• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высокий спрос на образование в странах БРИК обусловлен неуважением к ручному труду

Книга «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?»
Книга «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?»
16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ состоялась презентация книги «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?», вышедшей в Издательском доме ВШЭ на русском языке (на английском книга вышла год назад в издательстве Стенфордского университета). Участники мероприятия обсудили тенденции развития высшего образования.

Среди авторов книги сотрудники ВШЭ — научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики Мартин Карной, ведущий научный сотрудник лаборатории Прашант Лоялка, научный руководитель Института образования Исак Фрумин и директор по информационным ресурсам Мария Добрякова.

В книге рассказывается об изменениях, происходящих в высшем образовании Бразилии, России, Индии и Китая на протяжении последних двух десятилетий. Популярность высшего образования в этих странах крайне высока. Как это влияет на экономику и политику? Есть мнение, что США и Западная Европа вскоре перестанут играть роль мировой «кузницы кадров», потому что уже сейчас 30 процентов поступающих на инженерные специальности по всему миру — граждане Индии и Китая, отметил Исак Фрумин.

У растущей популярности высшего образования в странах БРИК есть общие черты, несмотря на различия между странами, подчеркнул Мартин Карной. Везде увеличивается доля семей, готовых полностью или частично оплачивать услуги университетов, и доля платных студентов. Во всех странах БРИК вузы четко делятся на элитные и все остальные. Доля элитного сектора в высшем образовании — от 12 до 16 процентов, и он практически не растет, зато становится больше вузов и программ сомнительного качества. Таким образом, система высшего образования продолжает воспроизводить социальное и экономическое неравенство.

Те, кто пытается получить хоть какое-нибудь высшее образование, категорически не желают приходить на работу к конкретному часу и выполнять определенные операции в строго заданные сроки

Но в каждой стране есть свои особенности. В России и Китае почти не увеличивается количество частных вузов, и в целом частное высшее образование не играет значимой роли, платных студентов обучают в основном государственные вузы. Напротив, в Индии и Бразилии частных вузов много, они готовят инженеров и программистов. Согласно демографическим прогнозам, в России спрос на высшее образование будет падать, а в Индии и Китае расти. Возможности государства повлиять на ситуацию в высшем образовании в странах БРИК также различаются. В Индии и Бразилии образовательная политика зависит от общественных настроений, а в Китае могут приниматься непопулярные меры. В России, по мнению Мартина Карноя, ситуация промежуточная. 

В целом то, что высшее образование в странах БРИК становится все более массовым, — это длительный и устойчивый процесс, связанный с развитием экономики знаний и изменениями на глобальных рынках труда. Каждое государство реагирует на эти изменения в зависимости от своей экономической ситуации, особенностей исторического и культурного развития.

Принявший участие в семинаре ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предположил, что высокий спрос на университетское образование в странах БРИК связан с традиционным для них неуважением к ручному труду. В Западной Европе, где еще уважают ремесло, спрос на высшее образование растет медленнее. Студенты вузов в странах БРИК хотят найти такую работу, где не требуется физический труд, где ты будешь находиться в коллективе людей с высшим образованием, где не будет серьезной трудовой дисциплины. Последнее особенно важно: те, кто пытается получить хоть какое-нибудь высшее образование, категорически не желают приходить на работу к конкретному часу и выполнять определенные операции в строго заданные сроки. Все это, разумеется, имеет самые серьезные последствия для экономик стран БРИК, в том числе для российской.

Какой в этой ситуации должна быть политика в сфере высшего образования?

По мнению Ярослава Кузьминова, университеты, где учиться сложно и откуда «двоечников» просто выгоняют, должны набирать студентов за счет государственного бюджета. А вот обучение в вузах, не относящихся к элите высшей школы, не должно быть полностью бесплатным. Студенты там учатся не столько ради профессии, сколько для социализации, и хотят тратить на это поменьше усилий, что особенно характерно для России. Если же за образование придется платить — пусть даже не полностью, а частично, то, возможно, отношение будет более ответственным. Так или иначе, вопрос о том, в какой мере плата за образование гарантирует ответственное к нему отношение, нуждается в дополнительных исследованиях, подчеркнул ректор ВШЭ.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.