• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Университет будет рад таким студентам»

В этом году Высшая школа экономики выступила организатором заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников не только по экономике, но и по обществознанию. О том, как проходила олимпиада, рассказывает заместитель председателя оргкомитета, ученый секретарь ВШЭ Наталья Савельева.

В этом году Высшая школа экономики выступила организатором заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников не только по экономике, но и по обществознанию. О том, как проходила олимпиада, рассказывает заместитель председателя оргкомитета, ученый секретарь ВШЭ Наталья Савельева.

Наталья Юрьевна, как проходила олимпиада в этом году?

— В этом году ВШЭ впервые проводила олимпиаду по обществознанию, и, естественно, как это было и в предыдущие годы, — олимпиаду по экономике. То есть, мы проводили две олимпиады из 21, которые организует Министерство образования и науки Российской Федерации. Олимпиада по экономике проводилась уже в шестнадцатый раз, на нее приехали 230 участников из 56 субъектов России. Олимпиада по обществознанию собрала 240 ребят, но представительство субъектов федерации здесь более широкое — 73. Это были школьники из регионов от Калининградской области до Чукотского автономного округа и от Мурманской области до Республики Дагестан. То есть была представлена практически вся Россия.

Участников и сопровождающих на олимпиаду по обществознанию ждала смена площадки и команды организаторов. В 2010 году эта олимпиада проводилось на базе Смоленского государственного университета. И нам как организаторам важно было не опустить планку. Мы имели за плечами опыт проведения олимпиады по экономике, и дружно взялись «осваивать» обществознание. Сейчас, по прошествии некоторого времени, мне кажется, что олимпиада прошла неплохо. Задолго до проведения олимпиады мы продумали ее программу, учли положительные эффекты прошлых лет, а также реализовали новые идеи и предложения. Нам очень хотелось создать праздничную, творческую атмосферу олимпиады, чтобы ребята смогли немного окунуться в будущую университетскую среду, познакомиться со студентами, с преподавателями университета. Ведь в основном участники олимпиады — ученики одиннадцатых классов, которые должны сделать свой выбор в ближайшее время (а многие его уже сделали во время олимпиады).

Высшая школа экономики заинтересована в том, чтобы большая часть этих ребят пришла к нам. Своим участием в заключительном этапе олимпиады они уже подтвердили свой высокий уровень знаний в экономике, обществознании, свое желание добиваться победы, стремиться получить высокие результаты. Конечно, любой университет будет рад таким студентам.

В Вышке учится много победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ), с каждым годом их число растет. В 2010 году наш университет занял 3 место по числу поступивших победителей и призеров ВОШ после МГУ имени Ломоносова и МГИМО. Мы отслеживаем результаты обучения этих студентов, видим их в общественной и студенческой жизни университета. Многие из них находятся в верхней части рейтинга успеваемости студентов на факультетах экономики, мировой экономики и мировой политики, в Международном институте экономики и финансов (МИЭФ). Встречаемся мы с ними и при отборе на стипендиальную программу «Альфа Шанс». Общение с такими ребятами доставляет большое удовольствие.

Что показала олимпиада по обществознанию? В том числе, например, что, к сожалению, о Высшей школе экономики мало знают в регионах. И если сейчас кто-то поменяет уже принятое ранее решение и будет поступать в наш университет, на что мы надеемся, будет очень хорошо. Но поскольку в олимпиаде по обществознанию принимали участие также ученики 9-10 классов, и их было свыше 100 человек, то надеюсь, что теперь они уже знают о Вышке, будут следить за ее развитием, а также расскажут своим друзьям и одноклассникам. Может быть, кто-то придет на факультет довузовской подготовки или будет самостоятельно готовиться к поступлению. Время покажет, но, мне кажется, что Вышка «запала в душу» многим участникам олимпиады.

Наталья Юрьевна, расскажите подробнее о программе олимпиадных дней.

— Программа была бы еще более интересной, если бы установилась хорошая погода. Особенно не повезло участникам олимпиады по экономике. В пансионате «Покровское», где ребята жили неделю, большая красивая территория, и если бы светило солнце и не было бы слякоти, то было бы чудесно. А так ребятам не хватило спортивных мероприятий и резиновых сапог (шутка)!

