• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Отбросить все и идти к цели»

16 апреля завершилась Всероссийская олимпиада по экономике. Победителями стали 21 человек, призерами — 95. Первое место занял Кирилл Марк (251 балл), второе — Игорь Карпов (248 баллов), третье — Дмитрий Александров (244 балла). Все они из Москвы. В этом году сложилась редкая для Всероса по экономике ситуация — второе и третье место заняли десятиклассники. Мы поговорили с абсолютными победителями и узнали их впечатления.

Кирилл Марк, Москва, 11 класс

Это мой первый Всерос. Я начал заниматься экономикой серьезно только в июле. В десятом классе прошел на регион, но мне не хватило трех баллов до Всероса. Тогда мне очень понравились задания, понравилось, что я смог их решить. Потом меня взяли на сборы ко Всеросу — это получилось случайно, кто-то не поехал. Я решил, что надо определиться, чем я буду заниматься, потому что до окончания школы оставался год. Я выбрал экономику: очень много занимался сам, ходил в ЭМШ (экономико-математическая школа МГУ), на субботние курсы, в школьный кружок, сидел на сайте ILoveEconomics. Брал оттуда задачи, решал их, потом смотрел решения, читал комментарии, находил людей, мы общались или вживую, или в интернете.

Мне очень повезло: я вообще не волнуюсь на туре. Перед ним — да: и вечером, и утром чувствую напряжение. Это был мой единственный Всерос, поэтому надо было сделать все, на что способен. На самом туре мне пошли на встречу: позволили сесть у окна, дали оставить ключи, потому что я привык, что они лежат в левом кармане.

Самые яркие эмоции я испытал, когда пришел на показ работ. Я думал, что у меня будет баллов двести, долго смотрел на цифры, искал общий балл, потому что мне было лень считать. Когда увидел цифру 251, я просто перестал понимать, реально ли все это. Я себя оценивал на существенно меньшее количество баллов. Первые пять минут — просто взрыв эмоций, а потом приходит радость, удовлетворение от той работы, которую проделал.

На самом деле, меня поддерживали все, кроме меня самого — поддержка друзей, родителей, учителей очень помогла. Я чувствовал, что в меня верят. Я в принципе не привык сдаваться и бросать начатое, хотя, конечно, такое было в процессе подготовки, когда попадались особенно сложные задачи, над которыми я сидел после школы, уставший. Но мне действительно нравилось то, что я делаю. Я себе на весенних каникулах решил дать неделю отдыха, но уже после двух дней безделья открыл задачи и начал их решать. Просто захотелось, да и совесть грызла: не дело перед Всеросом ерундой заниматься.

Сам Всерос дал мне огромное количество разных эмоций. Здесь очень много умных людей, с которыми интересно общаться. Они тоже увлекаются экономикой: можно подойти к человеку, начать объяснять что-то сложным языком, а он тебя поймет и начнет спорить. Это действительно круто! Наверное, через несколько лет буду вспоминать об олимпиаде с умилением и ностальгией. А вообще, это несколько стрессовое, шокирующее событие в том смысле, что оно резко переставляет тебя на новый уровень.

Выбираю между совбаком, МИЭФом и «Первой группой» экономического факультета МГУ. Пока точно не знаю. Я привык ставить себе цели по этапам, не заглядывая далеко вперед. У каждого из вариантов, конечно, есть свои преимущества и недостатки, но об этом еще предстоит подумать. Сейчас хочу немного отдохнуть, отвлечься: на премию от Всероса планирую съездить с друзьями в Европу. Хочу попутешествовать, развеяться, а дальше посмотрим.

 

Игорь Карпов, Москва, 10 класс

Я первый раз на олимпиаде, в прошлом году на экономике дошел только до региона, провалился там, потому что вообще ничего не изучал. Сначала я хотел выиграть математику или физику, но потом понял, что там есть очень сильные школы, с которыми трудно конкурировать. На экономике в этом смысле легче. В подготовке я делал упор на качественные задачи, общие и редкие темы — например, олигополии, благосостояние общества, общественные блага. Это помогло.

Я немного волновался перед турами, но старался держать себя в руках. В любом случае, понимал, что даже если не стану призером, мир не разрушится. Лучше так себя и настраивать. Я стал вторым, но даже не хотел этого. Люди, которые пишут олимпиаду, раз они просто прошли сюда, — уже очень много сделали и все равно поступят в престижный университет. Я рассматриваю такие варианты, как МИЭФ и Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ, но есть еще целый год, и все может измениться.

Хочу, чтобы в будущем жизнь была спокойной, чтобы было меньше сильных колебаний, чтобы я знал, что будет завтра. Теперь, после победы, уже странно о чем-то мечтать. Может быть, попробовать доказать другим, что удержаться на таком уровне реально. Я, например, доказал многим, что выиграть олимпиаду в 10 классе — это возможно. По результатам предыдущих олимпиад я сам думал, что это маловероятно. Уже после награждения я узнал, что когда-то еще один человек в 10 классе был вторым на Всеросе. Хотя мне немного неловко перед одиннадцатиклассниками, что я их обошел.

