• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России стартует исследование студентов ведущих вузов

16 октября, в предварительный день конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Дифференциация в динамично меняющихся системах образования: вызовы и возможности», состоялось заседание рабочей группы межвузовского исследовательского проекта «Траектории и опыт студентов университетов России», который планируется реализовать в 2015-2019 годах.

В рамках проекта будут изучаться особенности студентов ведущих российских вузов, которые участвуют в проекте повышения международной конкурентоспособности 5/100, и федеральных университетов (эти множества пересекающиеся: несколько федеральных университетов вошли в проект 5/100). В их числе Дальневосточный, Казанский (Приволжский), Уральский федеральные университеты, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и другие вузы.

Председателем Совета исследовательского проекта «Траектории и опыт студентов университетов России» стал заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, научное руководство возложено на научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина. Координатором рабочей группы, куда входят представители от каждого университета (среди них сотрудники, представляющие самые разные подразделения, — учебно-методическое управление, центр менеджмента качества, отдел по связям с общественностью и другие), выступает научный сотрудник Института образования ВШЭ Наталья Малошонок.

Эмпирическая база проекта будет состоять из двух исследований.

Первое исследование — лонгитюдное, рассчитанное на пять лет. В нем будет изучаться одна и та же совокупность студентов бакалавриата на протяжении всего времени их обучения в университете и еще год после выпуска.

Планируется сформировать две панели: пилотную и основную. Набор участников пилотной панели пройдет весной 2015 года из числа первокурсников по любым направлениям подготовки, от каждого вуза не менее 100 человек. Основная панель будет сформирована осенью 2015 года также из первокурсников, по каким именно направлениям — пока не решено. В нее должны войти не менее 30-35% общего числа студентов, поступивших на выбранные направления. Опросы студентов будут проводиться с помощью онлайн-анкет, и уже разработаны способы преодоления так называемого «осыпания панели», когда часть респондентов в процессе исследования теряет к нему интерес.

Вузы конкурируют друг с другом, но специфика образовательного рынка такова, что обмен информацией идет всем только на пользу: руководство университетов начинает принимать решения не на основе интуиции и личных мнений, а на основе сравнительных данных

Чириков Игорь Сергеевич
старший научный сотрудник Института образования

На сегодняшний день намечено 14 тем лонгитюдного исследования, в том числе ожидания и планы студентов относительно обучения в вузе, цели поступления в университет, адаптация первокурсников к студенческой жизни, вовлеченность студентов в учебный процесс, их отношения с преподавателями и т.д.

Второе исследование — это масштабный опрос студентов всех курсов вузов, участвующих в проекте. Его результаты можно будет сравнить с данными по зарубежным вузам — лидерам глобального образования. Для сравнительного анализа будут использоваться данные международного исследовательского консорциума «Студенческий опыт в исследовательском университете» (The SERU International), в который входят 26 ведущих исследовательских университетов из 8 стран. Его исполнительным директором недавно стал старший научный сотрудник Института образования ВШЭ Игорь Чириков, координатором консорциума является Центр исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли.

В рамках международного исследования будут изучаться такие темы, как бюджет времени студентов, их образовательные цели, оценка образовательной среды, вовлеченность в научно-исследовательскую деятельность и другое.

«Участие университетов в подобных проектах — это ответ на вызовы, которые перед ними стоят, — говорит Игорь Чириков. — Все познается в сравнении: нужно понимать, с какими проблемами сталкиваются студенты в разных университетах и как эти проблемы решаются. Вузы конкурируют друг с другом, но специфика образовательного рынка такова, что обмен информацией идет всем только на пользу: руководство университетов начинает принимать решения не на основе интуиции и личных мнений, а на основе сравнительных данных. В России, к сожалению, таких данных пока очень мало, и благодаря нашему проекту этот недостаток будет хотя бы отчасти восполнен».

Борис Старцев, специально для Новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.