• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как меняется потребительское поведение россиян

22 мая возобновил свою работу летний лекторий Вышки в Парке Горького. Сезон 2014 года открылся выступлением декана Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяны Комиссаровой на тему «Тренды в потребительском поведении россиян, наступила эра психологии».

 Видеозапись

Знаете ли вы, что половина населения нашей страны страдает рыночным анахронизмом? 50 процентов наших граждан — традиционалисты, считающие главными продуктами питания молоко, картошку и яйца. И такая доля традиционалистов не изменилась с 1993 года. В том, что половина из нас традиционалисты, нет ничего удивительного. Просто за двадцать лет нам как покупателям пришлось проделать путь, на который граждане многих других стран затратили полвека. Вот половина нас и потерялась где-то по дорогое, отстала, или не захотела с такой скоростью приспосабливаться к новым, рыночным условиям зарабатывания и траты денег.

Вторая половина делится на неравные части: 10 процентов — новаторы, а остальные 40 — по ситуации. Эти и подобные цифры как воздух необходимы маркетологам, чтобы заставить нас постоянно приобретать что-то новенькое, чтобы заставить нас потреблять. Маркетинг в России сильно изменился за последние двадцать лет. Это в 1990-е годы «количественное насыщение» рынка товарами так сильно радовало глаз. Теперь мы стали разборчивее, нас как покупателей теперь голыми руками не возьмешь, и это заставляет маркетологов искать новые пути, изучать нас, анализировать. Причем ориентируясь на все три составные части массы потребителей.

Молоко, картошка и яйца, конечно, хорошо, но есть еще и вторая половина, а в ней пресловутые 10 процентов креативных новаторов, которые первыми осваивают необычные деликатесы и садятся на диеты. Людям ведь недостаточно сделать покупку, им надо еще и порадоваться ей, приобрести вместе с ней положительные эмоции. Сейчас не начало 1990-х, когда радость вызывал сам факт наличия в продаже сахара или колбасы.

Новые поколения потребителей и разумных потребителей жаждут впечатлений. Поход за джинсами должен стать впечатлением для них — отсюда и обилие торгово-развлекательных центров, похожих, увы, друг на друга. Но ничего, это тоже временно, маркетологи поизучают нас и что-нибудь придумают.

Маркетинг — не только наука, но и искусство. В этом убедились слушатели лекции в летнем кинотеатре «Пионер» в Парке Горького. И засыпали лектора такими вопросами, что вторая часть видеозаписи (с ответами на них) не менее интересна, чем собственно лекция.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Искусственный интеллект трансформирует маркетинг. Но людям работы все равно хватит

Как трансформируются функции маркетинга и изменятся компетенции маркетологов в связи со стремительным развитием искусственного интеллекта? Эти вопросы обсудили на дискуссионной площадке в Вышке, организованной Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

Маркетинг становится технологической профессией

4 апреля 2017 года в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ состоялось очередное мероприятие из серии «Маркетинг 2020: трансформация функции маркетинга». На этот раз перед аудиторией выступила Светлана Миронюк с мастер-классом «Новые роли и возможности маркетинга в эпоху BIGDATA, MachineLearning & AI». Модератором сессии стала Татьяна Комиссарова, декан ВШМиРБ НИУ ВШЭ.

Технологии меняют маркетинг

Какие тенденции определяют стиль жизни и мотивацию современного потребителя? Как изменятся в ближайшем будущем функции маркетинга и какие специалисты в этой области будут востребованы к 2025 году? Об этом рассказала в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, профессор Института менеджмента и инноваций НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.

Россияне мало доверяют отечественным брендам одежды

Несмотря на то, что в последние годы на рынке одежды появились новые отечественные бренды, россияне сохраняют верность зарубежным. При этом стратегия «маскировки» под иностранные бренды российским компаниям не помогает.

«Информационный фастфуд» как средство маркетинга

Способен ли медиаконтент менять поведение потребителей? Каким образом он помогает инновациям проникать на рынки? Об этом в рамках лекционного проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказала декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.

«Каждый год — кризис!»

Выживать или развиваться? Ответы на этот вопрос искали участники совместного заседания Комитета по маркетингу и корпоративной стратегии Ассоциации менеджеров (АМР) и Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ. Члены АМР, приглашенные эксперты от бизнеса и представители науки обсуждали, каких стратегий придерживаться, чтобы повысить эффективность, и не просто выжить, но и выйти из кризиса лидером рынка.

Покупатель не доверяет игре с ценами

Далеко не все потребители стремятся купить товар со скидкой. Многие предпочитают дорогие магазины дискаунтерам, поскольку стоимость покупки — демонстрация принадлежности к той или иной социальной группе, к тому или иному сообществу покупателей, отметила старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ Елена Бердышева в работе «Что мы знаем о восприятии цены потребителями? Исследования в социологии и маркетинге».

Западу нужно принять ценности Востока, не потеряв своих

Западные страны должны быть готовы не только к принятию большого количества мигрантов из восточных стран, но и ценностей, которые они несут с собой. При этом стоит помнить, что восточный менталитет более устойчив и стабилен в отношении собственных ценностей, чем западный. Об этом рассказал известный востоковед, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов на лекции в Парке Горького.

Автомобильной Москвы на всех не хватит

Никакие программы дорожного строительства и реконструкции не способны кардинально решить транспортную проблему Москвы. Единственный выход — серьезная модернизация общественного транспорта и повышение цены владения и использования автомобиля в городе. Об этом рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин на лекции в Парке Горького.

Индустрия культуры переживает трансформацию

Креативные индустрии становятся частью жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики. Что понимается под «креативными индустриями» и какое будущее их ждет, рассказал профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ Илья Кирия на лекции в Парке Горького.