• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобальная бизнес-школа с российскими корнями: подведены итоги первого года работы Высшей школы бизнеса ВШЭ

Глобальная бизнес-школа с российскими корнями: подведены итоги первого года работы Высшей школы бизнеса ВШЭ

© Высшая школа экономики

На заседании Ученого совета ВШЭ обсудили результаты работы и перспективы развития Высшей школы бизнеса, открытой в университете 1 сентября 2020 года. За этот период был проведен редизайн портфеля образовательных программ, обновлен кадровый состав, появились экспертные и академические советы образовательных программ во главе с лидерами бизнеса, созданы альянсы с ведущими бизнес-школами мира, развернута издательская программа, опубликованы статьи в ведущих мировых журналах. Впервые появились достижения в области фандрайзинга.

Высшая школа бизнеса была создана по итогам реорганизации 11 профильных подразделений, рассказал первый проректор ВШЭ, декан ВШБ Валерий Катькало. В основу ее концепции была положена модель триединства: создание новых знаний, образование и прикладные разработки. Критически важной задачей было объявлено развитие современного аналитического ядра менеджмента в кооперации с другими подразделениями Вышки. Преимуществом новой бизнес-школы стал уникальный для управленческого университетского образования портфель программ, где одинаково важное значение имеют как бакалавриат и магистратура, так и DBA и другие постдипломные программы.

В ВШБ  одном из крупнейших подразделений университета  на 1 сентября 2020 года обучались 4,2 тыс. студентов и около 5 тыс. слушателей, представлены 22 основных образовательных программы, 190 программ дополнительного профессионального образования, 16 программ МВА и Executive MBA.

Однако, подчеркнул Валерий Катькало, проект стартовал с рядом серьезных отставаний от лидеров российского бизнес-образования: в ВШБ пока нет ни одной институциональной международной аккредитации, унаследованы недостаточные связи с бизнесом.

Валерий Катькало
© Высшая школа экономики

Декан ВШБ рассказал о результатах первого года работы, указав в том числе на достижения прорывного характера. Наряду с редизайном портфеля образовательных программ и обновлением кадрового состава, появились экспертные и академические советы образовательных программ во главе с лидерами бизнеса, созданы альянсы с ведущими бизнес-школами мира, развернута издательская программа. Впервые появились достижения в области фандрайзинга — удалось получить 84 млн рублей (именные аудитории, сборники кейсов, перезапуск базовых кафедр). Опубликовано 11 статей в профильных журналах Q1, хотя в менеджменте это всегда вызывает особые сложности, и дальнейшие планы публикаций скорректированы в сторону увеличения.

Высшая школа бизнеса ВШЭ, кампус на Шаболовке
© Высшая школа экономики

Сейчас ВШБ работает над подготовкой заявки в программу «Приоритет-2030» — по мнению Валерия Катькало, наличие такой бизнес-школы усилит позиции университета. Составлен график преодоления отставания от лидеров в части интернационализации — к 2024–25 году планируется получить институциональные международные аккредитации, то есть войти в клуб не только национальных лидеров, но и лучших бизнес-школ мира. Планируется усилить позиции во всех сегментах бизнес-образования и во всех накопленных тематических заделах, провести репозиционирование ВШБ на рынке как премиального по цене и качеству игрока с инновационной моделью образования.

Особое внимание в дальнейшем развитии ВШБ планируется уделить научным исследованиям. Подготовлена концепция реформирования Аспирантской школы по менеджменту, есть планы перевода программы подготовки аспирантов в англоязычный формат. Наряду с созданием новых научных результатов, планируется обеспечить новые практикоориентированные результаты, а это во всем мире сопровождается присвоением степени DBA (Doctor of Business Administration). Валерий Катькало подчеркнул, что в Вышке есть традиция лидерства в этой сфере — в 2007 году в Высшей школе менеджмента ВШЭ стартовала одна из первых в стране программа DBA, это успешный проект, и его также планируется перезапускать. 

