• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Власть и население запутались в истории

 Видеозапись

Для государственной власти история — идеологический инструмент, а для большинства населения — набор мифов. 19 августа в лектории ВШЭ в Парке Горького о «моде» на историю рассказывал журналист, автор документальных исторических фильмов Николай Сванидзе.

История не точная наука и не имеет наглядных доказательств. Но если о физике, не обладая специальными знаниями, говорить мало кто решается, то споры по поводу исторических событий не утихают. Любой человек, прочитавший одну-две книги исторической тематики, считает себя вправе рассуждать об истории — и оспорить его точку зрения довольно сложно. Как считает Николай Сванидзе, люди в массе своей интересуются историей не только для того, чтобы понять, что происходило, но и для того, чтобы найти подтверждение собственным убеждениям, подчас самым нелепым.

Неподдельный интерес общества к событиям прошлого умело использует власть, которая всегда готова обратить узловые исторические эпизоды в свою пользу. «Осуждать государство за это нельзя, — заметил Николай Сванидзе. — Однако иметь это в виду просто необходимо».

Люди в массе своей интересуются историей не только для того, чтобы понять, что происходило, но и для того, чтобы найти подтверждение собственным убеждениям, подчас самым нелепым.

Еще в XIX веке знаменитый философ и писатель Чаадаев ввел понятие «ретроспективная утопия». Как правило, «идеальную страну» ищут в будущем, как это было, например, при коммунистах. Однако Чаадаев предложил искать идеал в прошлом. Вот и сегодня огромная часть населения живет утопическими представлениями о Советском Союзе, чем охотно пользуется не только власть, но и некоторые историки. Однако существует и другой пример исторической утопии — допетровская Русь. Споры о том, вытянул ли Петр I страну из исторического «болота» или, наоборот, погубил ее, не стихают до сих пор. Многие историки склонны идеализировать допетровское время, объясняя это тем, что Россия тогда была ни на кого не похожа, жила отдельно и по своим законам.

Позиция «мы не такие, как все, и, прежде всего, мы не похожи на Запад» на самом деле очень выгодна — она позволяет власти оправдывать все свои промахи. Представление о России как о суверенном, уникальном в культурном и историческом плане государстве открыто в политических целях стал использовать министр просвещения при Николае I граф Уваров. Именно он сформулировал известную триаду «православие, самодержавие, народность». Под самодержавием понимался деспотизм как сущность правления царя, поскольку именно деспотизм соответствует гению (духу) нации. А вот понятие «народность» Уваров объяснял так: «Наша народность — это беспредельная преданность и верность самодержавию». Уваровский вариант патриотизма автоматически делал врагом человека, несогласного с действующей властью.

«В России существует определенная презумпция правоты власти, что бы она ни делала, — констатировал Николай Сванидзе. — С одной стороны, оспаривать существовавший голод, репрессии, войны власть не может, но с другой — продолжает навязывать обществу идею о том, что всякий раз Россия выходила из проблем еще более величественной, могучей и уважаемой другими народами».

«В России существует определенная презумпция правоты власти, что бы она ни делала, — констатировал Николай Сванидзе. — С одной стороны, оспаривать существовавший голод, репрессии, войны власть не может, но с другой — продолжает навязывать обществу идею о том, что всякий раз Россия выходила из проблем еще более величественной, могучей и уважаемой другими народами».

Ко всему прочему история позволяет государственной власти играть с населением в «кошки-мышки», высвечивая «правильные» исторические события и затеняя «неудобные». Например, о том, что 19 августа 1991 года в стране произошел путч, который привел к развалу Советского Союза и рождению новой России, сегодня никто не говорит. Тема эта, как считает Николай Сванидзе, непопулярна во властной элите, потому что нет понимания, как ее нужно «подавать» населению. Не знает государство и что делать с единым школьным учебником по истории — слишком уж история России неоднозначна, и даже регионы на одно и то же историческое событие продолжают смотреть по-разному.

