• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наши действия должны базироваться на здравом смысле»

25 ноября на заседании Ученого совета Высшей школы экономики подводились итоги учебно-методической работы в университете за последний год, а также было объявлено об открытии ряда магистерских программ и новых направлений подготовки бакалавров в различных кампусах ВШЭ.

Началось заседание с того, что ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов поставил свою подпись под соглашением между ЮНЕСКО и НИУ ВШЭ об учреждении в университете кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности. Здесь нужно пояснить, впрочем, что соответствующая кафедра существовала в России с 1998 года, но на базе другого вуза — Института международного права и экономики имени А.С.Грибоедова. В конце 2008 года из-за прекращения финансирования кафедра была вынуждена сменить «место дислокации», и в марте 2009 года она была воссоздана в Вышке в качестве научно-методического центра. Основные направления деятельности кафедры ЮНЕСКО связаны с исследованиями в сфере интеллектуальной собственности, информационного права, правового регулирования деятельности в интернете, а также с «передачей знаний по этим вопросам, формированием в российском обществе уважительного отношения к правам интеллектуальной собственности, праву на информацию и свободу выражения мнений».

Вслед за этим члены Ученого совета постановили наградить Почетным знаком ВШЭ I степени президента Высшей школы экономики Александра Шохина, который в этот день отмечал свой 60-летний юбилей, и присвоить статус ординарных профессоров шести своим коллегам: заместителю декана факультета математики Игорю Артамкину, заместителю заведующего кафедрой микроэкономического анализа Владимиру Бусыгину, заместителю декана факультета социологии Леониду Косалсу, заведующей кафедрой экономической теории Светлане Серегиной, профессору кафедры общего и стратегического менеджмента Алле Стерлиговой и профессору кафедры теории права и сравнительного правоведения Леониду Сюкияйнену.

 

Цифры к портрету вуза

Основная часть заседания была посвящена обсуждению учебно-методической деятельности университета в 2010/2011 учебном году — с соответствующим отчетом перед членами Ученого совета выступил проректор ВШЭ Сергей Рощин. Он обратил внимание на несколько факторов, повлиявших на учебный и методический процесс в Вышке за последний год. «Это был наш первый год жизни с оригинальными образовательными стандартами для бакалавриата, — напомнил Сергей Рощин. — Кроме того, мы продолжили разработку оригинальных стандартов для магистратуры и создание единого классификатора компетенций. В пилотном режиме была запущена система LMS. Мы также начали переходить к преподаванию английского языка в рамках новой концепции, и что очень важно, в соответствии с новыми стандартами стали разрабатывать проект контрольно-измерительных материалов. Кроме того, новые ограничения и новые задачи развития задает увеличение масштабов университета. С одной стороны, нам необходимо сохранить некое единство университетских стандартов, с другой — учитывать разнообразие предлагаемых нами направлений и программ подготовки».

О количественном росте Вышки свидетельствуют, например, такие цифры. В 2011 году общее число студентов во всех кампусах университета (не считая обучающихся на программах дополнительного образования) превысило 19500 человек, причем впервые количество обучающихся в ВШЭ магистров стало больше числа студентов специалитета. Однако доля магистров варьируется в зависимости от кампуса: если в Москве на магистратуру приходится около четверти всех студентов, то в Санкт-Петербурге этот показатель вдвое ниже. Эта ситуация вызывает беспокойство, поскольку в следующем учебном году все российские вузы переходят к двухуровневой системе обучения, а следовательно, стоит ожидать серьезного увеличения предложения магистерских программ и роста конкуренции вузов за студентов в этом сегменте образовательного рынка. Санкт-Петербургский кампус выделяется на фоне остальных и по соотношению студентов, обучающихся на бюджетных и платных местах. Прием на платные места сокращался там в относительном выражении все последние годы и достиг всего 11% от общего числа студентов. Для сравнения, в Москве этот показатель составил 40% в 2010/2011 году и 36% в нынешнем учебном году.

