• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобальная бизнес-школа с российскими корнями: подведены итоги первого года работы Высшей школы бизнеса ВШЭ

Глобальная бизнес-школа с российскими корнями: подведены итоги первого года работы Высшей школы бизнеса ВШЭ

© Высшая школа экономики

На заседании Ученого совета ВШЭ обсудили результаты работы и перспективы развития Высшей школы бизнеса, открытой в университете 1 сентября 2020 года. За этот период был проведен редизайн портфеля образовательных программ, обновлен кадровый состав, появились экспертные и академические советы образовательных программ во главе с лидерами бизнеса, созданы альянсы с ведущими бизнес-школами мира, развернута издательская программа, опубликованы статьи в ведущих мировых журналах. Впервые появились достижения в области фандрайзинга.

Высшая школа бизнеса была создана по итогам реорганизации 11 профильных подразделений, рассказал первый проректор ВШЭ, декан ВШБ Валерий Катькало. В основу ее концепции была положена модель триединства: создание новых знаний, образование и прикладные разработки. Критически важной задачей было объявлено развитие современного аналитического ядра менеджмента в кооперации с другими подразделениями Вышки. Преимуществом новой бизнес-школы стал уникальный для управленческого университетского образования портфель программ, где одинаково важное значение имеют как бакалавриат и магистратура, так и DBA и другие постдипломные программы.

В ВШБ  одном из крупнейших подразделений университета  на 1 сентября 2020 года обучались 4,2 тыс. студентов и около 5 тыс. слушателей, представлены 22 основных образовательных программы, 190 программ дополнительного профессионального образования, 16 программ МВА и Executive MBA.

Однако, подчеркнул Валерий Катькало, проект стартовал с рядом серьезных отставаний от лидеров российского бизнес-образования: в ВШБ пока нет ни одной институциональной международной аккредитации, унаследованы недостаточные связи с бизнесом.

Валерий Катькало
© Высшая школа экономики

Декан ВШБ рассказал о результатах первого года работы, указав в том числе на достижения прорывного характера. Наряду с редизайном портфеля образовательных программ и обновлением кадрового состава, появились экспертные и академические советы образовательных программ во главе с лидерами бизнеса, созданы альянсы с ведущими бизнес-школами мира, развернута издательская программа. Впервые появились достижения в области фандрайзинга — удалось получить 84 млн рублей (именные аудитории, сборники кейсов, перезапуск базовых кафедр). Опубликовано 11 статей в профильных журналах Q1, хотя в менеджменте это всегда вызывает особые сложности, и дальнейшие планы публикаций скорректированы в сторону увеличения.

Высшая школа бизнеса ВШЭ, кампус на Шаболовке
© Высшая школа экономики

Сейчас ВШБ работает над подготовкой заявки в программу «Приоритет-2030» — по мнению Валерия Катькало, наличие такой бизнес-школы усилит позиции университета. Составлен график преодоления отставания от лидеров в части интернационализации — к 2024–25 году планируется получить институциональные международные аккредитации, то есть войти в клуб не только национальных лидеров, но и лучших бизнес-школ мира. Планируется усилить позиции во всех сегментах бизнес-образования и во всех накопленных тематических заделах, провести репозиционирование ВШБ на рынке как премиального по цене и качеству игрока с инновационной моделью образования.

Особое внимание в дальнейшем развитии ВШБ планируется уделить научным исследованиям. Подготовлена концепция реформирования Аспирантской школы по менеджменту, есть планы перевода программы подготовки аспирантов в англоязычный формат. Наряду с созданием новых научных результатов, планируется обеспечить новые практикоориентированные результаты, а это во всем мире сопровождается присвоением степени DBA (Doctor of Business Administration). Валерий Катькало подчеркнул, что в Вышке есть традиция лидерства в этой сфере — в 2007 году в Высшей школе менеджмента ВШЭ стартовала одна из первых в стране программа DBA, это успешный проект, и его также планируется перезапускать. 

Высшая школа бизнеса ВШЭ, кампус на Шаболовке
© Высшая школа экономики

Современной бизнес-школе необходима современная инфраструктура, которая создается не только в основном кампусе ВШБ на Шаболовке, но и на двух других площадках — в Малом Гнездниковском переулке, где расположен центр программ развития руководителей, и на Трифоновской улице, в технологическом хабе бизнес-образования ВШЭ. Капитальный ремонт в 2021-22 годах проводится на всех трех площадках — создается качественно новая среда для развития.

Члены Ученого совета высоко оценили доклад Валерия Катькало. Как отметил вице-президент университета Лев Якобсон, в Вышке впервые появился системный подход к развитию бизнес-образования.

Мы это увидели в прошлом году, когда готовилась концепция, утвержденная на Ученом совете, и теперь видим, как она реализуется на практике. Предпринимаются энергичные, целенаправленные, эффективные усилия

Проректор ВШЭ Сергей Рощин указал на ряд проблем, с которыми может быть сопряжено дальнейшее развитие школы бизнеса. Во-первых, он предложил не абсолютизировать роль международных аккредитаций: при всей их важности не стоит сводить к ним целеполагание. Во-вторых, по его мнению, необходимо уделять больше внимания технологическим аспектам менеджмента, которые могут дать школе конкурентные преимущества, — уже проведена системная работа над содержанием направления «Бизнес-информатика», предстоит обсуждение направления «Логистика» и так далее. Сергей Рощин также предложил не забывать об использовании конкурентных преимуществ основного образования при реализации дополнительных программ и наоборот.

Проректор ВШЭ Мария Юдкевич отметила, что коллеги из Высшей школы бизнеса стали активно использовать разнообразные академические инструменты — «встроились» в конкурс научно-учебных лабораторий, и две такие лаборатории были созданы; сейчас ожидается активность в конкурсе зеркальных лабораторий. Однако, по ее мнению, научные приоритеты пока носят в достаточной степени декларативный характер в части определения как конкретных исследовательских направлений, так и лидеров этих направлений. Важно понять, какие люди будут за этим стоять с точки зрения привлечения и уже сложившихся исследователей, и молодежи. Мария Юдкевич также указала на недопустимость разрыва между фундаментальными и прикладными исследованиями в ВШБ, а такие риски есть.

Высшая школа бизнеса ВШЭ, кампус на Шаболовке
© Высшая школа экономики

Подводя итоги обсуждения, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что декан ВШБ многое сделал, что задача, которую он решает, решается впервые, и указал на несколько аспектов дальнейшего развития школы.

В частности, он поднял вопрос о сбалансированности задачи получения международных аккредитаций с другими стратегическими приоритетами ВШБ. Он также отметил, что для привлечения регулярных международных профессоров высокого уровня необходимо  использовать различные инструменты. Ректор предложил уделять больше внимания доступу к данным высокого уровня, не ограничиваясь кейсами.

ВШБ может стать агрегатором данных, собирая их вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей

На заседании Ученого совета также было утверждено Положение об организации обучения по части образовательной программы высшего образования в НИУ ВШЭ. Проект положения уже обсуждали на ректорате, в него были внесены некоторые уточнения, но в основе документ не изменился. Положение оформляет образовательную деятельность университета, связанную с предоставлением возможности обучаться по части образовательной программы. Это касается как студентов Вышки, которые могут выбрать такое обучение как дополнительную опцию, так и внешних слушателей. По результатам обучения можно будет получить документ об образовании — MicroDegree, и перечень соответствующих программ будет разработан до 1 сентября.