• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Формируется некое поле притяжения»

Лаборатория социологических исследований ГУ-ВШЭ окончила цикл полевых исследований о вовлеченности населения в предпринимательскую деятельность. Об этом и о том, как вырабатываются навыки научной работы у студентов и аспирантов Вышки, рассказывает руководитель лаборатории, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.

— Александр Юльевич, прежде всего, хотелось бы понять, в чем специфика исследований, проводимых лабораторией, какие решаются задачи?

— Давайте по порядку: все задачи, которые мы перед собой ставим, я бы разделил на две категории — научные и учебные. Во-первых, Лаборатория социологических исследований Центра фундаментальных исследований ВШЭ должна обеспечить участие Вышки в реализации крупнейшего, не имеющего на сегодня аналогов в мировой практике, сетевого проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM). В его рамках исследовательские команды из более чем 50 стран ежегодно проводят цикл полевых исследований и участвуют в формировании и развитии базы данных о вовлеченности населения в предпринимательскую деятельность. Мы выступаем в роли московской команды проекта от России, в котором наряду с нами участвует Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, мы в этом проекте отвечаем за опрос населения России.

Вторая, в моем представлении, не менее важная, задача — воспитание нового поколения аналитиков в этой «лабораторной пробирке». Ведь в обработке и анализе данных участвуют студенты Вышки — социологи и экономисты — начиная со 2–3-го курсов бакалавриата. И здесь у них формируются навыки, прежде всего, выбора адекватных методов для решения тех или иных исследовательских задач. Это работа иного характера, чем, скажем, в практикуме по экономической социологии. Если там студенты сами формируют инструментарий для проверки своих гипотез, то здесь другое, здесь есть некая анкета, которая, естественно, имеет ограниченные возможности, и нужно постараться «выжать» из нее и из собранных данных все по максимуму. Поэтому приходится искать обходные пути, к примеру, комбинировать данные GEM с макроэкономическими данными из других источников. Одним словом, делать ровно то, что приходится проделывать сотруднику исследовательской компании или независимому эксперту, чтобы ответить на поставленные перед ним вопросы.

— Участие в международных исследованиях как-то отражается на учебном процессе, жизни факультета, или оно остается только уделом избранных, тех, кто непосредственно работает в лаборатории? И сразу еще вопрос: есть уже какие-то ощутимые результаты вовлеченности в этот международный проект, помимо, понятно, обязательных отчетов?

— Ну, прежде всего, в наших учебных планах и тематике различных студенческих работ укореняется проблематика предпринимательства. Это полезно, потому что сегодня предпринимательство — важнейшее междисциплинарное направление, и университет, претендующий на лидерство в области инновационного развития, не может, даже не имеет права не поддерживать студенческую исследовательскую активность в данном направлении. Благодаря GEM некоторые студенты нашего факультета в своих курсовых работах, а затем и в магистерских диссертациях реализуют исследования на представительной базе данных, что в перспективе может позволить им подготовить публикации для международных конференций и серьезных журналов. Я всегда говорил и продолжаю повторять: до тех пор, пока наши студенты (да и преподаватели тоже) не начнут работать с данными больших проектов, мы так и останемся непонятными русскими для потенциальных западных партнеров. То есть вроде мы все правильно говорим, но понять, насколько мы сильны в разработке тех или иных тем, трудно, если темы эти, да и исследовательский инструментарий, несопоставимы с тем, что обсуждается (и на каких материалах представлено) в международных журналах. И вот GEM как раз позволяет нам достойно показать свои возможности и результаты. Это мы уже делали на ежегодных научных конференциях ГУ-ВШЭ, на летних школах по предпринимательству с участием зарубежных коллег. А некоторые студенты, — правда, представляющие факультет экономики, — уже с успехом выступали и на «взрослых» международных конференциях. Это, к примеру, Екатерина Мурзачева, Юлия Гулеева, Илга Достова.

За пять лет нашего участия в проекте через лабораторию прошло свыше десятка студентов-социологов и почти столько же экономистов, подготовлено и успешно защищено свыше дюжины бакалаврских ВКР (выпускных квалификационных работ) и магистерских диссертаций. А в этом году мы сделали еще один шаг, опубликовали в Издательском доме ГУ-ВШЭ книгу «Теория предпринимательства в России: по материалам "Глобального мониторинга предпринимательства"». В качестве авторов, наряду с преподавателями и сотрудниками лаборатории, выступили и наши недавние выпускницы Юля Филатова, Линара Мулукова, а также студентки магистратуры Анастасия Ченина и бакалавриата Ангелина Григорьева.

При этом вокруг лаборатории и ее работы формируется некое поле притяжения — это и участники летних школ, и студенты, которые формально не являются сотрудниками, но принимают активное участие в работе на правах «волонтеров». Вместе с новыми лицами приходит и новая проблематика, вовлекаются в исследования и учебную практику новые базы данных — так, в этом году выполнено несколько ВКР на материалах «Георейтинга» Фонда «Общественное мнение», а также «Панельного исследования предпринимательской динамики» (это еще один крупный проект, который в известной мере является предшественником GEM).

