• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В олимпиаде «Высшая проба» появились три новых профиля

Памятник Платону в Афинах

В этом учебном году для учеников 9-11 классов олимпиада «Высшая проба» впервые проводится по философии, социологии и политологии. Ее победители и призеры из 11 класса при поступлении в Вышку смогут получить дополнительный балл в портфолио, а из 9-10 классов — сразу пройти на очный тур в следующем году. Регистрация на олимпиаду продлится до 21 ноября.

Предшественники «Высшей пробы» по философии, социологии и политологии — это конкурсы юных, которые ВШЭ проводила с 2004 года. Старшеклассники, интересующиеся этими дисциплинами, могли участвовать в конкурсах «Юный философ», «Юный социолог» и «Юный политолог». На этих конкурсах нередко проявляли себя будущие студенты профильных образовательных программ («Философия», «Социология», «Политология» и других), затем поступавшие в Вышку по результатам ЕГЭ, олимпиад по обществознанию или другим дисциплинам.

С 2016 года конкурсы юных проводиться не будут. Зато по философии и социологии школьники смогут поучаствовать в конкурсе исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж», а по социологии, политологии и философии — в межрегиональной олимпиаде «Высшая проба». На ее очный этап можно приехать не только в Москву, как это было в случае с конкурсами юных, но и в один из нескольких десятков городов, где проводится олимпиада.

Предметов нет, олимпиады есть

Таких учебных дисциплин, как философия, социология и политология, в обязательной школьной программе нет, но все они в той или иной мере изучаются в курсе обществознания, где рассматривается проблематика разных гуманитарных и социальных наук.

В старших классах некоторых школ по этим предметам (а в случае с философией — по ее отдельным разделам) проводятся дополнительные занятия или факультативы — например, в Лицее ВШЭ все ученики независимо от выбранного профиля изучают теорию познания. Но и за рамками школы ученик при желании всегда найдет возможность углубленно изучать заинтересовавшие его науки — в частности, на факультете социальных наук ВШЭ действует лекторий для школьников, где проводятся бесплатные занятия, в том числе, по социологии и политологии.

Содержание олимпиад по всем трем направлениям во многом ориентировано на школьную программу по обществознанию и предполагает не столько наличие дополнительных знаний, сколько большей глубины в освоении тем и, конечно, сообразительности, творческих способностей

«Идеальный участник «Высшей пробы» по политологии — это человек любопытный, любознательный, который приобрел привычку разбираться в неясностях политологических разделов школьного обществознания. Он читает, смотрит или слушает новости, соотнося их с тем, что усвоил из школьного курса», — считает первый заместитель декана факультета социальных наук Михаил Миронюк.

«На «Высшей пробе» по социологии мы ждем тех, кто уже в школе ощущает себя социологом», — говорит заместитель декана того же факультета Кирилл Сорвин.

Дмитрий Носов, первый заместитель декана факультета гуманитарных наук, также отмечает, что для участия в олимпиаде по философии важен прежде всего интерес к предмету: «Если школьника, например, интересует, что такое человек, что такое знание, возможна ли мораль вне религии, то ему прямая дорога к нам. Наша олимпиада открыта для всех, у кого к философии лежит душа».

Как подготовиться?

Содержание олимпиад по всем трем направлениям во многом ориентировано на школьную программу по обществознанию и предполагает не столько наличие дополнительных знаний, сколько большей глубины в освоении тем и, конечно, сообразительности, творческих способностей. Участники должны не только знать материал, но и уметь его применить — ответить на сложные вопросы, выполнить аналитические задания. И, конечно, требуется умение письменно излагать свои мысли. Именно этого навыка, считают организаторы олимпиад, зачастую не хватает современным школьникам.

Лучший способ подготовки к олимпиаде — изучить методические материалы, размещенные на портале ВШЭ, выполнить демонстрационные задания и прочитать рекомендованную литературу. «А лучший способ для работы с этой литературой — постоянно задавать себе вопросы «почему?», «как?», «зачем?» и искать на такие вопросы ответы», — добавляет Михаил Миронюк.

«Готовясь к олимпиаде по социологии, старшеклассник должен обратиться к изучению социологии как целостной дисциплины, пусть даже на школьном уровне, — говорит Кирилл Сорвин. — В идеале нужно быть знакомым с популярными произведениями по социологии, как, например, «Мыслить социологически» Баумана или «Лодка на аллеях парка» Монсона».

«На олимпиаде по философии будут задания, которые без исходных знаний выполнить невозможно, — добавляет первый заместитель декана факультета гуманитарных наук Дмитрий Носов. — Например, нужно суметь определить, кому принадлежит цитата — Платону или Декарту. Для этого школьник не должен прочитать всего Платона или Декарта, но на основе общей эрудиции он способен понять, что одна цитата могла быть написана только в эпоху Античности, а другая — в Новое время, для этого требуется знать всемирную историю, понимать разницу менталитетов разных эпох. Задания же по логике проверяют именно способности участников — здесь дополнительных знаний не требуется».

Перспективы

Поскольку олимпиада «Высшая проба» по философии, социологии и политологии проводится первый раз, в соответствии с правилами она не может быть сразу включена в перечень, ежегодно утверждаемый Минобрнауки России. Но уже на следующий год это может произойти (как, например, это произошло с олимпиадой по восточным языкам — в прошлом году она была проведена впервые, а в этом году попала в перечень).

В этом случае уже в 2018/19 учебном году ее победители и призеры смогут или поступать на профильные бакалаврские программы ВШЭ и ряда других вузов без экзаменов или приравнивать результат олимпиады к 100 баллам на ЕГЭ по обществознанию.

«Участие в олимпиаде — это всегда увлекательно, — отмечает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич. — Это важно для самооценки, это лишняя возможность проверить свои силы и пообщаться со сверстниками, испытывающими такой же большой интерес к предмету. К тому же 11-классники, ставшие победителями или призерами олимпиады по философии, социологии или политологии, в этом году при поступлении в ВШЭ получат дополнительные баллы за индивидуальные достижения: победители — 5 баллов, призеры — 4 балла».

Вам также может быть интересно:

Стартовала Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба»

Началась регистрация на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба», к участию в которой приглашаются ученики 7–11 классов. Менее чем за три дня зарегистрировалось почти 10 тысяч участников.

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

Победители и призеры «Высшей пробы» получили дипломы и узнали о жизни Вышки

1 июня в здании мэрии Москвы состоялась церемония награждения победителей и призеров межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба», которую НИУ ВШЭ организует совместно с другими ведущими российскими университетами. Дипломантами олимпиады по 25 предметам в этом году стали 3169 человек.

«Тыж программист»: в пяти городах прошел финал командной олимпиады «Высшая проба»

В Москве, Липецке, Ижевске, Самаре и Челябинске состоялся заключительный этап «Высшей пробы» для учеников 7-10 классов. В нем приняли участие 238 команд.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

3169

человек стали дипломантами олимпиады «Высшая проба» в 2019 году.

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.