• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Главные ошибки стартаперов обсудили на встрече предпринимателей со студентами ВШЭ

Главные ошибки стартаперов обсудили на встрече предпринимателей со студентами ВШЭ

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

9 марта в Центре культур Вышки кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ провела конференцию «Эволюция бизнеса сквозь 1000 и 1 ошибку». Речь шла о трудностях в предпринимательской деятельности и ошибках, которые допускают стартаперы. Шесть спикеров из разных сегментов бизнеса поделились со студентами университета своими историями успеха и провала, рассказали о формировании команды мечты и дали советы, как удержаться на плаву и во что инвестировать.

Самым юным спикером конференции стала Анастасия Демина, ученица школы Распределенного лицея НИУ ВШЭ, выпускница Школы предпринимательства Вышки. Она презентовала мобильное приложение ментального состояния Pure Mind, которое разрабатывалось на протяжении последних двух лет и в марте этого года появилось в App Store. В приложении собраны различные упражнения и практики для самостоятельной работы, предложенные квалифицированными специалистами. Терапевтический чат-бот позволяет проанализировать свое состояние и разобраться в собственных чувствах. По мнению Анастасии, основная ошибка, которую допускают начинающие предприниматели, — это тестирование MVP (минимально жизнеспособный продукт, от англ. minimum viable product. — Ред.) не на своей аудитории. «Мы начинали тестировать приложение на своих знакомых, близких и наших друзьях. Сразу скажу: это неправильно, потому что нужно работать только со своей аудиторией, для которой вы планируете в дальнейшем продвигать проект», — объясняет она.

Анастасия Демина
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Кроме того, Анастасия отметила не менее важный просчет начинающего предпринимателя — опора на собственное мнение о продукте, а не на реальные потребности потенциальных клиентов. Инвестиции в маркетинг, изучение аудитории и обработка ее основных данных позволяют четко сформировать представление и дальнейшее понимание развития бизнеса.

Об этой же проблеме говорил и Альберт Тажигулов, инженер-конструктор протезной компании ООО «Миолимб», студент кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. В 2019 году он принимал участие в стартапе по созданию роботизированной кофейни KAFE Z, которая в дальнейшем была закрыта. В ходе исследования покупательского спроса стало ясно, что для посетителей кофейни живое общение важнее получения напитка, по граммам выверенного автоматом.

Альберт Тажигулов
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Кроме того, обучить специального инженера для обслуживания робота в автоматизированной кофейне оказалось намного дороже, чем оплачивать труд простого бариста. Этот просчет стал второй ошибкой команды стартапа. Вдобавок посетители оказались не готовы увидеть робота вместо бариста на привычном месте за стойкой кафе: кто-то разворачивался и уходил, кто-то кофе покупал, но больше не возвращался. «Мы поверили, что роботы и автоматизация упрощают работу. Убираем неуклюжего бариста, который проливает молоко, и будем готовить людям кофе по идеально точному рецепту. Но мы ошиблись: людям это не нужно. Наша ошибка вылилась в закрытие проекта», — поделился Альберт.

Еще одним спикером конференции стал Вячеслав Андреев, директор по работе с геоданными в Success Rockets Data, студент кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. Он рассказал, что его опыт в предпринимательской деятельности стоит на трех китах: опыт, терпение, оптимизм. Последний помогает всегда.

Вячеслав Андреев
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

В 2016 году Вячеслав начал развивать собственный проект Data Map. Основной проблемой, с которой пришлось столкнуться его основателям, стала полученная одним из них повестка в армию. Это привело к изменению состава участников проекта. В дальнейшем выяснилось, что формирование команды, где каждый напрямую заинтересован в идее, влияет на развитие компании и ее успешность.

«Была допущена одна из самых больших ошибок — передача дел не тому человеку, — объяснил Вячеслав. — Если вы не горите идеей, вы не сможете сделать проект на серьезном уровне. И второй момент, на который стоит обратить внимание: все думают, что они разовьют свой стартап и заработают первый миллион в одиночку. Нет. Достичь результата вам поможет команда минимум из 3–4 человек».

О том, как важна команда и атмосфера в ней, говорила и Катрин Соколова, модельер, основатель бренда одежды Katrin Sokolova. Она рассказала, что все время существования бренда полностью доверяла своему заместителю, которая прошла с ней весь путь с самого начала. У них, конечно, тоже были свои бизнес-ошибки. Среди них Катрин назвала экономию на первоначальных инвестициях в оборудование, внимание не к товару, а к дизайну упаковки и магазина и т.д. Кроме того, Катрин отметила, что нужно уметь делегировать обязанности, но не менее важно проверять и контролировать работу сотрудников.

Катрин Соколова
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

«У нас был случай, когда крупный поставщик доверил нам изготовление 50 партий курток дорогого люксового бренда, — поделилась Катрин. — У сотрудников, которые работали у меня уже пять лет, был образец этой куртки, выкройки, и я позволила себе отвлечься на другую работу. Когда я через несколько дней вернулась за готовым заказом, оказалось, что все куртки сшиты на 13 см короче».

Олег Махонин
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Еще один спикер, Олег Махонин, коммерческий директор Aeroxo Ltd, занимается разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов, объединяющих в себе достоинства квадрокоптеров и самолетов. Предприниматель призвал не бояться делать ошибки, ведь только так можно учиться и становиться лучше. «Когда мне предложили тему конференции, я был в небольшом замешательстве, — сказал он. — Ошибок нет, это ваш путь. Вы будете совершать просчеты в любом случае. Но, не совершив их, вы не придете к своему личному успеху».

Андрей Ковалев
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Завершил конференцию Андрей Ковалев, владелец девелоперской компании «Экоофис» и проекта «Подсолнухи Art&Food». «Я хочу вас призвать к тому, чтобы очень много думать. Сейчас надо думать в пять раз больше, чем раньше», — обратился он к студентам. Бизнесмен также посоветовал не пользоваться кредитами, а заработать стартовый капитал и попробовать открыть сначала маленькое дело. По его мнению, в ближайшее время среди актуальных направлений для бизнеса будет сфера ремонта автомобилей, а также производства продуктов питания и одежды.

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.

НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве

В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.

Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»

Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.

«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»

27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.

«Местечкового технологического суверенитета быть не может»

В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.

Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений

Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.

«Мой собственный бизнес начался с курсовой работы»

Елизавета Корсакова, студентка магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, создала свой интернет-магазин и за полгода вывела его на окупаемость. Как собственный бизнес помогает учебе и какая аналитика позволяет увеличивать продажи, она рассказала в интервью.