• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Огни городов для сельских девушек

18 января на семинаре Института развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ с докладом «Образовательные и карьерные траектории сельских школьников: результаты опроса учащихся 9-11 классов сельских школ и их родителей в 2010 году» выступили директор Центра ИРО Татьяна Абанкина, научные сотрудники Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ ГУ-ВШЭ Анна Красилова и Гордей Ястребов.

Доклад был посвящен результатам сравнительного российско-китайского исследования карьерных планов и жизненных траекторий сельских школьников, проведенного, с российской стороны Институтом развития образования ВШЭ и Лабораторией сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ ВШЭ. Россия и Китай — страны со сходной (во многом) социально-экономической ситуацией, в частности, в сельской местности. Именно поэтому сравнительное изучение мнений российских и китайских школьников может помочь в поиске эффективных путей решения проблем, существующих в сфере образования на селе

Исследование как с российской, так и с китайской стороны проводилось в четырех регионах разного типа. В России для обследования было выбрано по одному району Московской и Ульяновской областей, Республики Саха (Якутия) и Алтайского края. Результаты исследования карьерных предпочтений сельских школьников Китая будут получены весной. Вывод же относительно российских школьников вполне однозначен: сельская молодежь намерена ехать в города и поступать в вузы.

С городом и высшим образованием связывает свою дальнейшую жизнь абсолютное большинство сельских школьников. Уехать, чтобы учиться в вузе, намерено более 80% учеников 9-11 классов, опрошенных в Московской области, и более 90% опрошенных в Якутии. Родители в целом настроены относительно более пессимистично, однако среди них большинство также надеется на поступление детей в вузы. «Урбанистические» настроения старших школьников и их родителей Татьяна Абанкина связала в первую очередь с повсеместным введением ЕГЭ, который дает сельским школьникам шанс на получение высшего образования.

Правда, в ходе дискуссии на семинаре руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии Российской академии наук (РАН) Давид Константиновский отметил, что исследователи, возможно, несколько преувеличили число желающих поступить в вузы, опросив вместе учеников девятых, десятых и одиннадцатых классов. По мнению Константиновского, несмотря на обязательность полного среднего образования в нашей стране, на практике даже до девятого класса учатся не сто процентов российских школьников. После девятого класса примерно 30% ребят по-прежнему уходят из школы. Таким образом, считает Константиновский, ученики 10-11 и учащиеся 9 класса — это, по существу, две разные группы учащихся, а еще некоторое количество сельских жителей просто исчезло из поля зрения авторов исследования, уйдя из школы до девятого класса. Впрочем, Давид Константиновский в целом согласился с тем, что большинство сельских школьников намерены уехать в город и поступить там в вуз.

Среди факторов, влияющих на желание или нежелание учащихся выпускных классов сельских школ уехать в город и получить высшее образование, имеет значение уровень образования родителей — дети более образованных в целом больше настроены на поступление в городской вуз. Весьма неожиданным оказалось влияние гендерного фактора: на одну желающую остаться в селе девушку приходится в среднем более трех юношей. Это косвенно связано с уровнем успеваемости тех и других — успеваемость девушек в среднем заметно выше. Если составлять «собирательный портрет» человека, желающего остаться в сельской местности, то получится, что это юноша с низкой успеваемостью и родителями, имеющими собственное дело, — последнее является для сельской молодежи самым, пожалуй, значимым аргументом в пользу того, чтобы остаться в деревне.

Удаленность родного села от города также стимулирует молодежь к отъезду. Это не столь актуально для районов «маятниковой миграции», характерной, например, для жителей Московской области, — когда большое количество людей живет в сельской местности, но работает в городах и имеет возможность проводить там досуг. А молодежь из дальних сел, по выражению Татьяны Абанкиной, «влекут огни большого города», поэтому она в большей мере настроена на отъезд.

Профессии, которым хотели бы посвятить себя сельские школьники, могут удивить горожан: среди тех, кто уже определился с выбором направления подготовки, наиболее популярны педагогика и медицина. Авторы исследования склонны объяснять это некоторой инерционностью мышления. Кроме того, в сельской местности профессии врача и учителя по-прежнему весьма престижны. В целом, как подчеркивали докладчики, планы сельской молодежи относительно профессий остаются в значительной мере неопределенными. Большинство выступавших в дискуссии высказывалось резче: пока сельских школьников интересует в первую очередь наличие вузовского диплома, а не его качество или содержание.

Понятно, что мечты не всегда сбываются. В ходе исследования авторы задались вопросом, обладают ли сельские школьники навыками, полезными для городской жизни. Оказалось, что уровень компьютерной грамотности среди сельской молодежи весьма велик — большинство умеет пользоваться текстовыми редакторами и выходить в Интернет, некоторые владеют графическими редакторами, кое-кто умеет программировать. Среди тех, кто владеет компьютером, как и среди тех, кто знает иностранные языки, желающих поступить в городской вуз больше.

Готовность родителей помогать своим детям при реализации их планов также достаточно велика. В Республике Саха (Якутия) и Алтайском крае более половины родителей готовы оплачивать не только проживание своих детей-студентов в городе, но и их обучение в вузе. В Московской и Ульяновской областях скорее преобладают те, кто готов оплачивать или обучение, или проживание. Московская область выделяется тем, что сравнительно большое (относительно трех других регионов) количество родителей — около 20% — настроены на обучение детей исключительно за счет бюджета.

Вполне вероятно, что далеко не все сельские школьники, мечтающие об «огнях больших городов», смогут реализовать свои желания — как неоднократно отмечалось в ходе обсуждения доклада, для действительно массового поступления в вузы в сельских школах пока еще недостаточно хорошо сдают ЕГЭ. Даже в Якутии — чрезвычайно успешном регионе — «троек» по ЕГЭ в сельских школах многовато. Однако уже само стремление местной молодежи покинуть село говорят о многом.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.