• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России стартует исследование студентов ведущих вузов

16 октября, в предварительный день конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Дифференциация в динамично меняющихся системах образования: вызовы и возможности», состоялось заседание рабочей группы межвузовского исследовательского проекта «Траектории и опыт студентов университетов России», который планируется реализовать в 2015-2019 годах.

В рамках проекта будут изучаться особенности студентов ведущих российских вузов, которые участвуют в проекте повышения международной конкурентоспособности 5/100, и федеральных университетов (эти множества пересекающиеся: несколько федеральных университетов вошли в проект 5/100). В их числе Дальневосточный, Казанский (Приволжский), Уральский федеральные университеты, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и другие вузы.

Председателем Совета исследовательского проекта «Траектории и опыт студентов университетов России» стал заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, научное руководство возложено на научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина. Координатором рабочей группы, куда входят представители от каждого университета (среди них сотрудники, представляющие самые разные подразделения, — учебно-методическое управление, центр менеджмента качества, отдел по связям с общественностью и другие), выступает научный сотрудник Института образования ВШЭ Наталья Малошонок.

Эмпирическая база проекта будет состоять из двух исследований.

Первое исследование — лонгитюдное, рассчитанное на пять лет. В нем будет изучаться одна и та же совокупность студентов бакалавриата на протяжении всего времени их обучения в университете и еще год после выпуска.

Планируется сформировать две панели: пилотную и основную. Набор участников пилотной панели пройдет весной 2015 года из числа первокурсников по любым направлениям подготовки, от каждого вуза не менее 100 человек. Основная панель будет сформирована осенью 2015 года также из первокурсников, по каким именно направлениям — пока не решено. В нее должны войти не менее 30-35% общего числа студентов, поступивших на выбранные направления. Опросы студентов будут проводиться с помощью онлайн-анкет, и уже разработаны способы преодоления так называемого «осыпания панели», когда часть респондентов в процессе исследования теряет к нему интерес.

Вузы конкурируют друг с другом, но специфика образовательного рынка такова, что обмен информацией идет всем только на пользу: руководство университетов начинает принимать решения не на основе интуиции и личных мнений, а на основе сравнительных данных

Чириков Игорь Сергеевич
старший научный сотрудник Института образования

На сегодняшний день намечено 14 тем лонгитюдного исследования, в том числе ожидания и планы студентов относительно обучения в вузе, цели поступления в университет, адаптация первокурсников к студенческой жизни, вовлеченность студентов в учебный процесс, их отношения с преподавателями и т.д.

Второе исследование — это масштабный опрос студентов всех курсов вузов, участвующих в проекте. Его результаты можно будет сравнить с данными по зарубежным вузам — лидерам глобального образования. Для сравнительного анализа будут использоваться данные международного исследовательского консорциума «Студенческий опыт в исследовательском университете» (The SERU International), в который входят 26 ведущих исследовательских университетов из 8 стран. Его исполнительным директором недавно стал старший научный сотрудник Института образования ВШЭ Игорь Чириков, координатором консорциума является Центр исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли.

В рамках международного исследования будут изучаться такие темы, как бюджет времени студентов, их образовательные цели, оценка образовательной среды, вовлеченность в научно-исследовательскую деятельность и другое.

«Участие университетов в подобных проектах — это ответ на вызовы, которые перед ними стоят, — говорит Игорь Чириков. — Все познается в сравнении: нужно понимать, с какими проблемами сталкиваются студенты в разных университетах и как эти проблемы решаются. Вузы конкурируют друг с другом, но специфика образовательного рынка такова, что обмен информацией идет всем только на пользу: руководство университетов начинает принимать решения не на основе интуиции и личных мнений, а на основе сравнительных данных. В России, к сожалению, таких данных пока очень мало, и благодаря нашему проекту этот недостаток будет хотя бы отчасти восполнен».

Борис Старцев, специально для Новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

Высшая школа экономики вошла в группу лидеров Проекта 5-100

НИУ ВШЭ стал одним из трех российских университетов, получивших максимально возможные баллы за реализацию программы повышения конкурентоспособности. Об этом было объявлено по итогам заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

ВШЭ представила «дорожную карту» развития международному Совету Проекта 5-100

17 марта прошло очередное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в рамках Проекта 5-100. Представители НИУ ВШЭ рассказали членам Совета, в состав которого входят международные эксперты, об успехах университета по итогам первой половины Проекта и своих ближайших планах в Проекте.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.

Как избежать отчисления из университета

Каждый пятый студент в России выбывает из вуза. Ученые НИУ ВШЭ назвали десять основных причин такого отсева.

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Пять научных фактов об университетах

20 октября в НИУ ВШЭ стартует один из наиболее важных форумов по развитию университетов — VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). IQ.hse.ru подобрал пять самых ярких исследований о вузах с предыдущей конференции.

Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100

18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.

Члены ассоциации «Глобальные университеты» обсудили вопросы реформы высшего образования

17 марта в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты» с участием заместителей министра образования и науки РФ Александра Повалко и Александра Климова. Были подведены итоги ее двухлетней работы, обсуждались пути модернизации образовательных стандартов, развития инженерного образования и новой модели аспирантуры, а также привлечения иностранных студентов.