• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высшая школа цифровой экономики: какие IT-компетенции и IT-профессии можно получить в НИУ ВШЭ

Высшая школа цифровой экономики: какие IT-компетенции и IT-профессии можно получить в НИУ ВШЭ

© Высшая школа экономики

Один из трендов развития Высшей школы экономики в последние два десятилетия — последовательное усиление цифровой составляющей в содержании образования. Университет не только готовит специалистов для сферы IT, но и формирует цифровые компетенции у студентов всех направлений, а на ряде образовательных программ объединяет освоение предметных сфер деятельности и компьютерных наук. Почему университет приобрел репутацию Высшей школы цифровой экономики и как это отражается на студентах и выпускниках, рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

Когда мы говорим о цифровой экономике, речь идет, конечно же, не только о сугубо экономических процессах. По сути дела, мы уже сегодня живем в мире, где цифровые инструменты и сервисы, различные информационные технологии сопровождают любую предметную деятельность. Умение работать с такими инструментами, сервисами и технологиями необходимо практически любому выпускнику университета.

В этом направлении Высшая школа экономики двигается давно и последовательно, постоянно расширяя цифровую, инструментальную составляющую содержания своих образовательных программ.

От бизнес-информатики до ФКН

Еще на рубеже 1990-х и 2000-х годов наш университет разработал и предложил включить в перечень образовательных направлений и специальностей такое направление подготовки, как «Бизнес-информатика». В тот период это был очень важный шаг, который позволил готовить специалистов, разбирающихся в современном менеджменте и способных связать его с информационными технологиями и ресурсами, системами управления, которые начали активно развиваться. Это было движение в образовании в сторону, если так можно сказать, бизнес-теха.

В середине 2000-х годов в НИУ ВШЭ впервые началась подготовка IT-специалистов: на существовавшем в тот период факультете бизнес-информатики были открыты отделение программной инженерии и отделение прикладной математики и информатики. Таким образом, была заложена основа для создания факультета компьютерных наук спустя десятилетие.

В 2012 году в состав НИУ ВШЭ вошел Московский институт электроники и математики (МИЭМ). Он стал очень важной составляющей университета — его инженерным крылом. На базе МИЭМ сегодня развивается часть IT-направлений, связанных в первую очередь с информационной безопасностью и компьютерной безопасностью.

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

В 2014 году был образован факультет компьютерных наук, и сегодня аббревиатура ФКН хорошо известна в профессиональном сообществе. Он готовит востребованных и высокооплачиваемых специалистов в области Computer Science, работая в тесном сотрудничестве с различными IT-компаниями — лидерами российского рынка, в числе которых «Яндекс», Сбер, 1С, VK (прежнее название — Mail.ru Group)  и другие индустриальные партнеры.

Тесные связи с IT-бизнесом, наличие базовых кафедр IT-компаний характерны и для МИЭМ, и для образовательной программы «Бизнес-информатика». Это не только способствует трудоустройству выпускников, но и открывает новые возможности для проектной деятельности студентов.

«Цифра» для всех

Практически одновременно с созданием ФКН мы пришли к выводу о необходимости формирования цифровых компетенций у студентов из других предметных пространств. Точно так же, как в свое время знание английского языка стало необходимым условием коммуникации с разнообразным миром, так и цифровую грамотность теперь необходимо рассматривать как язык для коммуникаций с цифровым миром вокруг нас. Диалог с машиной, которая является держателем больших объемов информации, больших данных, — новый тип коммуникации, невозможный без специальных знаний.

В обновленной бакалаврской модели, к которой в середине 2010-х годов перешел университет, для студентов всех образовательных программ стали обязательными майноры — дополнительные специализации из четырех дисциплин, осваиваемые на втором и третьем курсе. Майнор «Интеллектуальный анализ данных», впервые предложенный студентам всех факультетов в 2014 году, стал одним из трех наиболее востребованных. На него записывались практически мгновенно, и это был очень важный для нас сигнал.

