• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиНаукаВысокий спрос на образование в странах БРИК обусловлен неуважением к ручному труду

Высокий спрос на образование в странах БРИК обусловлен неуважением к ручному труду

Книга «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?»
Книга «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?»
16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ состоялась презентация книги «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?», вышедшей в Издательском доме ВШЭ на русском языке (на английском книга вышла год назад в издательстве Стенфордского университета). Участники мероприятия обсудили тенденции развития высшего образования.

Среди авторов книги сотрудники ВШЭ — научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики Мартин Карной, ведущий научный сотрудник лаборатории Прашант Лоялка, научный руководитель Института образования Исак Фрумин и директор по информационным ресурсам Мария Добрякова.

В книге рассказывается об изменениях, происходящих в высшем образовании Бразилии, России, Индии и Китая на протяжении последних двух десятилетий. Популярность высшего образования в этих странах крайне высока. Как это влияет на экономику и политику? Есть мнение, что США и Западная Европа вскоре перестанут играть роль мировой «кузницы кадров», потому что уже сейчас 30 процентов поступающих на инженерные специальности по всему миру — граждане Индии и Китая, отметил Исак Фрумин.

У растущей популярности высшего образования в странах БРИК есть общие черты, несмотря на различия между странами, подчеркнул Мартин Карной. Везде увеличивается доля семей, готовых полностью или частично оплачивать услуги университетов, и доля платных студентов. Во всех странах БРИК вузы четко делятся на элитные и все остальные. Доля элитного сектора в высшем образовании — от 12 до 16 процентов, и он практически не растет, зато становится больше вузов и программ сомнительного качества. Таким образом, система высшего образования продолжает воспроизводить социальное и экономическое неравенство.

Те, кто пытается получить хоть какое-нибудь высшее образование, категорически не желают приходить на работу к конкретному часу и выполнять определенные операции в строго заданные сроки

Но в каждой стране есть свои особенности. В России и Китае почти не увеличивается количество частных вузов, и в целом частное высшее образование не играет значимой роли, платных студентов обучают в основном государственные вузы. Напротив, в Индии и Бразилии частных вузов много, они готовят инженеров и программистов. Согласно демографическим прогнозам, в России спрос на высшее образование будет падать, а в Индии и Китае расти. Возможности государства повлиять на ситуацию в высшем образовании в странах БРИК также различаются. В Индии и Бразилии образовательная политика зависит от общественных настроений, а в Китае могут приниматься непопулярные меры. В России, по мнению Мартина Карноя, ситуация промежуточная. 

В целом то, что высшее образование в странах БРИК становится все более массовым, — это длительный и устойчивый процесс, связанный с развитием экономики знаний и изменениями на глобальных рынках труда. Каждое государство реагирует на эти изменения в зависимости от своей экономической ситуации, особенностей исторического и культурного развития.

Принявший участие в семинаре ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предположил, что высокий спрос на университетское образование в странах БРИК связан с традиционным для них неуважением к ручному труду. В Западной Европе, где еще уважают ремесло, спрос на высшее образование растет медленнее. Студенты вузов в странах БРИК хотят найти такую работу, где не требуется физический труд, где ты будешь находиться в коллективе людей с высшим образованием, где не будет серьезной трудовой дисциплины. Последнее особенно важно: те, кто пытается получить хоть какое-нибудь высшее образование, категорически не желают приходить на работу к конкретному часу и выполнять определенные операции в строго заданные сроки. Все это, разумеется, имеет самые серьезные последствия для экономик стран БРИК, в том числе для российской.

Какой в этой ситуации должна быть политика в сфере высшего образования?

По мнению Ярослава Кузьминова, университеты, где учиться сложно и откуда «двоечников» просто выгоняют, должны набирать студентов за счет государственного бюджета. А вот обучение в вузах, не относящихся к элите высшей школы, не должно быть полностью бесплатным. Студенты там учатся не столько ради профессии, сколько для социализации, и хотят тратить на это поменьше усилий, что особенно характерно для России. Если же за образование придется платить — пусть даже не полностью, а частично, то, возможно, отношение будет более ответственным. Так или иначе, вопрос о том, в какой мере плата за образование гарантирует ответственное к нему отношение, нуждается в дополнительных исследованиях, подчеркнул ректор ВШЭ.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.

Как избежать отчисления из университета

Каждый пятый студент в России выбывает из вуза. Ученые НИУ ВШЭ назвали десять основных причин такого отсева.

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Пять научных фактов об университетах

20 октября в НИУ ВШЭ стартует один из наиболее важных форумов по развитию университетов — VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). IQ.hse.ru подобрал пять самых ярких исследований о вузах с предыдущей конференции.

Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100

18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.

Члены ассоциации «Глобальные университеты» обсудили вопросы реформы высшего образования

17 марта в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты» с участием заместителей министра образования и науки РФ Александра Повалко и Александра Климова. Были подведены итоги ее двухлетней работы, обсуждались пути модернизации образовательных стандартов, развития инженерного образования и новой модели аспирантуры, а также привлечения иностранных студентов.

Стремление людей к высшему образованию остается конкурентным преимуществом России

3 марта во Всероссийском НИИ авиационных материалов (ВИАМ) ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил с лекцией, посвященной сценариям развития высшего образования в РФ. Лекция была организована в рамках цикла «Синклит в ВИАМ», когда перед сотрудниками института выступают известные ученые, управленцы и политики.

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.