Акельев Евгений Владимирович, доцент Школы исторических наук факультета гуманитарных наук (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Номинируется за непревзойденное умение раскрывать исследовательский потенциал студентов
Наверное, каждый преподаватель Вышки стремится, чтобы его занятия не только снабжали студентов знаниями, но и помогали им научиться задавать вопросы и искать на них ответы. Но, пожалуй, более всего навык исследователя формируется при работе над курсовой. И здесь исключительно велика роль научного руководителя. Именно в этом качестве успехи Евгения Владимировича Акельева представляются беспрецедентными. С 2013 года его подопечные каждый год становятся лауреатами конкурса научно-исследовательских работ студентов. Три работы, написанные под его руководством, получили первые премии, а на последнем конкурсе не только первая, но и вторая ступень пьедестала досталась подопечным Евгения Владимировича.
Столь стабильные результаты объясняются не везением при рецензировании (а любой конкурс - это во многом лотерея), и не тем, что именно Е.В. Акельева избрал в научные руководители какой-то гениальный студент. На самом деле работы лауреатов – это только верхушка айсберга, лишь небольшая часть из целой плеяды интересных, обладающих научной новизной и, как правило, основанных на архивных материалах студенческих исследований.
Евгений Владимирович не только яркий преподаватель, способный привлечь умы и сердца учащихся*. Он обладает уникальным умением передавать частичку собственного исследовательского мастерства (которого ему не занимать**) своим подопечным и готов тратить для этого много сил. Сложно припомнить кого-то еще, кого столь же часто можно увидеть разъясняющим очередному студенту, с чего начать или как продолжить работу над курсовой (собственно, это обоснование для номинирования на «Золотую Вышку» пишется в то время, как за соседним столом Евгений Владимирович объясняет первокурснице, как составить список источников и литературы). В результате каждый год под научным руководством номинанта защищается множество работ, среди которых почти нет слабых, но много сильных. Только число ВКР за 2014 – 2016 гг. равняется 17 и лишь немногие из них не получили отличную оценку.
За рамками этого короткого представления осталось многое, в том числе почти ничего не сказано о заслугах Е.В. Акельева как лектора, ведущего научно-исследовательских и просто семинаров. Но мы уверены, что те, кто учился у Евгения Владимировича, заполнят эти лакуны в комментариях.
* Неоднократные победы в голосовании «Лучший преподаватель» и «Оскар» на «Дне историка» за доброжелательной отношение к студентам тому подтверждение.
** Его книга о воровском мире Москвы 1740-х получила высочайшие отзывы по обе стороны Атлантики, а статьи публикуются в ведущих журналах по русистике.
Комментарии:
На мой взгляд, самое лучшее определение Евгения Владимировича как преподавателя -- "неравнодушый": он, будучи достаточно требовательным, “заботится” о каждом студенте, а его увлеченность преподаваемыми курсами и, в особенности, его трепетное отношение к архивному делу, мне кажется, настолько заразительно, что передается всем его ученикам.
Евгений Владимирович -- замечательный педагог, и он и правда, как никто, достоин этой победы.
Евгений Владимирович творчески подходит к подготовке и проведению занятий и что он постоянно открыт для конструктивного общения со студентами. Его строгость и требовательность и в то же время мягкость и доброжелательность делают его одним из самых любимых преподавателей.
Евгений Владимирович – один из таких, несомненно.
И хотя я никогда не являлась «подопечным» Евгения Владимировича, именно его многочисленные советы оказали значительное влияние на продолжение моей работы. Не будет преувеличением сказать, что благодаря его факультативу по «основам архивного поиска» я по-настоящему полюбила архив и работу с документами 18 века. А знания, полученные на семинарах по палеографии, остаются для меня наиболее востребованными до сих пор. Помню, как однажды Евгений Владимирович подчеркнул, что несмотря на «русскую» специализацию этого курса, преподаваемые приемы чтения позволят нам работать с источниками разных времен и на разных языках. Меня это немало удивило, но заинтересовало и заставило отнестись внимательнее к выполнению заданий. Позднее мне довелось удостовериться в обещанном на практике – при знакомстве с готической скорописью в рукописях 18 в. Более того, руководствуясь этими правилами расшифровки текстов, полученными еще на первых годах обучения в бакалавриате, мне и на занятиях в магистратуре университета Кельна часто удавалось понимать немецкие рукописи раннего Нового времени быстрее своих коллег – надо отметить, носителей языка...