Зато в остальном программа получилась насыщенной. У нас был так называемый «университетский час», на котором ребята имеют возможность поближе познакомиться с разными университетами, факультетами, встретиться с ведущими профессорами и администрацией вузов, задать интересующие их вопросы, поучаствовать в дискуссии. С ребятами встречался ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Он выступил с очень интересной лекцией, а также рассказал о своей книге «Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики», и немного коснулся совместной с ВШЭ программы бакалавриата, на которую в этом году открыт прием. Перед ребятами выступили директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко, ординарный профессор ВШЭ Эмиль Борисович Ершов, ординарный профессор ВШЭ Игорь Владимирович Липсиц.

Представлять экономический факультет МГУ в прошлые годы приезжал заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики Александр Александрович Аузан. В этом году он не смог приехать, но участники олимпиады увидели и услышали его видеопослание, коллеги с экономического факультета рассказали об особенностях обучения в МГУ (естественно, кто-то из ребят думает поступать туда). И мы как хозяева представили факультеты экономического профиля Вышки: факультет экономики, факультет мировой экономики и мировой политики и МИЭФ (это на олимпиаде по экономике); представители факультетов прикладной политологии, философии, социологии, права встретились с участниками олимпиады по обществознанию.

Время, когда участники были заняты выполнением олимпиадных заданий, использовалось для занятий с сопровождающими ребят преподавателями. Это своего рода семинар по методике преподавания экономики, обществознания, по обучающим компьютерным технологиям и так далее. К сожалению, экономика у нас преподается не во всех школах, часы преподавания этого предмета сокращаются, учителя испытывают методический «голод». И то, что Вышка стала проводить в последние годы зимние и летние школы для учителей, жизненно необходимо и, надеюсь, будет способствовать повышению и олимпиадных результатов.

В программе олимпиады были предусмотрены часы общения учителей с ведущими методистами-преподавателями университета. Мы пригласили также директора по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамару Протасевич, которая рассказала о существующей у нас системе работы с учителями. Многих эта информация заинтересовала, может быть, кто-то приедет на летнюю школу.

В этом году большую помощь в организации открытия и особенно торжественного закрытия олимпиады нам оказали сотрудники Культурного центра ВШЭ под руководством Михаила Оганесяна. Их умелыми руками были оформлены фойе, концертный зал. А какую праздничную программу они подготовили нам на закрытии! Практически все наши творческие коллективы выступили перед участниками олимпиады. На закрытии ребята увидели также короткий вариант фильма о буднях олимпиады. Сейчас завершается монтаж полного варианта фильма о проведении олимпиады, он будет о на сайте олимпиады. У ребят будет возможность еще раз окунуться в атмосферу тех дней.

Кто входил в состав жюри?

— Жюри было очень представительным. По экономике его возглавил заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Львович Любимов, по обществознанию — ординарный профессор ВШЭ Владимир Натанович Порус. Команда экономистов состояла из преподавателей Вышки и МГУ, уже не первый год в состав жюри приглашаются коллеги из Новосибирского госуниверситета, которые имеют большой олимпиадный опыт: они давно проводят Сибириаду.

В состав жюри олимпиады по обществознанию входил Сергей Иванович Козленко, заместитель председателя жюри, заведующий кафедрой социальных и гуманитарных дисциплин, профессор Московского института открытого образования. Он уже много лет занимается олимпиадой, большой фанат этого дела. Со стороны Высшей школы экономики тоже в качестве заместителя председателя жюри большую работу взял на себя Дмитрий Михайлович Носов, профессор кафедры практической философии нашего философского факультета. Также в жюри входили коллеги из МГУ, из Ульяновского института повышения квалификации. Надо сказать, что был сохранен костяк прошлого состава жюри. А поскольку мы взяли на себя не только организационную, но и методическую роль, то почти половина членов жюри — представители факультетов философии, социологии, прикладной политологии ВШЭ.

Что дает участникам эта олимпиада?

— Если ты стал победителем или призером Олимпиады, а таких было по обществознанию 72 человека, а по экономике — 70, то тебе дается право поступления в вуз для обучения по направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады, без вступительных испытаний. То есть, к примеру, победители и призеры олимпиады по экономике могут поступать в Вышку на факультеты экономики, мировой экономики и мировой политики, бизнес-информатики, МИЭФ. А  победители и призеры олимпиады по обществознанию — на факультеты социологии, прикладной политологии, философии, права, отделение культурологии и так далее, где экзамен по этой дисциплине является профильным.

Кроме того, если кто-то решил выбрать иное направление обучения, то победители и призеры олимпиады могут зачесть свои результаты как 100-балльные по соответствующей дисциплине.

Как были отмечены участники заключительного этапа олимпиады и победители?