Высшая школа бизнеса ВШЭ, кампус на Шаболовке
© Высшая школа экономики

Современной бизнес-школе необходима современная инфраструктура, которая создается не только в основном кампусе ВШБ на Шаболовке, но и на двух других площадках — в Малом Гнездниковском переулке, где расположен центр программ развития руководителей, и на Трифоновской улице, в технологическом хабе бизнес-образования ВШЭ. Капитальный ремонт в 2021-22 годах проводится на всех трех площадках — создается качественно новая среда для развития.

Члены Ученого совета высоко оценили доклад Валерия Катькало. Как отметил вице-президент университета Лев Якобсон, в Вышке впервые появился системный подход к развитию бизнес-образования.

Мы это увидели в прошлом году, когда готовилась концепция, утвержденная на Ученом совете, и теперь видим, как она реализуется на практике. Предпринимаются энергичные, целенаправленные, эффективные усилия

Проректор ВШЭ Сергей Рощин указал на ряд проблем, с которыми может быть сопряжено дальнейшее развитие школы бизнеса. Во-первых, он предложил не абсолютизировать роль международных аккредитаций: при всей их важности не стоит сводить к ним целеполагание. Во-вторых, по его мнению, необходимо уделять больше внимания технологическим аспектам менеджмента, которые могут дать школе конкурентные преимущества, — уже проведена системная работа над содержанием направления «Бизнес-информатика», предстоит обсуждение направления «Логистика» и так далее. Сергей Рощин также предложил не забывать об использовании конкурентных преимуществ основного образования при реализации дополнительных программ и наоборот.

Проректор ВШЭ Мария Юдкевич отметила, что коллеги из Высшей школы бизнеса стали активно использовать разнообразные академические инструменты — «встроились» в конкурс научно-учебных лабораторий, и две такие лаборатории были созданы; сейчас ожидается активность в конкурсе зеркальных лабораторий. Однако, по ее мнению, научные приоритеты пока носят в достаточной степени декларативный характер в части определения как конкретных исследовательских направлений, так и лидеров этих направлений. Важно понять, какие люди будут за этим стоять с точки зрения привлечения и уже сложившихся исследователей, и молодежи. Мария Юдкевич также указала на недопустимость разрыва между фундаментальными и прикладными исследованиями в ВШБ, а такие риски есть.

Высшая школа бизнеса ВШЭ, кампус на Шаболовке
© Высшая школа экономики

Подводя итоги обсуждения, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что декан ВШБ многое сделал, что задача, которую он решает, решается впервые, и указал на несколько аспектов дальнейшего развития школы.

В частности, он поднял вопрос о сбалансированности задачи получения международных аккредитаций с другими стратегическими приоритетами ВШБ. Он также отметил, что для привлечения регулярных международных профессоров высокого уровня необходимо  использовать различные инструменты. Ректор предложил уделять больше внимания доступу к данным высокого уровня, не ограничиваясь кейсами.

ВШБ может стать агрегатором данных, собирая их вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей

На заседании Ученого совета также было утверждено Положение об организации обучения по части образовательной программы высшего образования в НИУ ВШЭ. Проект положения уже обсуждали на ректорате, в него были внесены некоторые уточнения, но в основе документ не изменился. Положение оформляет образовательную деятельность университета, связанную с предоставлением возможности обучаться по части образовательной программы. Это касается как студентов Вышки, которые могут выбрать такое обучение как дополнительную опцию, так и внешних слушателей. По результатам обучения можно будет получить документ об образовании — MicroDegree, и перечень соответствующих программ будет разработан до 1 сентября.

Вам также может быть интересно:

Ученый совет подвел итоги приемной кампании в НИУ ВШЭ

Высшая школа экономики впервые вышла на второе место по среднему баллу абитуриентов, зачисленных в бакалавриат на бюджет. Реализация концепции «Четыре кампуса — один университет» привела к росту числа абитуриентов и качества приема в региональных кампусах. Прием на онлайн-программы вырос более чем на 50%. Несмотря на некоторое сокращение числа иностранных абитуриентов в силу внешних факторов, удалось сохранить селективность при их наборе. Среди стран, откуда в магистратуру НИУ ВШЭ поступило больше всего студентов, лидирует Китай.

