• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Два квеста по поиску любви

В Вышке прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований. В этот раз участники семинара, по их собственным словам, «замахнулись на святое» — обсудили российские фильмы «Нелюбовь» и «Про любовь» и попытались разобраться в том, как отличить настоящую любовь от ненастоящей, откуда берется нелюбовь и можно ли ее победить.

Мир нелюбви

Начиная семинар, первый проректор ВШЭ Вадим Радаев напомнил собравшимся темы прошедших рождественских киносеминаров ВШЭ и заявил, что на этот раз от публичных и политических тем разговор уйдет скорее в приватное. По его признанию, выбрать фильм для обсуждения было непросто, так как в 2017 году на экраны вышло большое количество самых разных картин, о которых можно было бы поговорить, но в итоге выбор пал именно на фильм Андрея Звягинцева. Кстати, это произошло в третий раз: ранее на киносеминарах уже обсуждали «Возвращение» и «Елену». Вторым фильмом, но совсем не в качестве противопоставления, а для более полного раскрытия темы, был выбран «Про любовь» Анны Меликян, вышедший в 2015 году.

«Мир Звягинцева — это мир нелюбви, и речь идет не только о фильме «Нелюбовь». Это касается всех его фильмов», — отметил Вадим Радаев. «Елена» — это мир, где нет и не было любви, а в «Левиафане», «Изгнании» и «Возвращении» остатки любви разрушаются прямо на наших глазах, и она погибает. Можно сказать, что в мире картин Звягинцева уже умерли и любовь, и вера, но надежда все еще жива.

В фильме «Нелюбовь» показана обычная семья обычных людей, над которыми «сгущаются сумерки». То, что на главные роли в картине были выбраны малоизвестные актеры без сложившихся образов, только лишний раз подчеркивает тот факт, что на месте героев может оказаться каждый. В фильме разворачивается обыденная ситуация нелюбви, о которой мы узнаем из рассказа главной героини. Взаимное чувство уходит, и герои не замечают, в какой момент и как это произошло. Точно так же они не замечают, когда пропадает их сын Алеша. Можно даже предположить, что они неявно желали этого, и их темное желание исполнилось.

Фильм начинается и заканчивается темой пустоты, которую визуально передает оператор Михаил Кричман, показывая как будто замершую природу, город и заброшенное здание (с явной отсылкой к «Сталкеру» Андрея Тарковского). Состояние вакуума и пустоты не может длиться бесконечно, оно должно чем-то заполняться, и у Звягинцева вся эта пустота постепенно заполняется нелюбовью, а вместе с ней ненавистью и агрессией.

Нелюбовь как болезнь, передаваемая неполовым путем

В своей книге «Насилие и священное» антрополог Рене Жирар озвучивает мысль о том, что насилие похоже на заразную болезнь, которая распространяется даже на тех, кто просто его наблюдает, и это распространение практически невозможно остановить, потому что в попытках это сделать каждый все равно пытается оставить за собой право на последнее слово и последнее действие. Выстраивая коммуникацию и отношения между собой таким образом, люди порождают насилие, агрессию и нелюбовь.

В фильме Андрея Звягинцева нелюбовь «заразна», она передается от супруга к супруге, от родителя к детям, от семьи к семье. Чтобы противостоять этой нелюбви и не заразиться, нужен либо сильный иммунитет, либо карантин. Именно в такой «карантин» в фильме помещена мать главной героини: она живет где-то в отдаленном поселке, за высоким железным забором и без телефонной связи. В одной из наиболее сильных сцен фильма герои заходят к ней в дом почти как к чумному больному. Становится понятно, что она — не плохой человек, а неизлечимо больной.

Поиск выхода из ситуации нелюбви вовне, а не внутри себя ни к чему не приводит

Есть ли вообще выход из ситуации нелюбви? В фильме любая попытка отстоять свою правоту и оставить за собой последнее слово ведет к дальнейшей деградации отношений, любое общение приводит к скандалу и эскалации конфликта. При этом каждый из героев думает, что все произошло по ошибке и стечению обстоятельств, все еще есть шанс обрести новое счастье с новыми людьми, начать все правильно и заново. Но это не работает, и поиск выхода из ситуации нелюбви вовне, а не внутри себя, ни к чему не приводит.

Единственное светлое пятно в фильме — это волонтеры. Их прототипом стал поисковый отряд «Лиза Алерт». По мнению Вадима Радаева, этот сюжетный поворот никак не соотносится с темой любви, как можно было бы подумать: «Это история про функциональное, деятельное, без пустой болтовни, обобщенное добро, направленное на человека вообще, а не на конкретного мальчика». Не так важно, находят ли его. Важнее то, что с помощью волонтеров «заполняется» пространственная и душевная пустота.

Андрей Звягинцев часто использует в своих фильмах прием умолчания: мы точно не знаем, что произошло с героиней Елены Лядовой в «Левиафане», откуда вернулся отец в «Возвращении» и кого опознают главные герои «Нелюбви». Но благодаря этому приему зритель включается в историю и понимает, что эта боль может коснуться любого человека, в том числе и его самого.

