• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Осведомлен, значит — вооружен

В Высшей школе экономики создан Институт проблем безопасности (ИПБ). Об институте, в составе которого будут действовать научно-исследовательский центр и кафедра проблем безопасности, а также о новом общеуниверситетском факультативе по безопасности бизнеса рассказывает директор ИПБ Александр Юрченко.

— Александр Васильевич, в чем суть новации? Каковы основные цели создания института и разработки нового общеуниверситетского факультатива?

— Наши выпускники ежегодно вступают в новую самостоятельную жизнь. Она непроста, примеров опасных ситуаций множество. Представьте себе, корпоративный клиент банка получил многомиллионный кредит и неожиданно начал процедуру банкротства. Люди вновь (как в 1990-е) встали в круглосуточные очереди для того, чтобы сдать свои деньги в финансовую пирамиду. Вам предложили «на выгодных условиях» участвовать в схеме по обналичиванию денежных средств, и вы задумались — а почему бы нет? Группа лиц сделала несанкционированную врезку в нефтепровод вашей компании, и жизнь у них пошла веселее, а у вас — наоборот. Полиция потребовала от организации представить сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, и все растерялись. Коллега попросил никому не говорить, что он без разрешения руководства копирует закрытую информацию вашей компании — что делать? Хороший знакомый обратился с просьбой передать портфель с деньгами должностному лицу — как быть в такой ситуации? Банк России лишил лицензии ваше финансово-кредитное учреждение в связи с неоднократными нарушениями федерального закона о противодействии отмыванию денежных средств, и вы потеряли работу. Вы сами стали объектом вымогательства… В жизни может произойти все. Как оценить обстоятельства? Как поступить? Как избежать рисков, угроз и минимизировать возможный ущерб? С созданием ИПБ такая возможность появится реально.

— Как вы планируете учесть интересы студентов?

— Это правильный вопрос. Ведь отвечая на предыдущий, я как раз и говорил о наших студентах. Если конкретно, то сейчас мы уже завершаем работу над программой основного курса «Безопасность предпринимательской деятельности». Он будет позиционирован как общеуниверситетский факультатив, предназначенный для студентов магистратуры и старших курсов бакалавриата. В проекте сейчас 16 тем (больших разделов). Они поэтапно освещают систему рисков и угроз безопасности бизнеса, дают им оценку и помогают понять основные принципы построения системы защиты, учитывающей характер самого предприятия (группы компаний, холдинга), отраслевые, региональные, географические и иные особенности.

Ряд лекций, семинарских и практических занятий будут посвящены таким темам, как экономическая безопасность, противодействие внешнему мошенничеству и рейдерским захватам, деловая разведка, принципы изучения и последующего мониторинга контрагентов и конкурентной среды, организация финансового мониторинга, кадровая безопасность предприятия и ряд других. Наши студенты узнают, как структурированы и как работают негосударственные службы безопасности. Также мы дадим необходимый объем знаний о деятельности российских правоохранительных и контрольных органов, спецслужб. На самом деле такого комплексного предмета для вузовского потока еще нигде не было.

После утверждения, программа названного курса станет публичной, с ней сможет ознакомиться каждый студент. Естественно, что она будет также и на сайте нашего института. Это поможет принять решение о целесообразности выбора данной программы для себя в качестве факультатива.

— А вы бы что посоветовали, как лицо заинтересованное?

— У каждого свои аналогии и свои ассоциации. Когда-то, когда я даже не мечтал стать сотрудником спецслужбы, я был студентом биофака Казанского университета. На первом курсе мы изучали курс «Анатомия и физиология человека», примерно в том же объеме и на том же языке, что и студенты Казанского медицинского института. Биологи на этом остановились, а медики пошли дальше, они стали изучать «Патологическую анатомию человека», «Патологическую физиологию человека» и ряд других предметов о патологиях и методах их лечения.

Так и в нашем случае. В дополнение к тем важным и базовым дисциплинам, которые преподают наши уважаемые коллеги, наш институт добавит знания о патологической экономике, патологических финансах, патологической внешнеэкономической деятельности и о методах их предупреждения. А свой выбор каждый сделает сам.

— Александр Васильевич, как идет формирование ИПБ?

— Вы знаете, по моим наблюдениям, инициативы сверху, как правило, на первом этапе идут хорошо. Особенно это полезно для преодоления самых разных бюрократических рогаток.

Прежде всего, важно, что осенью 2010 года сырые идеи вашего покорного слуги о формировании блока безопасности в НИУ ВШЭ сразу поддержал ректор, Ярослав Иванович Кузьминов. Ему же принадлежит и сама идея организационно-правового оформления этого замысла. По этой причине я числю ректора в нашей команде.

