• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что идет на смену ценностям индустриального общества

Индустриальная экономика в развитых странах постепенно исчезает, меняется и отношение людей к карьере и к жизни в целом. Но как именно? Другой актуальный вопрос сегодня: пойдет ли на убыль толерантность с учетом событий, связанных с ИГИЛ и терроризмом? В ВШЭ прошло заседание исполнительного и академического советов Ассоциации всемирного исследования ценностей (World Values Survey). Президент ассоциации Кристиан Херпфер (Университет Вены, Австрия) рассказывает об исследовании и о подготовке к его новому этапу.

Всемирное исследование ценностей существует с 1981 года, у его истоков стоит Рональд Инглхарт, который в настоящее время руководит Лабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ. Исследование проводится волнами каждые пять лет. Последняя, шестая, волна завершилась в 2012 году. Следующая пройдет в 2017-м, и основной целью заседания в ВШЭ была как раз работа над согласованием опросных листов, которые будут в ней использоваться.

Наше исследование является самым крупным исследованием такого рода в мире. Мы работаем в 108 странах на всех континентах. У нас есть целая сеть социологов и политологов, которые выступают национальными директорами исследования в своих странах. Так, профессор Эдуард Понарин возглавляет исследование в России, Рональд Инглхарт — в США, а Татьяна Карабчук в Киргизстане. Последняя, шестая волна прошла в более узком круге стран, это было связано с финансовыми ограничениями. Наша ассоциация не является коммерческим предприятием и привлекает независимое финансирование для своих исследований.

Что еще поменялось за последнее десятилетие так это ощущение стабильности и безопасности

Все данные исследования находятся в открытом доступе, так что любой желающий может посмотреть на нашем сайте «опросники» и анализы результатов разных волн. Мы не проводим исследования по заказу отдельных правительств, но они могут использовать наши данные при принятии тех или иных социально-экономических решений. Мы регулярно проводим пресс-конференции, где рассказываем о наших результатах, а также встречаемся с руководителями стран, например, мы делали презентацию для короля Испании. У нас нет возможности повлиять на принимаемые политические решения, но мы можем выдвигать некоторые рекомендации на основе наших данных, в частности, есть ли потребность в увеличении числа больниц или школ в стране. Мы также сотрудничаем с международными организациями, например с ООН, где недавно представили доклад по проблемам бедности, экологии, гендерным вопросам, вопросам детства и так далее.

Таким образом, наше исследование не является политическим по своей сути. Нас интересуют социологические, экономические и психологические аспекты жизни в разных странах. Мы хотим рассказать о типах обществ, которые существуют в мире.

Ценности как фундамент идентичности

Многие ценности культурно обусловлены, и ситуация, скажем, в России отличается от ситуации где-нибудь на Ближнем Востоке. Но наше исследование показывает, что есть и универсальные ценности, например, семья, экология, удовлетворенность жизнью, стремление к счастью. По уровню счастья, кстати, Россия находится где-то в середине диапазона.

Исследование позволяет выявить определенные мировые тренды. Например, всех людей объединяет надежда на лучшее будущее для своих семей. Еще мы обнаружили, что, несмотря на все конфликты и войны, люди более заинтересованы в дипломатическом разрешении конфликтов, чем в военных операциях. Один из вопросов предлагает респондентам-мужчинам выбрать, готовы ли они защищать свою страну с оружием в руках. Процент тех, кто согласен воевать, неуклонно снижается во всех странах по сравнению с 1980-ми, когда мы только начинали наше исследование и видели, что люди стремятся отстоять свои территории. К тому же мы видим, что за последние тридцать лет значительно выросла терпимость по отношению к людям другой религии или этноса.

Что еще поменялось за последнее десятилетие так это ощущение стабильности и безопасности. Теперь люди чувствуют себя в большей опасности, чем прежде, — как в экономическом, так и в военном плане. Можно даже сказать, что у нас на глазах заканчивается эпоха стабильности и непрерывности развития, которая началась в 1945-м с окончанием Второй мировой войны. Сейчас наблюдается более сильное чувство тревожности по поводу работы, зарплаты, личной безопасности.

В вопросах не заложено никакого «правильного» ответа, так как для науки не существует «правильной» модели мира или развития общества

Как отмечает профессор Инглхарт, из-за экономических изменений исчез такой феномен, как пожизненная занятость. И это приводит к изменениям ценностей в обществе. Наша индустриальная экономика постепенно исчезает, фабрики и заводы закрываются, производство переносится в Китай и другие страны. В результате у работников и менеджеров в развитых странах уже нет чувства защищенности и стабильности. Люди начинают мыслить по новому, уменьшается их горизонт планирования, становится меньше долгосрочных целей. Мы не знаем, что придет на смену ценностям индустриального общества, но изменения определенно будут.

Стоит, однако, подчеркнуть, что ценности меняются очень медленно. Они не сразу реагируют на изменения внешней среды. Так что наша седьмая волна исследования может показать как начало «новой эры», так и отголоски старой. Такие ценности, как толерантность, национальная гордость, не могут исчезнуть в один миг. Они живут дольше, чем создавшая их реальность. Людям и семьям нужно время, чтобы осознать, какие изменения произошли и происходят в мире. Именно поэтому мы проводим наше исследование раз в пять лет, а не ежегодно или чаще. Большинство ценностей довольно устойчивы, так как они служат фундаментом нашей жизни и отказаться от части ценностей — значит изменить своей идентичности, что чрезвычайно сложно.