Как отличить настоящую любовь от ненастоящей?

Вадим Радаев рассказал, что в ответ на запрос «что такое любовь» Яндекс находит 63 миллиона результатов — и это больше, чем о добре или красоте (у которых всего по 50 миллионов результатов). Когда мы начинаем рассуждать о любви, легко попасть в ловушку и немедленно скатиться в банальность. В фильме «Про любовь» Анна Меликян как раз пытается этого избежать и подойти к теме легко, играючи, не типизируя и не вдаваясь в рассуждения о «великой тайне». Она, в отличие от Звягинцева, приглашает самых известных и узнаваемых актеров и делает их персонажами странной, карнавальной Москвы, которая наполнена, возможно, той самой любовью.

Рената Литвинова, играющая в фильме роль психолога, читает лекцию, в которой пытается объяснить любовь с «научной» точки зрения, говоря о гормонах и изучении мозговой активности. «На мой взгляд, это пародия на нейронауку и науку в целом», — отметил Вадим Радаев. Когда психолог начинает задавать вопросы слушателям лекции, именно от них мы можем услышать все стереотипные определения любви. Одновременно с этим сам по себе фильм Меликян предлагает зрителю «неклассические» виды любви, которая приходит к героям в разных обличиях, и иногда ее даже трудно узнать.

В каждой из новелл фильма мы видим разную любовь: это любовь как фантазия (новелла о косплейщиках), любовь как взаимопонимание (новелла про японцев), любовь как жертва (новелла с Юлией Снегирь и Владимиром Машковым, которая порождает вопрос, а любовь ли это вообще, или же просто циничный расчет с одной стороны и извращение с другой), любовь как вдохновение (новелла с Евгением Цыгановым) и любовь как мания (новелла с Ренатой Литвиновой и Михаилом Ефремовым).

Оказывается, что, когда человека просят подумать о любви, он рассказывает о чем-то идеальном, чистом и романтическом, однако в жизни она принимает самые разные формы, не всегда симпатичные и по большей части совсем не романтические, и тогда возникает вопрос, а любовь ли это вообще. «Ответ, на мой взгляд, дается в фильме «Аритмия» и заключается в том, что любовь, если она есть — это какая-то штука, требующая условий. Это некая возможность, которую нужно реализовать, состояние, которое нужно как-то специально сохранить, нечто органическое, как оранжерейный цветок, которые гибнет на морозе», — подытожил Вадим Радаев.

Нелюбовь как общий знаменатель

Профессор департамента политической науки ВШЭ Сергей Медведев заметил, что два фильма, настолько непохожих и противоположных и по содержанию, и по настроению, и по языку, все же легко можно сравнить и проанализировать, потому что оба фильма — это квесты по поиску любви, которую не находят. В обоих картинах есть довольно откровенные для современного кино эротические сцены, при этом демонстрирующие отсутствие подлинной любви, причем у Звягинцева они очень физиологичны и отвратительны, а у Меликян — поверхностны и гламурны. И в том, и в другом фильме мы видим разрыв коммуникации, и чтобы показать это визуальными средствами, Анна Меликян использует полиэкраны.

Пространство фильма Звягинцева — это пространство тоски, царство мертвых

Но есть и различия. Они проявляются прежде всего в двух разных образах Москвы, показанных в фильмах: Меликян — это Москва «хипстерского урбанизма» с «Красным Октябрем», Стрелкой, Сити, Бутиковским переулком и городскими фестивалями. Это легкое пространство, в котором все политические и социальные контексты вынесены за скобки. «В этих придуманных пространствах живут придуманные люди», — считает Сергей Медведев. То, что бросается в глаза во всех новеллах — фундаментальный инфантилизм всех персонажей, которые не готовы к жизни, ответственности, созданию семьи или рождению детей. Все они «мечутся» в поисках любви в пространстве суррогатов: тренингов, масок, косплея и пластической хирургии. В результате мы видим любовь как игру, непрерывный карнавал, максимально отдаленный от реальности.

Пространство фильма Звягинцева — это пространство тоски, царство мертвых, которое в «Нелюбви» воспроизводится на примере московского района Тушино и более мелких локаций: темные ночные квартиры, школа, православный офис, поданный в пародийном ключе, салон красоты, подземные паркинги и торговые центры, которые Звягинцев показывает как пространства тотальной онтологической пустоты. Пространственная и метафизическая пустота перетекают друг в друга, а в конце концов это приводит героев в два главных пространства: заброшенный дом культуры и морг. По словам Сергея Медведева, для него фильм «Нелюбовь» построен по принципу воронки: пропавший мальчик «открывает» черную дыру, которая разрастается, и постепенно в нее проваливается все.


Виталий Куренной, руководитель Школы культурологии ВШЭ/ Фото: Дарья Асатурян, стажер-исследователь ЛЭСИ

«Пора поговорить про любовь»

Поговорить о многообразии видов любви предложил участникам семинара руководитель Школы культурологии ВШЭ Виталий Куренной. В качестве теоретической основы для своего выступления он использовал диалог Платона «Пир» — главный трактат о любви в европейской цивилизации.

