• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В поисках утраченной идентичности

Делегация преподавателей и студентов магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» факультета истории ВШЭ и Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ приняла участие в дебатах «Citizenship, patriotism and the other ways of relating to the one’s "homeland"» в Варшаве. Рассказывают магистранты Илья Гурьянов, Марина Кибальная и Александра Колесник.

— Кто участвовал в Дебатах со стороны ВШЭ? Какова предыстория этой поездки?

И. Гурьянов: В Польше побывали профессора Ирина Савельева и Елена Вишленкова и магистранты: Марина Кибальная, Александра Колесник, Надежда Ражукова и я. Это уже не первый опыт сотрудничества Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) и Института междисциплинарных исследований «Artes Liberales» Варшавского университета с участием студентов. В апреле-мае 2009 года в Варшаве проводилась Весенняя школа с участием преподавателей, сотрудников и студентов ВШЭ, завершившаяся международной студенческой конференцией «Классическая традиция и авторитет в социальном измерении». Майская сессия международных Дебатов «Академия в публичном дискурсе» (Academia in public discourse) в Варшавском университете в 2012 году стала продолжением начатых год назад дискуссий между учеными-гуманитариями и представителями общественности с привлечением студентов разных университетов, в том числе и студентов из ВШЭ.

— Как были организованы Дебаты? Какая была программа?

А. Колесник: Польской стороной была организована сопроводительная программа «Solidarity tradition» в Гданьске. Она была предпослана основной секции Дебатов и предусматривала помимо обзорных экскурсий по историческим и культурным местам одного из красивейших городов Европы, посещение лекций и воркшопов, посвященных проблемам исторической памяти и коллективной идентичности.

— Что для вас стало наиболее запоминающимся во время поездки в Гданьск?

М. Кибальная: Особенный интерес у участников сопроводительной программы вызвало посещение Европейского центра Солидарности и Музея движения «Солидарности». Лекции польских коллег были посвящены роли национальной истории в антиимперском дискурсе второй половине ХХ века с особым акцентом на события, произошедшие на гданьской судоверфи в 1980-е. Участникам сопроводительной программы была предоставлена возможность увидеть ее своими глазами и проникнуться историческим духом той эпохи. Во время мероприятий, организованных польскими коллегами, возникали оживленные дискуссии между представителями различных национальных академических сообществ, в которых мы старались принять активное участие.

А. Колесник: Одним из пунктов знакомства с Гданьском было посещение мемориального комплекса Westerplatte, посвященного одному из героических эпизодов польской истории. В связи с этим надо сказать о знакомстве с проектом Исторического музея Второй мировой войны, который в настоящий момент находится на стадии разработки. Концепция музея предполагает репрезентацию общеевропейских масштабов трагедии 1939-1945 годов глазами простых людей, непосредственных участников тех событий. Свою задачу организаторы музея видят в преодолении герметичного статуса различных национальных «военных историй». Средства, которые они для этого предлагают, актуализируют инновационный потенциал современных медиа-технологий и сочетаются с оригинальными архитектурными решениями.

— Расскажите о программе основной секции Дебатов.

И. Гурьянов: Обогащенные новыми знания и впечатлениями, участники сопроводительной программы «Solidarity tradition» в Гданьске вернулись в Варшаву и приступили к работе в рамках основной секции запланированного мероприятия. Формат Дебатов предполагал серию панельных дискуссий с участием известных общественных деятелей, государственных чиновников, журналистов по следующим темам: «Музеи как институты патриотического образования», «Патриотизм и разнообразие исторического опыта», «Гражданское общество как пространство публичного образования», «Патриотизм, гражданство и космополитизм в школьных программах», «Многонациональные государства и национальное тождество», «Империя — пост-империя и национальная идентичность», «Народность, нация и гражданство — роль религии и церкви». Для обсуждения в форме свободной дискуссии были вынесены следующие вопросы: «Польша и поляки глазами молодых россиян» и «Социальная идентичность молодого поколения в Польше и России».

— А какие выступления больше всего запомнились?

А. Колесник: Интерес вызвали доклады профессора Елены Вишленковой и Киры Ильиной (научный сотрудник центра «Эрмитаж-Казань»), которые недавно опубликовали совместно с Руфии Галиуллиной коллективную монографию «Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность». Доклад профессора Елены Вишленковой был посвящен новым концепциям музея и их роли в формировании коллективных идентичностей. Кира Ильина поделилась с международным академическим сообществом своим опытом работы в центре «Эрмитаж–Казань» по организации и проведению выставочно-экскурсионных мероприятий.

М. Кибальная: Среди выступлений, подготовленных польскими участниками, хочется отметить презентацию доктора Яцека Кухарчика, в рамках которой были представлены сводные статистические данные социологических исследований, отражающих отношение современной российской молодежи к Польше и полякам. Мы приняли участие в обсуждении представленных результатов, выдвинули ряд альтернативных компаративистских подходов для их интерпретации и выступили с предложением провести аналогичное исследование на примере польской молодежи.

И. Гурьянов: Однако, необходимо отметить политическую ангажированность некоторых докладчиков, отразившуюся не только на характере отдельных дискуссий, но и на интеллектуальной атмосфере Дебатов в целом. Сотрудники и студенты Высшей школы экономики в своих выступлениях, вопросах и репликах стремились последовательно продвигать идеалы академической культуры общения, акцентируя внимание участников именно на научной составляющей поставленных вопросов, что не всегда находило должный отклик в аудитории.

А. Колесник: Также хочется посетовать на то, что «публичное» пространство обсуждения, заявленное в программе Дебатов, не было свободно от определенных предрассудков, что в частности проявилось в намеренном редуцировании студенческой активности, игнорировании поднимаемых студентами вопросов и тем. Тем не менее, сам опыт участия в подобных Дебатах исключительно важен для молодых исследователей.

— В целом эта поездка оказалась для вас полезной? Каков был общий уровень организации?

И. Гурьянов: Подводя итоги конференции, можно сказать, что организаторы достигли поставленных целей — обозначить новые пути и средства коммуникации между польским и российским научными сообществами и между разными поколениями этих сообществ.

М. Кибальная: Конечно, сама возможность провести несколько майских дней в цветущих садах Варшавы, на тихих средневековых улочках Гданьска — достойна отдельной благодарности. По замечанию профессора Ирины Савельевой, городское пространство Варшавы располагает к диалогу в самом широком смысле. Этому благоприятствовал и высокий уровень организации Дебатов: от транспортно-транзитных вопросов до элементарного материально-бытового обеспечения.

И. Гурьянов: Следует еще добавить, что в большой степени именно благодаря профессионализму и человеческим качествам профессора Ежи Аксера и профессора Ирины Савельевой не только состоялись сами Дебаты и был сглажен горьковатый привкус нереализованных надежд и ожиданий, сопровождавший большинство событий нашей повседневной жизни. Интенсивное взаимодействие с польскими коллегами позволило точнее и тоньше сформулировать проблемы польско-российского диалога, однако их разрешение возможно только в ходе продолжения дискуссий между обеими сторонами.

А. Колесник: За рамками studia humanitatis складывается определенная традиция и культура совместной работы ИГИТИ имени А.В. Полетаева ВШЭ и Института междисциплинарных исследований «Artes Liberales» Варшавского университета. Будем надеяться, что они будут укрепляться.

Вам также может быть интересно:

«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»

С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.

Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?

100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.

Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями

Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.

Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье

Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Список литературы: советская историческая наука

Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Идеал женщины Третьего рейха

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.

Фронтовые письма XX века

Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000).