• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Давайте помнить, что литература — это веселая штука»

12 апреля открылся заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. С ее участниками, собравшимися в подмосковном Воронове, встретились министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Ярослав КУзьминов и Дмитрий Ливанов

Ярослав КУзьминов и Дмитрий Ливанов

Пансионат «Вороново» принял участников литературной олимпиады сразу после того, как там же завершилась аналогичная олимпиада школьников по обществознанию. Организатором обеих соревнований выступает Высшая школа экономики. В финал литературной олимпиады, который продлится неделю, пробился 251 школьник 9-11 классов из 56 регионов — от Калининграда до Камчатки.

Всероссийская олимпиада по литературе — финал
251

школьник

9-11

классы

56 регионов

от Калининграда до Камчатки

 

Вышка, по словам Ярослава Кузьминова, неслучайно занялась олимпиадой по литературе. «У нас молодой факультет филологии, но мы взяли ее на себя, поскольку это очень искренняя олимпиада, — сказал ректор ВШЭ. — Я знаю, что каждый присутствующий здесь любит литературу и не может без нее жить. Наша школа в лучших своих образцах дает так называемое необязательное знание, которое и формирует интеллигента, и решение этой задачи можно только поприветствовать».


У нас молодой факультет филологии, но мы взяли ее на себя, поскольку это очень искренняя олимпиада. Я знаю, что каждый присутствующий здесь любит литературу и не может без нее жить. Наша школа в лучших своих образцах дает так называемое необязательное знание, которое и формирует интеллигента, и решение этой задачи можно только поприветствовать.

 

Ректор напомнил, что в олимпиадном движении в России участвуют почти миллион человек. Около 20 тысяч школьников получают право внеконкурсного поступления в вузы, среди них 1400 человек — победители и призеры Всероссийской олимпиады по различным предметам. Но, заметил Ярослав Кузьминов, всегда приятно встретить школьников, которые не воспринимают олимпиаду только как этап поступления в вуз, а «беззаветно любят свой предмет, просто читают книги, пишут, решают математические задачи». По мнению ректора, такое отношение к любимым предметам особенно свойственно участникам литературной и математической олимпиад.

Литературу и математику вообще связывает больше, чем можно представить на первый взгляд. Иван Ященко, директор столичного Центра педагогического мастерства и Московского центра непрерывного математического образования, напомнил, что выдающемуся математику Владимиру Арнольду принадлежит важное литературоведческое открытие — именно он определил источник эпиграфа к пушкинскому «Евгению Онегину». В 1998 году Арнольд опубликовал в «Известиях РАН» статью, в которой убедительно доказал, что эпиграф — это неточная цитация из «Опасных связей» Шодерло де Лакло. «Литераторам повезло больше, чем математикам, — добавил Иван Ященко. — У вас есть своя Нобелевская премия, а значит, вам есть к чему стремиться».

Выдающемуся математику Владимиру Арнольду принадлежит важное литературоведческое открытие — именно он определил источник эпиграфа к пушкинскому «Евгению Онегину».

 

«Вы все уже стали победителями, — обратился к участникам олимпиады министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. — Это не самое важное и не самое сложное испытание в жизни, но это важнейший этап в вашем личностном развитии». Отдельно министр отметил работу школьных учителей литературы, признавшись, что со своей учительницей он и его бывшие одноклассники встречались «еще двадцать лет после окончания школы».

В традициях нашей школы всегда было очень глубокое изучение русской и мировой литературы, наши дети с первого класса учатся на ее великих образцах.  Эта важнейшая традиция отличает наше образование и является конкурентным преимуществом нашей страны. Думая о будущем, надо двигаться только с опорой на эту традицию.

Дмитрий Ливанов
Министр образования и науки Российской Федерации

 

Изучение литературы начинается с самого простого — чтения. Но научить ребенка читать не значит научить его просто складывать слова из букв, уверен заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов — его речь перед участниками олимпиады была, пожалуй, самой эмоциональной в этот день.

«Чтение — это коммуникативное поведение по извлечению смыслов из текстов, — сказал профессор Любимов. — Для ребенка чтение, общение с книгой должно быть почти зависимостью — чтобы он не ложился спать, не прочитав главу из книги. И письмо — это тоже коммуникативное поведение. Оно позволяет ребенку "предъявить" себя, свое поведение, свои знания, свои мысли и чувства, а людям, его окружающим, — понять его. Формирование эмпатического слуха, умения понять другого и пережить его эмоции — одна из важнейших для развития личности вещей. Только тогда, "мясо", как называл его Платон, делает шаг к тому, чтобы стать человеком».

Формирование эмпатического слуха, умения понять другого и пережить его эмоции — одна из важнейших для развития личности вещей. Только тогда, «мясо», как называл его Платон, делает шаг к тому, чтобы стать человеком

Любимов Лев Львович
заместитель научного руководителя ВШЭ

 

Об особой роли литературы напомнили школьникам декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Андрей Быстрицкий и декан факультета филологии ВШЭ Елена Пенская. «Давайте помнить, что литература — это веселая штука, — предложила Елена Пенская. — Живое, интересное занятие, безделица, анекдот, шутка, смех — это все литература. Я очень надеюсь, что олимпиада даст нам возможность открыть ваши таланты».

Впереди участников олимпиады, действительно, ждет много увлекательного и интересного. С ними встретятся поэты Александр Кушнер и Марина Бородицкая, ректор школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский. В самом МХАТе специально для ребят уcтроят спектакль. А еще они побывают на премьере фильма о Владимире Высоцком, который представит жена поэта и актера Людмила Абрамова.

Евгений  Насыров, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

5 главных цифр о достижениях лицеистов Вышки на Всеросе

Лицей НИУ ВШЭ подвел итоги участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.