«История подобна детективу без известного конца, причем каждый ее сюжет можно укрупнить до интересующего нас масштаба. Нас не будет, а история останется, так как ее пишет сама жизнь», — заключил Николай Сванидзе.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото: Никита Бензорук

Вам также может быть интересно:

Россия. Символы эпох: 1990-2017

Чаще всего история России, в том числе новейшая, рассматривается сквозь призму политики. О других сторонах жизни вспоминают реже. Идея антиюбилейного проекта сотрудников Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ — посмотреть на историю страны глазами потребителей.

Невольники Октября

Как революция превратила свободу в иллюзию.

В Гостином дворе покажут стереоскопический фильм о дореволюционной России

Слайд-фильм создан учебной лабораторией 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ совместно с Фондом Сергея Челнокова на основе стереоскопических фотографий российских фотографов, работавших на рубеже XIX–XX веков. Показ состоится 18 октября в рамках выставки «От Belle Époque к революции — история России через стереофотографию 1880–1917 в 3D».

Как история меняет речь

Войны, реформы, революции и подобные исторические события влияют на язык людей. Как лингвистика помогает изучать историю, рассказали в новой книге ученые Вышки.

Как изучать историю, не закрывая ленту ВКонтакте

Юрий Сапрыкин — выпускник ВШЭ, один из создателей пабликов «Страдающее Средневековье» и «Личка императора». В 2016 году он стал лауреатом премии HSE Alumni Awards, получив награду в номинации «Четвертая власть» за популяризацию исторического знания в России. Сейчас он работает в проекте «1917. Свободная история», где отвечает за развитие соцсетей и разработку новых форматов. О том, как с помощью мемов можно заинтересоваться Средними веками, чем хороши образовательные паблики и почему преподавать историю как раньше уже не получится, он рассказал новостной службе ВШЭ.

В Медиадворе ВШЭ открылась инсталляция «Покровский концлагерь»

В начале 1920-х годов недалеко от места, где теперь находятся здания Департамента интегрированных коммуникаций и Департамента медиа ВШЭ, располагался  Покровский концлагерь. Факультет коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ и проект «Москва. Топография террора» открыли в Медиадворе Вышки инсталляцию-указатель в память о его заключенных.

4 ноября. Три сюжета, объясняющие историю праздника

4 ноября в России празднуют День народного единства. До революции эта дата (22 октября по старому стилю) была православным церковным праздником, посвященным Казанской иконе Богоматери, а с 2005 года день отмечается как государственный праздник. О предыстории праздника, о том, что такое «Осенняя Казанская» и почему День народного единства мог бы праздноваться 1 ноября, рассказывает доцент Школы исторических наук Дмитрий Добровольский. Бонус: карта мест, связанных с событиями того времени, находящихся недалеко от зданий Вышки.

Половина крестьян были раскулачены по политическим мотивам

Каковы были формальные причины «раскулачивания» и кем были «кулаки» на самом деле? Каков был масштаб репрессий против крестьян в начале 1930-х годов? Об этом на лекции «Раскрестьянивание по-советски: суть и масштабы кампаний по коллективизации и «раскулачиванию» на Урале» рассказал доцент факультета экономических наук ВШЭ Алексей Раков. Лекция состоялась в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» в Музее истории ГУЛАГа.

Ученый ВШЭ исследует уникальную надпись — список убийц князя Андрея Боголюбского

При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые обнаружили на его стенах несколько древнерусских граффити, в том числе уникальную надпись XII века — сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц, некоторые имена из которого не были известны раньше. Как сообщает Институт археологии РАН, надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, была найдена и исследуется московскими эпиграфистами — профессором Высшей школы экономики Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Института славяноведения РАН Саввой Михеевым.

На здании ВШЭ установили таблички в память о жертвах сталинских репрессий

6 декабря на здании Высшей школы экономики на Славянской площади в рамках проекта «Последний адрес» были открыты три мемориальные таблички, напоминающие о жителях этого дома, которые были расстреляны в период сталинских репрессий. Инициаторами установки стали сами сотрудники университета.