Сейчас мы оказались в совершенно новой ситуации обострения мусульманского фундаментализма. Невозможно предсказать, как будут развиваться события с ИГИЛ и терроризмом. Вполне вероятно, что такая ценность, как толерантность, пойдет на убыль. В новой волне опроса обязательно будут соответствующие вопросы.

Подготовка к седьмой волне опроса

На нашей встрече здесь, в Москве, мы обсудили формулировки вопросов, которые будут использоваться в более чем 70 странах в 2017 году. В «опросники» войдут 200 вопросов, касающихся религиозных, семейных, гендерных, экологических, социальных и политических ценностей. Большинство ценностных параметров не меняется от волны к волне, так что мы можем сравнивать результаты исследований разных лет и отслеживать ценностные изменения. Другими словами, у нас есть наш основной «опросник» с единым набором вопросов, использовавшихся с 1981 по 2013 год. В новой волне мы добавим вопросы о новых медиа, интернете, мигрантах и беженцах, безопасности и гендерных проблемах. Если какие-то вопросы морально устарели из-за социально-экономических трансформаций, они будут убраны.

Мы очень тщательно работаем над формулировками вопросов, так как они должны быть абсолютно нейтральными. Важно избегать политических или идеологических искажений. В вопросах не заложено никакого «правильного» ответа, так как для науки не существует «правильной» модели мира или развития общества. Таким образом, респонденты из Китая, Саудовской Аравии, России, Аргентины или Америки могут выразить свои собственные ценности.

Все опросы проводятся на языке конкретной страны, так что на нашей следующей встрече в июле 2016 года в Стамбуле мы будем обсуждать переводы «опросников». Затем эти переводы будут тестироваться в течение шести месяцев, чтобы проверить, правильно ли люди понимают вопросы. Это понимание должно быть единым во всех странах, иначе мы не сможем сравнивать полученные данные. На этом этапе активно включаются в работу филологи и лингвисты. Это очень тонкий процесс, так как мы не хотим, чтобы «опросник» был европо- или америко-центричным.

Вместе с тем, в «опросниках» обычно присутствует и некоторое количество региональных вопросов, только для ограниченного круга стран. Например, в странах СНГ мы можем спросить о ностальгии по СССР, а в арабских странах исследовать какие-то аспекты отношения к исламу. Эта часть результатов будет применима только к отдельным регионам.

ИГИЛ — террористическая организация, запрещенная в России.

Беседовала Мария Бесова

Вам также может быть интересно:

Жизненные цели россиян. Создать семью, заняться музыкой, построить дачу

Опрос показал, что 48% населения России живут повседневными делами и заботами, не ставя перед собой никаких задач на перспективу. В то время как другая часть общества трудится над реализацией своих краткосрочных и долгосрочных планов. Исследователи НИУ ВШЭ проанализировали основные цели и желания россиян и пришли к выводу, что в основном они отражают нерешенность социально-бытовых проблем страны.

Что делает подростка счастливым

Анкетирование подростков от 14 до 19 лет показало, что определяющими факторами счастья для них остаются полноценная семья и забота близких. К таким выводам пришли исследователи ВШЭ в статье «Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками».

Как эгоизм уходит в прошлое

Альтруизм, основанный на индивидуалистических ценностях, меняет западное общество.

Потомки ветеранов ВОВ более ответственны и самостоятельны

Россияне, чьи деды прошли Великую Отечественную Войну (ВОВ), отличаются своим набором ценностей. В частности, они более склонны к проявлению ответственности за окружающую среду, общественной активности и воспитанию в собственных детях честности, выяснили Артем Едачев, Тимур Натхов и Леонид Полищук в ходе исследования, представленного на XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Психической травме противостоит ценность жизни

Каждый человек может столкнуться с таким явлением как психическая травма. Ее последствия способны нарушить все измерения человеческого существования: связь с собой, с жизнью, с миром и отношение к будущему. Однако переживание травматического опыта — это не только потери, но и рост, если человек способен использовать ресурс свободы, который в той или иной степени остается в любой, даже самой тяжелой ситуации, рассказал профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Альфрид Лэнгле.

63%

россиян считают самыми главными ценностями в жизни семейное счастье, детей и любовь.

76%

В таком количестве пар первый опыт совместного проживания заканчивается браком.

Гастрономические практики формируют образ жизни

Современные гастрономические практики кардинально трансформировались и выступают в качестве маркеров многих социальных процессов. Стиль питания отражает отношение к собственному телу, образ жизни, а также атмосферу семейных отношений. Об этом книга философа, писателя, доцента факультета политологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Ирины Сохань «Трансформации современной гастрономической культуры и тоталитет фастфуда».

Сексуальная революция охватила не все постсоветское пространство

Установки в отношении семейных и сексуальных норм на территории бывшего СССР сильно разнятся. На страновом уровне это обусловлено экономическим развитием и уровнем религиозности. На индивидуальном одним из значимых факторов является возраст. Наиболее либеральны на постсоветском пространстве люди среднего возраста. К таким выводам в ходе своего исследования пришли сотрудники Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ, Санкт-Петербург) Софья Лопатина, Вероника Костенко и Эдуард Понарин.

Турбизнесу нужно определиться с ценностями

Люди, работающие в туристическом бизнесе, осознают ценности, которые значимы для компании, но не всегда разделяют их. Между тем, в последние годы туристический бизнес находится в непростой ситуации, и управление на основе ценностного подхода могло бы принести пользу компаниям, работающим в этой отрасли, выяснили в ходе исследования доценты факультета менеджмента НИУ ВШЭ Кира Решетникова и Марина Предводителева.