На олимпиаде по экономике призерами стали 70 человек, 14 из них — победители. Заметьте, что первые три места заняли учащиеся Нижегородской области, Пермского края и Новосибирской области соответственно. Самой успешной стала команда из Удмуртии: все пятеро ребят, ученики 9 и 10 классов, попали в призеры.

Вообще же, олимпиада по экономике была представлена большим количеством участников из Москвы, и среди победителей и призеров 35 человек, ровно половина, — москвичи. Это говорит о том, что экономика сейчас лучше преподается в Москве.

А вот по обществознанию немного другая ситуация. Если на олимпиаде по экономике учащиеся 9-11 классов выполняли единое задание, то по обществознанию соревновались внутри каждой параллели, соответственно, и задания отличались. Итог такой: 16 победителей и еще 56 призеров. Среди победителей есть представители самых разных регионов, как столицы, так и, например, Северной Осетии и Республики Коми.

Для всех участников олимпиады организаторы подготовили подарки — каждый получил книги по экономике, рюкзачок ВШЭ, кепочку, футболку олимпиады, буклеты про Вышку.

Вы знаете, что в Высшей школе экономики есть стипендиальная программа «Альфа шанс», в рамках которой Альфа-банк предоставляет 20 стипендий студентам, являющимся победителями и призерами олимпиады. Размер стипендии — 10 тысяч рублей ежемесячно в течение первых двух лет обучения. Это подспорье для студентов, приезжающих из регионов. Но кроме этого, Альфа-банк подготовил подарки: вручил первым трем победителям олимпиады по экономике ноутбуки.

В этом году нам пришлось придумать свои медали для победителей и призеров. Мы не могли лишить ребят такого трогательного момента, как вручение медали. В сжатые сроки мы разработали макет медалей победителю и призеру и успели к заключительному сроку. Медали получились «веселые», но, надеюсь, от того не менее ценные.

Ребята оставляли отзывы об организации олимпиады. О чем они писали?

— В конце каждой олимпиады мы просим написать отзывы, чтобы получить обратную связь от участников. В целом и школьники, и сопровождающие отмечали, что организация была хорошая, были интересные лекции и выступления, высоко оценили задания, которые были разработаны предметной комиссией, — в меру сложные, но интересные и творческие.

Судя по настроению, с которым уезжали участники, им понравилось. Большой плюс в недельном пребывании на олимпиаде — отлично организованное питание. Когда ребята приехали, то какое-то время ушло на расселение, а так как многие были издалека, они очень устали с дороги, им хотелось отдохнуть. Но после того как они входили в столовую, видели этот шведский стол, все «становились на свои места». Кто-то из сопровождающих лиц в отзыве заметил, что это первая олимпиада, на которой дети не атакуют близлежащие продовольственные магазины.

Кто-то из участников написал, что эта неделя — самые запоминающиеся дни из всей школьной жизни. Нам, организаторам, это очень приятно. Писали ребята и о том, что олимпиада была полезна и для их учителей, была познавательной для педагогов. Некоторые одиннадцатиклассники, уже участвовавшие в олимпиадах раньше, могли сравнивать. И сравнения были в пользу Высшей школы экономики. В нескольких анкетах мы прочитали: «Хотелось бы, чтобы олимпиаду по обществознанию всегда проводила Высшая школа экономики в доме отдыха "Покровское"».

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Михаила Алтухина

Вам также может быть интересно:

5 главных цифр о достижениях лицеистов Вышки на Всеросе

Лицей НИУ ВШЭ подвел итоги участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

«Яндекс» учредил новую стипендию для олимпиадников первого курса ФКН ВШЭ

Стипендию будут получать студенты бакалавриата факультета компьютерных наук, которые отличились на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике, математике или физике.

В подмосковном «Вороново» завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике

НИУ ВШЭ, как обычно, стал одним из организаторов ее заключительного этапа, победители и призеры которого получают право поступления в вузы без экзаменов. В этом голу в заключительном этапе приняли участие 272 ученика 8–11 классов из 55 регионов, большинство из них — 11-классники.

В «Вороново» открылся заключительный этап Всероса по экономике

Уже в пятый раз Вышка принимает заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике. В этом году на него приехали 274 участника.  Как обычно, ход состязаний освещают студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна в своем спецпроекте.  В их трансляции  с открытия — демография и география соревнующихся, приветствия руководителей университета и танец с мечом  одного из членов жюри.

Высшая школа экономики проведет майскую смену в «Сириусе»

Преподаватели Высшей школы экономики с 1 по 24 мая 2018 года в стенах образовательного центра «Сириус» в Сочи проведут образовательные программы по математике и информатике для учащихся десятых классов.