В общем, уже будучи аспирантом, я не перестаю с благодарностью вспоминать Евгения Владимировича. Не говоря уже о том, что определение объекта моих штудий, которые я веду по сей день – во многом тоже именно его заслуга.
Желаю победить в данной номинации.
Но в первую очередь мне бы хотелось выразить чувство личной глубочайшей благодарности Евгению Владимировичу. Он бессчетное количество раз помогал мне в самых разных ситуациях и поддерживал, когда было тяжело. Живое участие в жизнях своих студентов - это, наверное, самое ценное качество преподавателя. И поэтому Евгений Владимирович - достойнейший кандидат в данной номинации.
Всё, что рассказывал Евгений Владимирович, было разложено "по-полочкам". Мы узнавали механизмы функционирования различных явлений прошлого в понимании современной историографии. Также мы учились работать с источниками в рамках различных предметных полей современной исторической науки, приходя к пониманию, на чём следует фокусировать внимание при работе в рамках той или иной концепции. Евгений Владимирович учит быть Историком с большой буквы - знатоком самих источников, а также методов и направлений их изучения.
Лично я написал под руководством Евгения Владимировича 3 курсовые и одну дипломную работу и очень благодарен своему научному руководителю за бесценные навыки исследовательской работы, которые он мне привил, за критику и помощь в редактуре моих работ. В особенности, мне повезло под его руководством учиться работать с законодательными и делопроизводственными документами, используя как качественные, так и количественные (работа с таблицами Excel) методы.
Искренне желаю Евгению Владимировичу победы!
У меня Евгений Владимирович вел практические занятия по источниковедению на первом курсе и НИС "Время петровских реформ" на 1 и 2 курсе. Все его семинары были нацелены на получение как теоретических, так и практических знаний. Анализ источника, умение составлять базу данных, ведение дневника при написании курсовой работы, понимание структуры и особенностей источников того или иного исторического периода, представление о предметных полях истории, понимание методологии - всему этому меня научил именно Евгений Владимирович! Более того, его семинары всегда были интересными, увлекательными и логически выстроенными.
На НИСе на 2 курсе Евгений Владимирович уделил большое внимание написанию курсовых работ: каким образом оформлять; как правильно формулировать тему, актуальность, проблему, цели и задачи исследования; как правильно группировать историографию и, наверно самое главное, как защищать свою курсовую работу. Лично мне, это очень сильно помогло в прошлом году.
С Евгением Владимировичем легко общаться, он готов идти на контакт. И мне кажется, это самое главное во время учебы в университете, потому что формируются не только научные интересы отдельно взятого студента, но и круг его общения.Такие люди создают особую атмосферу в университете; учеба перестает быть рутиной.
Евгений Владимирович - человек, на которого хочется равняться. Он не только специалист, но Педагог с большой буквы. С ним всегда можно поговорить по душам, и это потрясающе. Хочется выразить огромную благодарность Евгению Владимирович за его профессионализм! От всей души желаю ему победы!
Кроме того, вот уже второй год Евгений Владимирович является мои научным руководителем, и я думаю, что мне очень повезло. Он грамотно и подробно рассказывает о каждом этапе работы над исследованием, помогает в поиске литературы и источников, терпеливо объясняет, как нужно правильно оформлять работу, ссылки и т.д. Безусловно, я получила много ценных советов в процессе написания курсовой работы, но, наверное, самое важное – это то, что у меня появился очень сильный интерес к тому аспекту истории, о существовании которого я даже не догадывалась. Когда научный руководитель с увлечением рассказывает тебе о повседневности людей прошлого, о работе в архиве, о том, почему это важно изучать, ты как будто «заражаешься» этим, и курсовая перестает быть просто письменной работой на 30-40 страниц, а становится тем, о чем хочется узнавать с каждым днем все больше и больше. Я выражаю искреннюю благодарность Евгению Владимировичу за его педагогическую деятельность и от всей души желаю победы!