Впоследствии этот майнор стал площадкой для отработки технологии преподавания различных IT-дисциплин студентам непрофильных образовательных программ. Мы определили, какие основные компетенции необходимо формировать и как они должны сочетаться между собой. Полученный опыт позволил нам двигаться дальше.

В 2017 году мы предложили студентам всех бакалаврских направлений, в том числе и непрофильных, проект Data Culture — «Культура работы с данными», предусматривающий формирование цифровых компетенций. Речь шла о цифровой грамотности, освоении программирования и алгоритмики, машинного обучения и анализа данных. Мы внесли соответствующие изменения в оригинальные образовательные стандарты НИУ ВШЭ (задолго до того, как цифровые компетенции нашли отражение во всех ФГОС высшего образования), а в 2021/22 году вышли на проведение обязательного независимого экзамена по цифровой грамотности для студентов всех образовательных программ.

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

И если цифровую грамотность студенты осваивают на одном и том же уровне, то при изучении других предметов (программирования, алгоритмики, машинного обучения, анализа данных) можно выбирать различные уровни в зависимости от своих интересов, знаний математики, специализации и т.д. Проект Data Culture позволяет как ограничиться базовыми навыками, так и выйти на уровень фактически профессиональной подготовки.

О профессиональной подготовке мы фактически говорим и применительно к майнорам, которые могут выбрать студенты. На сегодняшний день из порядка 100 майноров примерно 20% так или иначе связаны с Computer Sciеnce, анализом данных и применением цифровых технологий в различных отраслях.

Вне зависимости от уровня своих стартовых знаний сферы IT каждый студент может выбрать такие майноры, как «Интернет вещей», «Обработка и анализ данных», «Нейросетевые технологии», «Основы прикладного программирования», «Прикладная математика: искусство и ремесло вычислений», «UX-дизайн». По-прежнему реализуется и сохраняет свою популярность майнор «Интеллектуальный анализ данных».

Точно так же не предъявляются специальные требования при записи на майноры, связанные с применением цифровых технологий в различных отраслях: «Интеллектуальные системы управления и обработки информации в медицине», «Анализ данных о здоровье», «Бизнес-информатика», «Исследователь в EdTech». Майнор «Цифровое право» помогает получить представление о подходах и возможностях права в условиях цифровой экономики, а различные аспекты защиты информационной среды бизнеса от киберпреступлений изучаются в рамках майнора «Безопасность предпринимательской деятельности».

Предмет + инструмент

Особенность некоторых образовательных программ нашего университета — сочетание предметной подготовки в той или иной сфере деятельности с подготовкой в области Computer Science и освоением информационных технологий, а также довольно сложных цифровых инструментов и сервисов.

Важными шагами в этом направлении стало создание на ФКН двух магистерских программ, связанных с информационными технологиями и интегрированных в определенную предметную деятельность.

Первая программа — «Финансовые технологии и анализ данных», открытая в 2017 году, посвящена финтеху и реализуется в содружестве со Сбербанком. Она очень успешна и сегодня, готовит специалистов в области информационных технологий с проекцией на финансовую сферу. Вторая программа — «Анализ данных в биологии и медицине» — стала проекцией на предметное пространство, связанное с биологией и биотехнологией, и на использование в этой сфере соответствующих цифровых ресурсов.

С тех пор мы продолжаем последовательно создавать «цифровые ядра» в тех или иных предметных пространствах — открывать образовательные программы в различных широких предметных областях, связывая их с цифровыми технологиями.

© Высшая школа экономики

В этом году начинается прием на магистерскую программу «ЛигалТех (Legal Tech)», где будут обучать применению информационных технологий в правовой сфере. Эта программа реализуется по направлению «Прикладная математика и информатика», как и некоторые программы ФКН. Также открывается бакалаврская программа «Цифровой юрист», посвященная не технологиям как таковым, а всему тому, что происходит в правовой сфере в связи с внедрением цифровых процессов в общественную жизнь. Направление этой программы — «Юриспруденция», то есть выпускники будут прежде всего юристами.

