• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Работодатели низко оценивают квалификацию выпускников вузов»

Интервью участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — Елены Николаевой, члена Общественной палаты РФ.

Видеозапись

— Вы являетесь членом экспертной группы, работающей над Стратегией-2020 по вопросам миграционной политики, профессионального образования и рынка труда. Не могли бы вы рассказать о проблемах, с которыми сталкивается рынок труда России, связанных с рабочими кадрами и инженерным образованием?

— На последнем заседании рабочей группы экспертного совета, которое проходило в эту субботу, я делала один из докладов по вопросам подготовки кадров, по проблеме инженерных кадров и рабочих специальностей. Мы привели неутешительные цифры, которые говорят о том, что вымывание молодежи из среднего профессионального образования и начального профессионального образования в высшее образование не привело к реальному повышению квалификации специалистов и не решило проблем недообеспечения нашей промышленности теми кадрами, которые нужны.

У нас сейчас не хватает высококвалифицированных рабочих, инженеров, которые могут решать задачи модернизации экономики и создания инновационных продуктов. При этом наблюдается переизбыток кадров юристов и экономистов. Причем, основная проблема подготовки кадров состоит в том, что специалисты, которые сейчас выходят из системы высшего образования, подчас не востребованы на рынке в силу того, что работодатели низко оценивают их квалификацию. Исходя из этого нами была предложена целая система обновления этого взаимодействия между работодателями, профессиональным сообществом, образовательными учреждениями и теми системами непрерывного образования, которые сейчас уже существуют.

Например, в строительной области существует открытое отраслевое соглашение о партнерстве между Министерством регионального развития и Министерством образования и науки. В рамках него мы сейчас готовим уточненные профессиональные стандарты и пытаемся их увязать с образовательными стандартами, привлекаем соответствующие вузы и средние учебные заведения, которые в рамках этих стандартов готовят соответствующие программы по заданию работодателей. Нам удалось выстроить грамотное взаимодействие, скоординировать квалификационные требования и программные требования. Мы приглашаем к сотрудничеству в этой части Минздравсоцразвития, которое занимается программами занятости, мы приглашаем ФМС и Министерство экономического развития.

Мне кажется, системный подход на примере этой отрасли может помочь выстроить взаимодействие в сфере высшего, среднего, профессионального образования. И что важно — мы подключаем сюда образовательные центры, которые сейчас созданы на базе определенных предприятий в силу того, что предприятия не удовлетворены качеством подготовки специалистов.

Таких центров в России сейчас 38, и мы их сейчас присоединяем в качестве непрерывного образования к системе отраслевого стратегического партнерства, которая в настоящее время выстраивается. Мне кажется, что эта схема — одна из самых прогрессивных в России, и она может послужить новой базой и для развития образовательных систем, и для развития экономики в целом.

Плюс, мы предложили создать электронный паспорт профессионала, что является интересным, новым подходом в определении квалификации каждого сотрудника, в паспорт можно будет записать полученное образование, включая успехи, будь то диссертации или патенты, включить туда все дополнительные «опции». И этот паспорт является абсолютно полной информационной базой, которая позволяет работодателю более квалифицированно оценивать данного специалиста. И государство сможет занимается развитием квалифицированных кадров, их качественным трудоустройством, представленностью на рынке — чтобы мы четко понимали, какие специалисты у нас есть, каким образом они востребованы, и давали четкие ориентиры молодежи, что является на сегодня реальным трендом в развитии собственно квалификации.

— С какими проблемами вы можете столкнуться при реализации этих интересных инициатив?

— Первая проблема состоит в том, что в разрозненном предпринимательском сообществе отсутствуют четко сформулированные «постановочные» задачи, что не дает налаживать эти коммуникации. В строительной сфере нам удалось это сделать, и мы считаем, что это будет базовым прорывом. Мы видим со стороны министерств и ведомств серьезную заинтересованность и готовность к сотрудничеству. Поэтому сейчас многое зависит от того, как мы выстроим непосредственно технологию взаимодействия. Но здесь я большой оптимист.

— Какие у вас впечатления от конференции в целом, какие секции вам были интересны?

— В целом много интересных докладов. Мы понимаем, что уточнение Стратегии-2020, которая сейчас активно обсуждается на разных площадках и особенно здесь, требует серьезного осмысления. Есть спорные тезисы, есть очень интересные тезисы, но в любом случае, когда вместе собирается большое количество умных людей — это очень интересно, познавательно, именно в диалоге, дискуссии рождаются интересные идеи и эффективные алгоритмы, которые позволят выйти на достижение результатов.

Вам также может быть интересно:

Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего

Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.

Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы

Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.

Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов

HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.

Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации

В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.

Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами

Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.

Безысходность или желание. Межстрановые и гендерные различия мотивации на рынке труда

Экономические показатели стран и присущая им культура влияют на то, какие цели преследуют мужчины и женщины в сфере занятости. Исследователи ВШЭ проанализировали трудовые ориентации людей, проживающих в разных странах мира, и выявили, какие факторы сказываются на их мотивации работать и в какой степени она реализовывается на рынке труда.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.