Мне также повезло с кураторами. Основным является первый проректор Вадим Валерьевич Радаев. По организации учебного процесса — проректор Сергей Юрьевич Рощин, по системе ДПО — профильный директор Елена Анатольевна Коваль. Если к ним добавить неравнодушных к институту проректора Евгения Константиновича Артемова и заместителя первого проректора, профессора Анатолия Сергеевича Малина, то верхушка нашей корпоративной пирамиды может считаться сформированной. Это тоже наша команда, правда, в категории «старшие товарищи».

Я рад, что на должность научного руководителя нашего института ученым советом ВШЭ рекомендован (и дал согласие) член-корреспондент РАН, профессор Владимир Леопольдович Шульц. В то время как я — практик, он серьезный ученый и организатор науки, в сферу интересов которого входят также и вопросы безопасности предпринимательской деятельности. Кроме этого, Владимир Леопольдович — генерал-полковник, в прошлом начальник Академии ФСБ России и заместитель директора Федеральной службы безопасности.

После завершения конкурсных процедур в коллектив ИПБ должно прийти еще несколько преподавателей, обладающих также завидным практическим опытом.

Прежде всего, это доктор технических наук Александр Дмитриевич Рудченко, член ученого совета факультета менеджмента. Последние годы он специализируется на вопросах дополнительного профессионального образования, чем и должен заведовать в ИПБ. В недалеком прошлом Александр Дмитриевич работал в Центре подготовки космонавтов в качестве заместителя начальника управления системных исследований. Он имеет значительный опыт работы с международными организациями (НАСА, ТАСИС, Европейское космическое агентство), а также преподавания в Массачусетском технологическом институте (США). Свободно владеет английским языком.

По совместительству в учебном и научно-исследовательском процессе будут также задействованы опытные педагоги и практические работники: кандидат юридических наук, доцент Валерий Дмитриевич Курабко (руководитель службы безопасности группы «Сумма»), кандидат юридических наук Евгений Иванович Яковлев (заместитель руководителя службы безопасности концерна «Трансмашхолдинг») и один из пионеров создания института кредитных историй в нашей стране, автор системы оценки деятельности и инвестиционной привлекательности предприятия — Владимир Иванович Малеев, генеральный директор НП «Национальное кредитное бюро».

— Что вы можете сказать о системе ДПО?

— Это очень важное для нас направление. Целевых аудиторий у нас несколько и каждая требует своего, индивидуального подхода. Специальный курс будет предназначен для владельцев бизнеса, топ-менеджеров предприятий, руководителей негосударственных СБ — служб безопасности, то есть лиц, принимающих управленческие решения. Серьезной профессиональной аудиторией будут сотрудники СБ, специализирующиеся на вопросах экономической безопасности, деловой разведки, финансового мониторинга и ряда других. Для одних обучение в ИПБ станет входом в новую профессию, для других — повышением квалификации, гарантией служебного роста. Впрочем, думаю, более подробно об этом направлении деятельности института мы сможем рассказать несколько позже.

Вам также может быть интересно:

Общеуниверситетские факультативы: что Вышка предлагает своим студентам, сотрудникам и внешним слушателям

5 сентября начинается регистрация на общеуниверситетские факультативы НИУ ВШЭ. Они открыты и для студентов Вышки, и для внешних слушателей. Рассказываем о том, как записаться на них.

ВШЭ организует курсы по предпринимательству для всех желающих старше 50

Вводное занятие из цикла «Бизнес для всех» состоится 31 мая в рамках Московской недели предпринимательства. Занятия запланированы в течение всего лета.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» открывается в Вышке

До 10 апреля включительно в Высшей школе экономики продолжается прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство». Обучение начнется 20 апреля.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Какие общеуниверситетские факультативы выбрали студенты ВШЭ и внешние слушатели

20 декабря завершилась кампания по выбору студентами НИУ ВШЭ и внешними слушателями общеуниверситетских факультативов на 1-е полугодие 2019 года. Сколько заявок подали на эти курсы? Какой курс оказался самым «многолюдным»? Куда записалось больше всего внешних слушателей? Подводим итоги.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Портрет социального предпринимателя

Социальное предпринимательство в России стало привычной практикой, в которой, впрочем, остаются свои особенности и проблемы. Социологи НИУ ВШЭ совместно с исследовательской группой ЦИРКОН и Social Business Group изучили их и представили в докладе коллективный портрет социальных предпринимателей. Один из авторов работы, Иван Климов, прокомментировал IQ.HSE результаты исследования.

ВШЭ заняла 6 место в новом рейтинге предпринимательских университетов АЦ «Эксперт»

В публикуемом впервые аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 38 вузов России, из них 16 – участники Проекта 5-100. ВШЭ занимает 6 место среди российских вузов и 2 место после МФТИ среди участников Проекта 5-100.

Вышка открыла запись на общеуниверситетские факультативы первого учебного полугодия

Факультативы доступны студентам Вышки, студентам других университетов и всем желающим.