Мы ведем понемногу и другие виды работ, полезных как для самих участников, так и для академического сообщества в целом. В этом году начали подготовку переводов серии статей лауреатов ежегодно присуждаемой в Швеции «Международной премии за исследования в области предпринимательства». В следующем году завершим эту работу и издадим своего рода антологию классиков исследований предпринимательства. Это — тоже важная часть работы, потому что в отработке переводов лучше всего формируется навык адекватного и грамотного выражения мысли, которым в силу ряда причин нынешнее поколение студентов почти не владеет, вырабатывается культура работы с текстом — не вырезания и вклеивания кусков чужих работ, а интерпретации смыслов и раскрытия культурных кодов.

Подготовлен и электронный ридер по предпринимательству, который может использоваться в преподавании курсов по социологии предпринимательства и по малому предпринимательству. Это уже вторая версия, в подготовке первой большую помощь оказала уже упомянутая Линара Мулукова, а нынешней — Ангелина Григорьева.

— Все это достаточно объемные проекты, но есть, наверное, какие-то перспективные планы развития лаборатории, стратегические цели, которые вы видите как руководитель?

— Мы не собираемся останавливаться в публикации своих исследовательских результатов. Наряду со статьями в российских журналах, мы начинаем более активно выходить на зарубежные издания: уже почти год работаем над совместной статьей с профессором Пией Аррениус из Турку, есть и другие планы в этом направлении. Осенью на крупных конференциях в Лондоне и Санкт-Галлене Ольгой Исааковной Образцовой и мной в соавторстве с Татьяной Александровной Алимовой будут представлены некоторые новые подходы к типологии стран по уровню предпринимательской активности, основывающиеся на учете социетальных особенностей разных типов обществ.

Во-вторых, собираемся организовать следующую Летнюю школу по предпринимательству уже как международную — с участием наших коллег из Университета Твенте.

Намечены и некоторые другие «долгоиграющие» идеи, но о них пока рано говорить.

— Есть проблемы, мешающие работе сотрудников и волонтеров лаборатории?

— Да, разумеется. Первая проблема — общая для всех, кто работает и учится в Вышке: день ограничен 24-мя часами. А работа в лаборатории является для каждого из нас дополнительной обязанностью и удовольствием. Вторая проблема связана с нашим межфакультетским характером — трудно организовать постоянное рабочее взаимодействие, когда у всех разные расписания и мы находимся в разных частях города. Третья: до сих пор, до появления аспирантуры полного дня, нам нечего было предложить тем нашим студентам, которые проявляли явные академические наклонности. Поэтому после магистратуры они вынужденно выбывали из проекта. Надеемся, появление возможности для нормальной научной работы в аспирантуре полного дня эту ситуацию изменит.

Артем Нелин

Вам также может быть интересно:

ВШЭ организует курсы по предпринимательству для всех желающих старше 50

Вводное занятие из цикла «Бизнес для всех» состоится 31 мая в рамках Московской недели предпринимательства. Занятия запланированы в течение всего лета.

Программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» открывается в Вышке

До 10 апреля включительно в Высшей школе экономики продолжается прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство». Обучение начнется 20 апреля.

Портрет социального предпринимателя

Социальное предпринимательство в России стало привычной практикой, в которой, впрочем, остаются свои особенности и проблемы. Социологи НИУ ВШЭ совместно с исследовательской группой ЦИРКОН и Social Business Group изучили их и представили в докладе коллективный портрет социальных предпринимателей. Один из авторов работы, Иван Климов, прокомментировал IQ.HSE результаты исследования.

ВШЭ заняла 6 место в новом рейтинге предпринимательских университетов АЦ «Эксперт»

В публикуемом впервые аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 38 вузов России, из них 16 – участники Проекта 5-100. ВШЭ занимает 6 место среди российских вузов и 2 место после МФТИ среди участников Проекта 5-100.

Нижегородская Вышка поможет ИПФ РАН коммерциализировать разработки

Центр предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород начал сотрудничество с Институтом прикладной физики РАН в области коммерциализации научных разработок. Центр будет помогать ученым ИПФ РАН  продвигать их проекты на рынке.

Каким бизнесом занимаются выпускники Вышки

Центр по работе с выпускниками обнародовал исследование, которое дает возможность проследить предпринимательскую деятельность выпускников. Исследование будет продолжаться, стать его участником может каждый выпускник Вышки, имеющий собственный бизнес.

Как гику стать предпринимателем: советы основателя Uber

Основатель и CEO компании Uber Трэвис Каланик на встрече со студентами Вышки рассказал о том, какими качествами должен обладать успешный предприниматель и почему в бизнесе есть место волшебству.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

«Не надо стесняться признавать, что мы кое-чего пока не умеем»

Если ты можешь объяснить, почему твой проект будет успешным, инвестиции твоему бизнесу обеспечены в любых условиях. В рубрике «Конструктор успеха» выпускник Вышки, председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик рассказывает, как делать бизнес на продлении жизни, что такое правильное импортозамещение и чем государство может помочь предпринимателям.

Выпускник ВШЭ стал предпринимателем года в России

Победителем российского национального этапа международного конкурса «Предприниматель года 2014» стал выпускник бакалавриата ВШЭ (факультет экономики) Алексей Репик — президент «Деловой России», председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм».