• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Качественные методы в коммуникационных исследованиях

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён изучению качественных методов исследования в социальных науках с акцентом на философские, социологические и методологические основания. Студенты знакомятся с ключевыми парадигмами: позитивизмом, феноменологией, этнометодологией, а также осваивают этнографическую стратегию исследования. Особое внимание уделяется пониманию взаимосвязи теории и метода, разработке исследовательского дизайна с учётом выбранной теоретической рамки и ограничений качественных методов. По завершении курса студенты умеют аргументированно выбирать исследовательский подход, реализовывать этнографическую стратегию, обосновывать аналитические решения и интерпретировать данные в контексте выбранной парадигмы, учитывая ограничения методов и возможности дальнейших исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является формирование у студентов системного понимания философских, социологических и методологических оснований качественных методов исследования, овладение навыками проектирования и реализации качественного исследования с использованием этнографической стратегии, наблюдения и интервью, а также умение аргументированно выбирать исследовательский подход и интерпретировать результаты с опорой на теоретическую рамку, учитывая ограничения методов и специфику эмпирического материала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет философские и социологические основания качественных методов
  • Называет и объясняет ограничения применения различных качественных методов и специфику их
  • Аргументирует выбор исследовательского подхода через обращение к социальной теории
  • Разрабатывает дизайн качественного исследования в с учётом теоретической рамки
  • Реализует этнографическую стратегию исследования
  • Обосновывает выбор аналитического подхода через теоретическую перспективу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология с философской и эмпирической точки зрения. Позитивизм в социальных науках.
  • Пост-позитивизм: феноменология и этнометодология
  • Этнография
  • Наблюдение и интервью
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Активность фиксируется по итогам семинарского занятия и учитывает: участие в обсуждении прочитанных текстов и в дебатах, вовлечённость в практические задания (этнографические наблюдения, интервью, ведение дневника наблюдения и т.п.), учитывается качество используемой аргументации тезисов.
  • неблокирующий Итоговый проект: групповая работа
    Виды работ по итоговому проекту, которые студенты выполняют в командах по 3-5 человек: обзор академической литературы по теме; описание исследовательской проблемы; формулировка исследовательского вопроса; концептуализация основных понятий, вписанная в выбранную теоретическую рамку; описание инструментов сбора данных: тип наблюдения, структура, дневника наблюдения (опционально), описание выборки, гайд интервью, шаблон информированного согласия; анализ данных; защита проекта в рамках финального семинара по курсу.
  • неблокирующий Устный опрос
    В рамках устного опроса студент тянет билет, который содержит два вопроса. Первый вопрос проверяет знание и понимание материала курса. Второй вопрос проверяет умение применить полученные в рамках курса знания в своей дипломной/курсовой работе и аргументированно обосновать свою точку зрения.
  • неблокирующий Итоговый проект: индивидуальный сбор эмпирики
    В пакет документов, которые студенты собирают и сдают индивидуально, входят: протокол наблюдения; аудиозаписи и транскрипты проведенных интервью. Интервью продолжительностью менее 45 минут не рассматриваются в качестве материала для анализа данных и не оцениваются.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активность + 0.2 * Итоговый проект: групповая работа + 0.2 * Итоговый проект: индивидуальный сбор эмпирики + 0.4 * Устный опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ваньке, А. В. Как собрать данные в полевом качественном исследовании : учебное пособие / А. В. Ваньке, Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 256 с. — ISBN 978-5-7598-2086-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173398 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Практики анализа качественных данных в социальных науках : учебное пособие / Нац. исслед. ун-т «Высшая школя, экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2497-8 - Полухина Е. В., отв. ред. - 2024 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/398037 - 398037 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Практики анализа качественных данных в социальных науках : учебное пособие, , 2023

Авторы

  • Легут Кира Дмитриевна
  • Соколова Кира Владимировна