• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Реклама и связи с общественностью»

«Такие, казалось бы, незначительные моменты придают тебе сил и будто говорят, что ты все делаешь правильно»

Студентка 3 курса РиСО Анна Васильева с первого курса мечтала об учебе по обмену – и в начале третьего курса она отправилась в Швецию. Во время своей поездки Аня посещала пары в Uppsala University и онлайн-занятия в Вышке, а еще дистанционно работала в пиар-агентстве.

«Такие, казалось бы, незначительные моменты придают тебе сил и будто говорят, что ты все делаешь правильно»

Как проходила учеба в Швеции? Чем учеба в Уппсальском университете отличается от учебы в Вышке? Как удалось совместить работу и учебу? Что делает на работе сотрудник пиар-агентства? Об этом и многом другом Аня рассказала нам в интервью.

Ты обучалась в Швеции по обмену. В каком именно университете Швеции ты училась? Как давно ты задумалась об академической мобильности? 

В качестве студента по обмену я обучалась в Университете Уппсалы. Идея поехать за границу на учебу пришла ко мне, когда я подавала документы на поступление. Я знала, что в Высшей школе экономики существует огромное количество программ мобильности по всему миру. Поэтому это было отчасти решающим фактором при выборе университета, в котором я хотела бы учиться.

А почему именно Швеция?

Я всегда любила скандинавскую культуру и образ жизни людей там. Мне хотелось посетить северные страны. Поэтому я подумала, что было бы очень хорошо совместить мою мечту и учебу.

Среди скандинавских стран не было большого выбора для моей мобильности, потому что мне нужно было найти определенные курсы в соответствии с курсами в моей образовательной программе. Я выбирала между Швецией и Норвегией, но в конце концов поставила Швецию в качестве своего приоритета.

К сожалению, я мало что знала о студенческой жизни в Уппсале, потому что, если бы знала, то без всяких сомнений выбрал бы только Уппсалу! Уппсала – отличный город для студентов.

Самое интересное здесь для меня – это нации. Нация – это своего рода очень старая студенческая ассоциация, у которой есть дом, паб, свои мероприятия и масса развлечений. Это также прекрасное место для знакомства с новыми людьми, наслаждения студенческой жизнью, путешествий по Швеции и прочего. Чтобы стать членом одной из наций, вы должны оплатить небольшой взнос. В нациях всегда проводится множество концертов, игр, спортивных занятий, традиционных мероприятий и прочих активностей. Это, очевидно, роднит неакадемическую жизнь в Швеции и кампусы Высшей школы экономики, где у нас тоже есть масса классных студенческих организации.

Расскажи о своей учебе в Уппсальском университете. Что вы изучаете, какие курсы у вас есть? Есть ли какие-то различия между российскими и шведскими программами?

В течение полугода у меня было только три курса, которые я должна была выбрать в соответствии с моей образовательной программой «Реклама и связи с общественностью». Система образования в Швеции отличается от системы Высшей школы экономики: в Уппсальском университете у меня предметы шли один за другим, то есть один заканчивается, а после уже начинается другой, а в Вышке мы должны изучать несколько предметов параллельно.

В Швеции я изучала «Культурное наследие и устойчивое развитие», «Глобальные СМИ и общество» и «Методы исследования образования». И что интересно, один из курсов, которые я изучила, был для магистрантов, но мне все равно разрешили его изучать.

Выезд за границу – это довольно стрессовый момент. Как ты относишься к пребыванию в незнакомом месте? Что было главным вызовом для при адаптации к новой культуре?

Сначала мне было очень страшно и неуютно, потому что я чувствовала, что у меня недостаточно знаний английского языка, чтобы чувствовать себя уверенно при общении с иностранцами. Но потом все мои страхи ушли, я начала знакомиться с иностранцами, ходить на разные мероприятия и даже ходить на свидания (через Tinder).

Что же касается других аспектов жизни в Швеции, то здесь все замечательно. В Швеции вы чувствуете себя в безопасности и чувствуете, что здесь заботятся о вас и вашем благополучии. В любой момент люди и университет готовы оказать поддержку и помощь. 

Я не могу сказать, что нашла какие-либо существенные различия между русской и шведской культурами, но я думаю, что шведы – более замкнутые и холодные люди. Опять же, это только мое мнение. 

Удалось ли тебе найти друзей и поддерживаешь ли ты с ними связь после возвращения в Россию?

Да, мне удалось найти друзей. Уже на второй день моего приезда я познакомилась с русскоговорящими ребятами – там были студенты из Украины, Молдовы, России, Беларуси, Грузии.  И первые пару месяцев я больше общалась именно с ними, а потом уже влилась и стала больше общаться с иностранцами на английском. 

Со временем у нас образовалась своя компания из тринадцати человек. Мы все вместе ездили на север Швеции, прекрасно провели там время. Еще вместе отмечали католическое Рождество и Новый год – сначала русский, потом, спустя два часа, шведский. Отметили православное Рождество: готовили всякие традиционные блюда из разных стран. Мы в целом круто проводили время и до сих пор поддерживаем связь: периодически созваниваемся и даже договорились, что первого августа все вместе поедем в Грузию. 

Находясь в Швеции, ты продолжала дистанционно работать в пиар-агентстве в России. Расскажи пожалуйста, поподробнее про твою стажировку, которая в итоге стала полноценным рабочим местом. На чем специализируется агентство, в котором ты работаешь?