Мне очень помогает моя мама, мой наставник по жизни. Она очень много для меня сделала, я ей очень благодарен. Мама говорила, что у меня есть очень хорошие шансы стать призером и даже победителем. Она очень хорошо меня настроила.

Десятиклассникам, которые в следующем году будут писать олимпиаду, хочу сказать — добиться высокого вполне возможно. Главное — верить в это, и не верить, когда тебе говорят, что ты проиграешь. Надо отбросить все и идти к цели. А потом, даже если ты не достиг ее, не расстраиваться: если одна цель не достигнута — мир не разрушится. Пожелаю всем большой удачи!

 

Дмитрий Александров, Москва, 10 класс

Эмоции уже немного улеглись, но, на самом деле, даже сейчас я не очень спокоен. Победа стала для меня большим событием. Разумеется, уверенности не было. Я довольно долго готовился, интересовался экономикой с середины 9 класса. Начал работать над собой. Во многом мне помогал Серей Геннадьевич Белёв, он отличный человек, кандидат наук.

В первую очередь, я решал задания прошлых лет, интересовался экономикой в целом. Я бы порекомендовал такие порталы, как Slon и «ПостНаука», где постоянно публикуются современные экономические исследования и умные люди рассказывают о современной экономике. Это помогает в решении качественных задач. Для подготовки к решению количественных задач я решал задания прошлых лет. Также посещал выездные школы — школу Егора Иванова, Липецкую школу. Это прекрасная возможность пообщаться с победителями и призерами прошлых лет, которым интересно то же самое, что и тебе. Это уникальный опыт, потому что ты начинаешь понимать, зачем тебе все это надо и надо ли вообще. Мне кажется, что для написания олимпиады очень важна математическая подготовка. Я учусь в физико-математической школе, и это во многом мне помогло. Также важно читать литературу, например, книги Стивена ЛандсбургаПола Хейне. Они позволяют начать думать как экономист. Экономический образ мышления несколько отличается от обычного, и когда ты этим занимаешься, начинаешь видеть некоторые вещи под другим углом. Все это в совокупности и позволяет достичь хорошего результата.

Я смело могу сказать, что меня поддерживали все мои знакомые. С ними мне очень повезло. Мои родители, мои учителя — все понимали, как олимпиада важна для меня. С пониманием относились к тому, что я бывал раздражительным, иногда чего-то не успевал. В последнее время я довольно усердно готовился к олимпиадам, поэтому времени было не так много. Тем не менее, я не забывал ходить в бассейн и заниматься большим теннисом.

Куда поступать, я пока не решил, мест довольно много. Скорее всего, это будет совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ или МИЭФ. Пока склоняюсь к совбаку, в силу большей свободы, как про него рассказывают. Мне интересна экономика, я понимаю, что хочу этим заниматься, но пока не очень понимаю, чем конкретно. Мне было бы интересно прийти туда и попробовать разные вещи, возможно, поработать, заняться академической деятельностью и понять, что мне нравится.

Что такое олимпиада для меня? Скорее, это здравый интерес к интересным заданиям. Я участвовал в олимпиадах не только по экономике, но также по математике и физике. Это олимпиады, где интересно говорить с теми, кто участвует. Поступление — это рабочий момент, в то время как олимпиада — незабываемый опыт решения сложных задач и знакомств с замечательными людьми.

Я бы не сказал, что я приехал сюда с целью победить или стать призером. Я приехал сюда, чтобы решать необычные задания. Важно не то, какое у тебя место на олимпиаде, а то, как ты провел время. Абсолютом быть приятно, все тебя поздравляют. Было бы неплохо поучаствовать и в следующем году, но я бы хотел уделить время и другим наукам.

Как добиться успеха? Надо верить в себя и не забывать об остальных дисциплинах. Экономика — это хорошо, но, по-моему, важно быть разносторонне развитым человеком, интересоваться литературой, историей, языками, физикой или математикой. Работать над собой, находить слабые места и, найдя их, развиваться.

Текст: Екатерина Дмитриева, Милена Рублева, Анна Ким

Фото: Алексей Кистерев

Источник

Вам также может быть интересно:

5 главных цифр о достижениях лицеистов Вышки на Всеросе

Лицей НИУ ВШЭ подвел итоги участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.

44726

школьников зарегистрировались на Межрегиональную олимпиаду «Высшая проба». Это на 3448 человек больше, чем в прошлом году. Поскольку один школьник может участвовать в олимпиаде сразу по нескольким профилям, то общее число регистраций – 177773. Этот показатель на 16104 превышает прошлогодний.

«При поиске ответов Интернет не поможет, нужна голова!»

В этом году в Межрегиональной олимпиаде школьников «Высшая проба», регистрация на которую продлится до 13 ноября включительно, появились три новых профиля для учеников 9-11 классов — биология, химия и культурология. 11-классники, ставшие победителями или призерами олимпиады по этим профилям, при поступлении в ВШЭ получат баллы за индивидуальные достижения.