Говоря о качественных изменениях в содержании образовательных программ, Сергей Рощин отметил, что внедрение новых стандартов и разработка сопряженного с ним единого классификатора компетенций предполагает использование новых подходов к формированию структуры учебных дисциплин. «Мы стали разговаривать на другом языке, — полагает проректор ВШЭ. — Мы должны отвечать на вопросы: что за этими дисциплинами стоит, как они системно упорядочены, насколько они транспарентны?». На практике это выражается в сокращении числа нефакультативных курсов — например, на большинстве факультетов в Москве этот показатель находится в интервале 25-35 дисциплин. В Москве же отмечено увеличение средней доли самостоятельной работы студентов до 60%. Величина средней аудиторной нагрузки на студента в 2010/2011 году примерно выровнялась во всех кампусах и составила 21-22 часа в неделю для бакалавриата и 15-16 часов в неделю для магистратуры. Переход на четырехмодульную систему обучения привел к небольшому снижению среднего числа форм итогового контроля (более заметным оно было в магистратуре). Что же касается размещения программ дисциплин на сайтах НИУ ВШЭ, то в «отстающих» здесь оказалась Москва (82% всех дисциплин), а вот в лидеры вышел Санкт-Петербургский кампус, который за год увеличил эту долю с 69% до 96%.

 

Студенческая мобильность: в основном пока за счет отчисления

«Тревожной» назвал Сергей Рощин ситуацию с выбыванием студентов на финальной стадии обучения — точнее, на стадии итоговой государственной аттестации. И в бакалавриате, и в магистратуре доля студентов, «проваливших» ее, составляет 8 процентов. Любопытны и такие данные: в 2011 году в Москве был выявлен 21 случай плагиата в выпускных квалификационных работах, причем сразу девять из них — на факультете мировой экономики и мировой политики. Лишь в одном случае плагиат был признан незначительным, и автор работы смог защитить ее.

Сергей Рощин упомянул в своем отчете и другой интересный показатель — коэффициент «выживаемости» студентов по факультетам (данные были представлены для Москвы). В лидерах оказался факультет бизнес-информатики: 75% студентов, поступивших в его бакалавриат четыре года назад, сумели получить в 2011 году дипломы. Для магистратуры факультета аналогичная доля еще выше — 87%. На втором месте в этих «рейтингах» — отделение деловой и политической журналистики. А вот наименьшая «выживаемость» зафиксирована в бакалавриате факультета философии (39%) и магистратуре отделения логистики (всего 13%).

Среди показателей студенческой мобильности можно отметить существенное сокращение переводов внутри НИУ ВШЭ — 276 в 2010/2011 году против 382 годом ранее. В Москве ключевыми «донорами» студентов являются факультеты экономики, мировой экономики и мировой политики и отделение программной инженерии, а «реципиентами» — факультет прикладной политологии, отделение логистики и факультеты права и философии. Что же касается внешней мобильности, то в минувшем учебном году на различные программы обучения в Вышку приехали 256 иностранных студентов (в два с половиной раза больше, чем за год до этого), большинство из них — из США, Германии и Великобритании; 37% из них проходили программы продолжительностью от семестра до года. А вот исходящая мобильность студентов ВШЭ остается скромной — лишь 46 человек обучались по программам двойных дипломов или были направлены на обучение за рубеж в рамках международного обмена в 2010/2011 году. «Международная мобильность студентов Вышки носит анекдотический характер, — заметил в связи с этим ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Мы должны принять меры для повышения мобильности в 2012 году вдвое, в 2013 году — втрое, а в 2014 году — примерно до 300 человек в год. Для нас это на самом деле скромные параметры, но они помогут задать некий психологический тренд, не говоря о том, что обеспечат наших студентов дополнительными конкурентными преимуществами».

 

Кто и как должен преподавать в ВШЭ

В то же время преподаватели ВШЭ за рубеж стали ездить чаще. Число преподавателей, прошедших за рубежом курсы повышения квалификации, за год увеличилось втрое (до 88 человек). Общее число преподавателей Вышки также продолжило расти, но, как предупредил Ярослав Кузьминов, предел такого экстенсивного роста практически достигнут. Соотношение «студент/преподаватель», которое в 2011 году составило в среднем по университету примерно 8 к 1, ректор считает слишком низким. «Нам следует перейти к коэффициенту 10 к 1, — сказал он, — но не за счет снижения качества учебного процесса, а за счет «прополки» курсов, не пользующихся спросом. У нас такие курсы есть, давайте прямо об этом скажем. Если студенты такие курсы вообще не посещают, их нужно снимать. Если эти курсы представляются нам фундаментальными, нужно взяться за голову и подумать над тем, как перестроить их структуру».

