикуемом впервые аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 38 вузов России, из них 16 – участники Проекта 5-100. ВШЭ занимает 6 место среди российских вузов и 2 место после МФТИ среди участников Проекта 5-100.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

Студенты и выпускница ВШЭ получили гранты по программе поддержки научно-технических проектов «УМНИК»

8 февраля стали известны имена победителей конкурса инновационных проектов молодых исследователей по программе «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Двое студентов и одна выпускница Высшей школы экономики получат гранты в размере 500 тысяч рублей на проведение научно-исследовательских работ и дальнейшее развитие своих проектов.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.