• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие обоих полушарий

Зачем философу микроэкономика, математическая логика и древние языки? Почему Аристотеля и Канта стоит читать раньше Хайдеггера? О специфике обучения на факультете философии ГУ-ВШЭ мы поговорили с деканом факультета Алексеем Руткевичем.

— Что ждет студентов философского факультета на первом курсе?

— Их ждет крайне напряженная учеба. Они получат широкую гуманитарную подготовку — прослушают курсы по всеобщей истории, изучат древнегреческий и латинский языки. С другой стороны, на протяжении всего первого курса они будут изучать высшую математику, а отделение философии — еще и математическую логику. И философы, и культурологи на первом году обучения в обязательном порядке изучают микроэкономику. Кроме того, с первого курса начинается фундаментальный лекционный цикл по истории философии. Большая часть специальных предметов начнется позже, со второго курса.

— На что нужно обратить внимание, чтобы не выпасть из учебного процесса?

— Прежде всего, нужно отдавать себе отчет в том, что условия учебы в учебном заведении, студентом которого вы стали, достаточно жесткие. Во многих других вузах таких требований просто не существует. Придется каждый день читать сотню страниц не самых простых текстов.

— Какие предметы нельзя запускать?

— В первую очередь, это математика, знание которой необходимо, кроме всего прочего, для понимания микроэкономики. Нельзя, конечно, сказать, что курс сверхъестественно сложный, но иной раз приходят студенты, которые в точных науках совсем слабы. Во-вторых, стоит обратить внимание на изучение древних языков, без знания которых невозможно серьезно изучать древнегреческую и средневековую философию. В-третьих, нельзя забывать о логике. Курс достаточно сложный. Культурологи слушают его первые два модуля — за это время они успевают познакомиться с традиционной аристотелевской логикой. У философов логики больше — кроме аристотелевой, курс включает в себя три модуля математической логики. Читается логика у нас очень хорошо. Наконец, история философии. Прочитать диалоги Платона за пару дней перед экзаменом не получится.

— Зачем философам столько разноплановых предметов?

— Философское образование предполагает развитие обоих полушарий — мыслителю требуются, с одной стороны, знания гуманитарных предметов, с другой — развитые аналитические способности. Мы повторяем за древними: "Многознание уму не научает", но, тем не менее, знать современному философу нужно очень много.

— Когда происходит распределение по отделениям?

— В январе, после первых двух модулей. Первокурсники редко знают, что им нужно — философия или культурология, они ведь по-настоящему эти предметы в школе не проходили. На первом году программы отделений еще близки, но потом они все больше и больше расходятся.

— На сколько лет рассчитан курс истории философии?

— У культурологов он сокращен до одного года, у философов длится на протяжении всего бакалавриата. Так что последние на первом курсе будут изучать только античную и средневековую философию.

— Преподавание истории философии начинается с древнего мира. В то же время многим студентам хочется побыстрее добраться до современности. Того, насколько серьезно проблемы современной философии связаны с историко-философским контекстом, они еще не знают. Вам не кажется, что в такой ситуации существует опасность пренебрежительного отношения будущих специалистов к отдельным периодам истории философии?

— Для того, чтобы понимать современную философию, нужно хорошо знать философию древнего мира и Нового времени. Чтобы понимать Ницше, нужно хорошо знать Платона, Аристотеля и Канта. Современная аналитическая философия чаще всего решает давние проблемы — изменились лишь средства их решения. Знания укладываются постепенно — такова специфика философского образования. Это не мешает студентам уже на первом курсе начинать читать тексты современных философов. Другой вопрос, насколько они эти тексты смогут понять!

— Что бы вы пожелали новоиспеченным студентам?

— Я бы посоветовал ребятам хорошо отдохнуть после сложной вступительной компании, чтобы первого сентября с новыми силами приступить к учебе.

Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

«Ищите то, что вас реально заводит»

На традиционной встрече ректора и других руководителей университета с победителями олимпиад первокурсники интересовались новыми образовательными проектами Вышки, спрашивали, где можно опубликовать свой научный труд, как помочь товарищу поступить в ВШЭ, и переживали, не будут ли введены блокирующие оценки.

Руководители ВШЭ ответили на вопросы первокурсников, поступивших по результатам олимпиад

Традиционная встреча ректора ВШЭ и других руководителей университета с победителями олимпиад состоялась 13 октября. Участников встречи интересовало, как прожить на стипендию, как в ближайшие годы будет развиваться Высшая школа экономики и можно ли сделать селфи с ректором.

«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»

В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.

«Вы — те, кого мы так напряженно ждали»

Какие специалисты будут нужны новой российской экономике, как открытие факультета физики повлияет на качество образования в Вышке в целом, сохранится ли распределенный кампус в Москве — об этом и многом другом узнали 10 октября на встрече с ректором и другими руководителями НИУ ВШЭ первокурсники, поступившие в университет по результатам предметных олимпиад.

Законы тайм-менеджмента по Платону

Алексей Плешков, выпускник первого набора академической аспирантуры ВШЭ, летом 2016 года защитил кандидатскую диссертацию по философии. О том, как спортсмен стал исследователем Платона, чего не хватает российским студентам по сравнению со студентами Оксфорда и что значит быть цельным человеком с точки зрения древнегреческой философии, Алексей рассказал новостной службе ВШЭ.

Философия — школа свободы

В этом году студенты шестой раз подряд выбрали профессора Школы философии Елену Драгалину-Черную лучшим преподавателем ВШЭ. Она руководит бакалаврской программой «Философия» и преподает студентам логику. В интервью новостному порталу ВШЭ она рассказала, в чем секрет лучшего преподавателя, зачем философу математические доказательства и почему белая лошадь — не лошадь.

Ученый ВШЭ стал лауреатом Литературной премии имени Александра Пятигорского

Профессор Школы философии НИУ ВШЭ Александр Филиппов стал лауреатом третьего сезона Литературной премии имени Александра Пятигорского с книгой «Sociologia. Наблюдения. Опыты. Перспективы».

Студенты перескажут философов в театральном формате

27 октября состоится вторая встреча в рамках проекта «Пересказы философии», который стал победителем конкурса «Фабрика идей» Российской государственной библиотеки для молодежи. В роли рассказчиков — аспиранты и магистры Школы философии НИУ ВШЭ. Тема нового пересказа — «Рене Декарт: как он мыслит и как существует».

«Рассматривайте университет как сообщество, в котором всем приятно находиться»

Перспективы развития университета, роль студентов в образовательном процессе, будущее образовательных онлайн-платформ — эти и другие темы обсудили на традиционной встрече с ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и другими представителями администрации университета первокурсники — победители и призеры олимпиады «Высшая проба» и Всероссийской олимпиады школьников.