В качестве другой меры Ярослав Кузьминов предложил увеличить долю «нагрузки, перекладывающейся на учебных ассистентов», но число последних для реализации этой задачи также должно возрасти — до 500-600 человек к 2014 году. Научные семинары и научное руководство студентами, по мнению ректора, «должны в большей степени исполняться в рамках научно-исследовательских центров и лабораторий Вышки». «Пока что усилия, которые в этом отношении предпринимают учебный и научный блок, недостаточны», — констатировал Ярослав Кузьминов.

Ординарный профессор ВШЭ Оксана Олейник в своем комментарии вернулась к проблеме новых образовательных стандартов и, в частности, к требованиям, выдвигаемым к наполнению магистерских программ. По ее мнению, существующие сейчас рамки и критерии (например, по числу курсов в рамках программы и минимальному количеству часов для одного учебного курса) резко ограничивают «степень академической свободы» разработчиков программ. С тем, что эти рамки могут быть гибкими, согласился и Ярослав Кузьминов. «Наши действия должны базироваться на здравом смысле, — считает ректор. — Мы все прекрасно знаем, почему эти количественные ограничения были установлены. Но мы также знаем, что существуют короткие операциональные курсы, которые студенту действительно необходимы — значит, у руководителя программы должна быть опция, позволяющая включить их в нее. Если руководитель программы сможет объяснить, зачем такие курсы нужны, не думаю, что кто-то в учебно-методическом управлении будет этому сопротивляться».

В целом же ректор ВШЭ считает необходимым «перейти к структуре организации академической деятельности и учебного процесса через департаменты и управления программами». «Первый шаг к этому будет сделан на факультете экономики, а в течение следующих трех лет необходимо перейти к этому процессу во всем университете, — сказал ректор. — Этот переход позволит нам оптимизировать и кадровые, и временные ресурсы».

Он обратил внимание и на другое направление деятельности университета: «Через работу с выпускниками и работодателями нужно создавать интерфейс — коллеги в других университетах активно прилагают к этому усилия — для обучения студентов тем компетенциями, которые востребованы на рынке, но которые мы в Вышке по той или иной причине им не предлагаем. Такого рода работа должна стать главной для Центра развития карьеры и дирекции по работе с партнерами ВШЭ».

«Процессы, которые у нас развиваются, — здоровые, что особенно заметно на фоне общего нездоровья системы высшего образования, — обобщил свой комментарий Ярослав Кузьминов. — Но это не значит, что мы должны успокоиться и отказаться от решительных действий. Вышка быстро росла и развивалась ровно потому, что фокусировалась не на своих достижениях, а на проблемах и недостатках».

 

Новые подразделения

О том, что Высшая школа экономики продолжает расти и развиваться, наглядно свидетельствует ряд организационных решений, принятых на нынешнем заседании Ученого совета. Одно из них касается создания в ВШЭ нового Института аграрных исследований — «Центра СовЭкон». Фактически речь идет о приходе в Вышку одного из ведущих в России коллективов, занимающихся исследованиями аграрной сферы, включая экономку сельского хозяйства и развитие агропромышленного комплекса. Как отметили некоторые члены Ученого совета, данное направление исследований на сегодняшний день «практически не представлено в ВШЭ». Возглавит новое подразделение генеральный директор ЗАО «Центр СовЭкон» Андрей Сизов.

Первая юридическая кафедра появится в Пермском кампусе ВШЭ, она объединит группу преподавателей-правоведов, прежде работавших на кафедре стратегического менеджмента, которая и «закрывала» весь комплекс правовых дисциплин, читающихся в кампусе. Создание отдельной кафедры гражданского и предпринимательского права (заведовать ею будет Валерий Голубцов) объясняется открытием в Перми новых направлений подготовки (политологии и истории, а в перспективе — юриспруденции) и, как следствие, необходимостью преподавания новых правовых дисциплин.