Состоялось последнее в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ

Впервые за два с лишним года заседание прошло в очном формате. В нем приняли участие министр просвещения РФ Сергей Кравцов и вице-президент компании VK Дмитрий Смыслов, были рассмотрены прорывные проекты университета в области инженерии и искусственного интеллекта, избраны новые заслуженные профессора и ординарные профессора НИУ ВШЭ.

Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил обновленное Положение об академических надбавках

Члены Ученого совета, заседание которого состоялось 26 ноября, обсудили итоги весенней кампании по академическим надбавкам. В частности, было отмечено, что совокупное число их получателей выросло по сравнению с 2020 годом. Кроме того, совет утвердил изменения в Положение об академических надбавках и принял Положение о надбавке за публикации, вносящие особый вклад в международную научную репутацию ВШЭ.

«Основным активом университета остается человеческий капитал»

На очередном заседании Ученого совета ВШЭ были рассмотрены результаты участия университета в конкурсных отборах на государственную поддержку в рамках программы «Приоритет-2030» и программы поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта. Также члены Ученого совета обсудили новые образовательные программы бакалавриата и магистратуры в 2022/23 учебном году, перспективы развития МИЭМ им. А.Н. Тихонова до 2025 года и другие актуальные вопросы.

Победители НИРС-2021 будут получать стипендии

Ученый совет НИУ ВШЭ по итогам заседания 29 сентября утвердил Положение о стипендии победителям конкурса студенческих научно-исследовательских работ НИУ ВШЭ — 2021. Теперь победители конкурса НИРС-2021, занявшие 1-е место, смогут получать стипендии в размере 20 тысяч в месяц.

Формирование качественного спроса: методы привлечения иностранных абитуриентов в Вышку дают результаты

На заседании Ученого совета ВШЭ подведены итоги приема 2021/22 учебного года по отдельному конкурсу для иностранных граждан. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, на места с платой за обучение и на места, обеспеченные стипендиями правительства РФ, удалось набрать 2055 студентов из 156 стран.

Ученый совет ВШЭ подвел итоги приемной кампании 2021 года

Завершившаяся приемная кампания оказалась успешной по многим показателям. По качеству бюджетного приема в бакалавриат московский кампус ВШЭ сохранил 3-е место среди российских вузов, санкт-петербургский кампус поднялся с 6-го на 4-е место. Выросло число платных студентов в магистратуре, состоялся прием на все заявленные онлайн-программы.

Ярослав Кузьминов переходит на пост научного руководителя НИУ ВШЭ: обращение к вышкинцам

1 июля Ученый совет НИУ ВШЭ рассмотрел заявление Евгения Григорьевича Ясина о его освобождении от должности научного руководителя НИУ ВШЭ. Члены Ученого совета единогласно избрали Евгения Ясина почетным научным руководителем. Новым научным руководителем университета в ходе тайного голосования членов Ученого совета избран Ярослав Кузьминов. Ярослав Кузьминов объявил о том, что оставляет пост ректора НИУ ВШЭ. Правительство как учредитель Вышки назначит нового ректора.

«Пересобрать контенты, рынки, а не следовать учебникам, которые нам привычны»

На заседании Ученого совета ВШЭ был сделан вывод, что для роста качества учебно-методической деятельности необходимо повышение квалификации преподавателей по вопросам работы в новой цифровой среде. Были проанализированы итоги и перспективы развития факультета экономических наук, а также секреты финансового успеха факультетов — лидеров по объему внебюджетных доходов.

В магистратуре ВШЭ будут обучать по новому образовательному стандарту

Ученый совет университета утвердил образовательный стандарт магистратуры ВШЭ, главная особенность которого – расширение возможностей выбора для студентов. Магистерская программа может состоять из нескольких треков, за каждый из которых будет отвечать академический наставник – новая ключевая фигура в образовательном процессе.