На факультете социальных наук открывается образовательная программа «Вычислительные социальные науки». Студенты, выбравшие «Психологию», «Государственное и муниципальное управление», «Политологию» или «Социологию», могут перейти на трек с гораздо более сильной инструментальной подготовкой, сохранив свою предметную направленность. 

В учебных планах факультета гуманитарных наук предусмотрен отдельный трек по цифровой гуманитаристике. Цифровая составляющая очень существенна и во всех наших успешных бакалавриатах по экономике и современному экономическому анализу, которые насыщены математикой, анализом данных и без этого просто немыслимы. Тем не менее мы открываем еще одну бакалаврскую программу, которая будет объединять подготовку по двум направлениям, «Экономике» и «Прикладной математике и информатике», где экономика и анализ данных будут сочетаться еще более тесно — «Экономика и анализ данных».

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург открывается образовательная программа «Цифровые платформы и логистика», в которой также сочетаются два направления — «Менеджмент» и «Прикладная математика и информатика». Как и следует из ее названия, она будет ориентирована на все то, что связано с современной логистикой в контексте цифровых и онлайн-платформ.

В последние годы в университете активно развиваются естественные науки, и, конечно, информационная составляющая там тоже велика. Это отражено даже в названиях некоторых факультетов, недавно созданных в Вышке: не просто «факультет биологии», а «биологии и биотехнологии», не просто «факультет географии», а «географии и геоинформационных технологий».

Десять лет назад университет выступил инициатором разработки, создания и включения в официальный перечень направления «Медиакоммуникации», в котором пересекается все то, что в прежнем понимании связано с журналистикой, а в современном понимании — с широкой сферой медиа, которую сегодня невозможно представить без использования различных технологий. Мы открыли образовательные программы, где обучают использованию больших данных в медиакоммуникациях, журналистике и т.д.

Конечно, внедряя такие программы, треки и модули, мы не ставим задачу охватить ими абсолютно всех студентов. Понятно, что в тех же социальных и гуманитарных науках нужны разные специалисты, и кому-то глубокое освоение Computer Science может оказаться не по вкусу, или у него для этого не будет склонностей. Но мы считаем, что в линейке образовательных программ нашего университета обязательно должны присутствовать программы, а внутри программ — треки и модули, которые позволяют студентам и выпускникам сочетать освоение компьютерных технологий, инструментов анализа и соответствующих сервисов с овладением предметным знанием и решением предметных задач.

Наука в помощь

Этот тренд во многом пересекается с исследовательской деятельностью, которая ведется в Высшей школе экономики — национальном исследовательском университете. Наряду с другими четырьмя высшими учебными заведениями и одним научным институтом, благодаря победе в очень сложном и высококонкурентном конкурсе НИУ ВШЭ участвует в реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Наши исследования и разработки в области цифрового интеллекта проецируются на образовательную деятельность, в них активно участвуют студенты и аспиранты.

Суперкомпьютер НИУ ВШЭ
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Для успешного обучения информационным технологиям необходима материально-техническая база, современные IT-ресурсы, и в Высшей школе экономики все это есть. У нас установлен суперкомпьютер, нацеленный на решение многих задач, связанных с IT, и если раньше эти задачи в основном сводились к естественным и инженерным наукам, то сейчас они становятся актуальными и для широкого поля социальных наук, а в ближайшей перспективе будут столь же важны и для гуманитарных наук. Благодаря цифровой революции, которую переживает общество, началась эпоха больших данных в самых разных сферах. Умение их анализировать, обрабатывать, делать на их основе исследовательские и экспертные заключения становится неотъемлемой частью современного профессионального образования. НИУ ВШЭ во многом дает именно такое образование.

Наш университет часто называют Высшей школой не только экономики (Higher School of Everything), потому что, начав 30 лет назад с экономики, сегодня мы обучаем по очень многим направлениям и специальностям. Точно так же сегодня есть все основания называть его Высшей школой цифровой экономики. Помимо того что мы готовим востребованных IT-специалистов, каждый наш студент обладает цифровыми компетенциями и имеет возможность не только получить глубокие предметные знания, но и овладеть самыми современными инструментами компьютерных наук.