Я работаю в небольшом пиар-агентстве: нас всего четверо в команде, еще есть пара копирайтеров на аутсорсе. В основном мы занимаемся продвижением экспертов (например, психологов, юристов, косметологов, блогеров, врачей) в СМИ: договариваемся с редакторами изданий о статьях от лица наших клиентов, находим запросы от различных ток-шоу и новостных программ для экспертных комментариев, организовываем радиоэфиры. Мы также время от времени занимаемся пиар-сопровождением мероприятий. Например, последним, чем мы занимались, был благотворительный детский турнир по футболу, для которого мы приглашали журналистов.

Как ты начала поиск стажировок? Как долго ты искала подходящее место?

В начале 2020 года, в середине своего второго курса, я поняла, что готова на практике испытать знания, полученные в университете. У меня не было конкретных запросов, где бы мне хотелось работать или стажироваться, но я точно знала, что хочу попробовать сферу пиара. Я абсолютно ничего не умела и никакого опыта у меня не было – мне предложили бесплатно стажироваться пару месяцев, и я согласилась. 

После моего стажировочного периода начальница предложила мне перейти на позицию сотрудника, так как за это время я уже многому научилась, чтобы начать самостоятельно вести клиентов.

Главное – расставлять приоритеты! Без этого принципа очень трудно найти гармонию между учебой, работы и личной жизнью. 

Анна Васильева
студентка 3 курса РиСО 

Как долго ты была стажером, прежде чем тебя устроили как сотрудника?

Первый собственный клиент у меня появился спустя два месяца работы в агентстве. Я успела выполнить весь KPI, даже несмотря на неожиданный уход на карантин.

Как тебе удается совмещать работу и учебу?

Главное – расставлять приоритеты! Без этого принципа очень трудно найти гармонию между учебой, работы и личной жизнью.

К тому же, большим плюсом является то, что мне совсем не обязательно работать каждый день. У меня есть четкий KPI на месяц, который мне необходимо выполнить. Поэтому иногда, в более свободные от учебы дни, я могу поработать поактивнее. 

Изменились ли твои обязанности, когда твой статус сменился со стажера на работника?

Став сотрудником агентства, я ежемесячно начала работать с клиентами. За время работы среди моих клиентов были юрист, художник, эксперт по тайм-менеджменту, специалист по расстройству пищевого поведения, фотограф, несколько психологов, блогеры – и это неполный список.

Есть ли какие-то забавные истории или запоминающиеся моменты связанные у тебя со стажировкой?

Не могу сказать, что есть прям какие-то запоминающиеся истории, скорее запоминающиеся эмоции. Самое классное – это когда редактор какого-то крутого издания соглашается на статью от твоего клиента. В такие моменты я ощущаю, будто достигла вершины своей карьеры. Самое первое топовое издание, в котором вышла статья с моей клиенткой, был Harper’s Bazaar, который очень редко берет экспертов по рассылке от пиарщиков. Я так радовалась! Помню, как весь день ходила с улыбкой и отличным настроением. Вторым изданием из ряда топовых был Forbes Woman, которое взяли полноценное интервью у моей клиентки. Такие, казалось бы, незначительные моменты придают тебе сил и будто говорят, что ты все делаешь правильно.

Ведь главное в работе пиар-специалиста – это зацепить редактора, которому ежедневно приходят сотни писем от пиарщиков, чтоб он заинтересовался вашим клиентом и согласился выпустить нативный материал о нем.

Какую специализацию ты выбрала? Почему?

Я долго думала, но все же выбрала рекламу. Поработав в пиаре, я поняла, что для меня в этом направлении мало творчества, которого мне бы хотелось больше видеть в моей жизни. К тому же, пиар – это часто очень противоречивая вещь, потому что к тебе могут прийти клиенты, которые неизвестны и тебе не очень близки, но ты все равно должен с ними работать.

Расскажи, пожалуйста, об учебе на специализации «Реклама».

Меня вполне устраивает мой выбор! Я отучилась на ней семестр, у меня пока был только один профильный предмет – «Создание рекламного продукта». На каждую лекцию к нам приходили профессионалы, практики, которые уже добились успехов в своей сфере. Они знают, о чем говорят и могут максимально приближенно к реальности рассказать о рекламе. К тому же, это открывает возможности для студентов в плане получения контактов и знакомств: я знаю людей, которые после таких лекций подавали заявки на вакансии, и их брали на работу. Поэтому я считаю, что получаю максимально полезные знания и опыт. Так как каждый раз у нас был новый преподаватель, то материал нам давался по темам, достаточно хаотично. Но определённо курс был очень полезным и дал более четкое понимание сферы: что и как в ней устроено, как работают рекламные агентства, какие есть подводные камни, как строить стратегию, как общаться с клиентами, как писать бриф и многое другое.

Сейчас в Вышке стартует приемная кампания. Чего бы ты пожелала абитуриентам?

Единственное, что важно в выборе траектории обучения – это ваши желания. Выбор, куда вам идти, должны делать только вы. Учеба в университете – важная часть жизни человека, и она должна приносить удовольствие. Ваши глаза должны гореть, вы должны быть жадными до новых знаний, вам должно хотеться покорять вершины – но если выбор будет сделан за вас, этого увлекательного приключения с вами не случится! Поэтому прислушивайтесь только к себе. 

Чтобы быть в курсе всех новостей Департамента интегрированных коммуникаций, подписывайтесь на нас в социальных сетях:

VKhttps://vk.com/incommhse
Instagramhttps://instagram.com/incommhse
FBhttps://www.facebook.com/incommhse