Новые направления подготовки бакалавров будут открыты во всех кампусах Вышки. Так, в Нижнем Новгороде и Перми появится направление «Программная инженерия». Как пояснили представители кампусов, в их регионах наблюдается дефицит полноценных образовательных программ в данной сфере, в то время как спрос на соответствующих специалистов велик. А в Санкт-Петербурге открываются сразу два новых направления подготовки бакалавров — «История» и «Востоковедение, африканистика». Для реализации этих направлений в кампусе планируется создать факультет истории и отделение востоковедения.

А в Москве в следующем учебном году появится пять новых магистерских программ. На факультете математики будет открыта программа «Математическая физика» под руководством бывшего руководителя департамента высшей математики Колумбийского университета Игоря Кричевера. Англоязычная программа «Международный бизнес» (руководитель — доцент кафедры мировой экономики Ирина Кратко) создается на факультете мировой экономики и мировой политики. В Высшей школе урбанистики (ВШУ), помимо открытой в 2011 году  магистерской программы «Управление пространственным развитием городов», появится новая  очно-заочная программа «Город: пространственное планирование». Руководить ею будет декан ВШУ Александр Высоковский вместе с профессором ВШУ Алексеем Крашенинниковым. Наконец, две магистерские программы появятся на факультете истории. Руководство программой «Социальная история Запада и России» возложено на заведующего кафедрой социальной истории Павла Уварова и профессора этой же кафедры Наталью Проскурякову. А руководителями программы «История художественной культуры и рынок искусства» станут профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Елена Смилянская и генеральный директор аукционного дома Sotheby’s по России и СНГ Михаил Каменский. Одобрив создание этой уникальной для российского образования программы, члены Ученого совета, однако, отметили необходимость усиления ее курсами по микроэкономике и авторскому праву.

Также члены Ученого совета одобрили новую редакцию положения о стипендии имени Егора Гайдара, в которой были уточнены критерии ее назначения аспирантам факультета экономики. Кроме того, было утверждено положение о Европейском приложении к диплому НИУ ВШЭ. Напомним, что такое приложение начало бесплатно выдаваться выпускникам Вышки, начиная с выпускников 2010/2011 учебного года (за исключением обучавшихся в подразделениях дополнительного образования). По словам Сергея Рощина, вручение европейских приложений является  очередным шагом на пути интеграции образовательных программ Вышки в мировое академическое и образовательное пространство. «Но есть и очень важный косвенный эффект — мы, по сути дела, переходим к двуязычию во всем процессе сопровождения учебного процесса», — добавил проректор ВШЭ.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Максима Блинова

Вам также может быть интересно:

В Вышке появится кафедра географии и геоинформационных технологий

Кафедра создается во взаимодействии с Институтом географии РАН и будет заниматься проблемами геоинформатики, глобального изменения климата и социально-экономического развития территорий. Первая образовательная программа по географии в ВШЭ может появиться в 2020 году.

Go Global: как получить грант на обучение в магистратуре нижегородской Вышки

Нижегородский кампус ВШЭ совместно с университетами Иоганна Кеплера (Австрия) и Бергамо (Италия) реализует магистерскую программу «Управление бизнесом в глобальных условиях». До 16 апреля у абитуриентов есть возможность принять участие в конкурсе грантов, которые покроют стоимость обучения на ней. Рассказываем, как это сделать.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на Пермский кампус

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

20 фактов о питерском кампусе ВШЭ к его 20-летию

Санкт-петербургскому кампусу НИУ ВШЭ исполнилось 20 лет. Большой праздник, посвященный юбилею, прошел в минувшие выходные. Поздравляем коллег и рассказываем самые интересные факты о питерской Вышке. Бонус — фоторепортаж с празднования.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Петербургский кампус ВШЭ вошел в число вузов, где готовят будущих лидеров

Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге заняла четвертое место в рейтинге петербургских вузов, которые готовят самых перспективных студентов. Рейтинг составлен в преддверии нового учебного года фондом «Будущие лидеры».

Университет может создать новое качество городской среды

Одна из сессий открывшегося в Москве урбанистического форума была посвящена роли университетских пространств в жизни мегаполисов. О том, как университеты и, в частности, Вышка развивают свои кампусы во взаимодействии с городом, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

60

студентов в 2013-2014 учебном году смогли на время сменить кампусы ВШЭ, в которых они проходят обучение.

ВШЭ открывает новые международные лаборатории

28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.

Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году

6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.