В «Пире» Диотима говорит о том, что всякое стремление к благу и счастью — это стремление к любви, и каждый, кто стремится к благу, практикует определенного рода любовь. Она чрезвычайно многообразна, и мы не можем называть что-то ненастоящей или неправильной любовью. В то же время, некоторые формы любви более прекрасны, чем другие. Конечно, мать главной героини в фильме Звягинцева любит свою дочь, но по-своему, очень особенным способом. Настоящую нелюбовь найти и изобразить трудно, потому что антитеза любви — это ненависть. Философы описывают любовь и ненависть как симметричные вещи, и любовь действительно моментально может превратиться в ненависть, как и показано в фильме, но при этом она не становится нелюбовью.

Платон в диалоге говорит, что мир полон любви. Сначала участники «Пира» думают, что Эрот – один, но постепенно он начинает «множиться». Самое простое разделение, которое существует в европейской теории любви — это Афродита Пандемос и Афродита Урания, любовь телесная и божественная. И в обоих фильмах можно найти примеры и той, и другой любви.

Еще одно разделение, которое является наиболее фундаментальным, приводит философ Дитрих фон Хильдебрант с поправкой на христианскую концепцию. Он выделяет два главных типа любви. Первый тип — intentio unionis или желание быть вместе, поиск своей «половинки». Второй — intentio benevolentiae или желание блага другому, и в чистом виде примера такой любви мы не встречаем ни в фильме Звягинцева, ни в фильме Меликян, но наиболее точно этой модели соответствует история японской пары из фильма «Про любовь». Японская девушка заворожена любовью к культуре, к нравам и обычаям России, она готова выбрать любого мужчину, который принадлежит к этой культуре. Молодой японец, который для того, чтобы быть с ней, изучает русский язык и интересуется культурой чужой страны, совершает движение вверх, и это идеал любви по Платону. «То есть ваша любовь должна способствовать вашей успеваемости в университете», — обратился к присутствующим на семинаре студентам Виталий Куренной.

Любовь, как и ненависть — это акт предельной индивидуации, то, что выделяет человека и делает его особенным и уникальным

На одном из прошедших киносеминаров, посвященном «Шоу Трумана», обсуждался вопрос о том, возможно ли уйти от социальной роли. Новелла из фильма «Про любовь», рассказывающая о косплейщиках, позволяет порассуждать об этом. «Мы думаем, что, полюбив, можем снять с себя все социальные роли и соединиться с любимым человеком. Но на самом деле это не так. В современной культуре любовь — это чрезвычайно сложная конструкция», — уверен Виталий Куренной. В новелле герои ведут себя определенным образом, и все получается, пока они прикладывают усилия, играя роли, и все разрушается, когда они перестают это делать.

Философия Андрея Звягинцева своеобразна: все живое и физиологическое он показывает в фильме так, что оно вызывает у зрителя отвращение. У этой позиции есть философская классификация, которую придумал Эрих Фромм. В своей книге «Адольф Гитлер как клинический случай некрофилии» он описывает экзистенциальное неприятие всего биологического и восприятие его как грязного, требующего очищения. В фильме Звягинцева отчетливо видна именно такая позиция. Интересно, что на нее сейчас есть запрос в обществе.

В финале своего выступления Виталий Куренной привел определение любви: «Любовь — исторически контингентный акт высшей индивидуализации посредством установления отношения благоволительной исключительности к объекту любви, принимающий его в бытийной полноте и соединенный с представление о единстве жизни». По его мнению, принципиальным является то, что любовь, как и ненависть — это акт предельной индивидуации, то, что выделяет человека и делает его особенным и уникальным. В откровении Иоанна Богослова говорится: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Нелюбовь — это и есть то самое состояние теплоты. Одна из самых страшных сцен в фильме Звягинцева — ссора родителей, которые ненавидят друг друга, а мальчик, который стоит за дверью и все слышит, уже совершенно их не интересует, они не выделяют и не индивидуируют его. Именно в этой сцене показана не ненависть или злость, а нелюбовь.

Вам также может быть интересно:

Реновация: чем опыт Парижа может быть полезен Москве

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ подготовила документальный фильм о реновации Парижа. О том, как социальные и градостроительные проекты меняют большой город, в нем рассказывают представители власти, архитекторы и жители парижской периферии. Открытый показ фильма состоится 21 декабря в «Шухов Лаб».

На рождественском киносеминаре попытались понять советское общество

Советский Союз распался 25 лет назад. Возможно, одной из причин его разрушения было само советское общество, которое мы до сих пор не смогли понять до конца. Разобраться в нем на материалах картины Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982 год) пытались на ежегодном рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.

В Вышке пройдут Дни научного кино ФАНК

11 ноября в Вышке в рамках фестиваля ФАНК начнутся Дни научного кино. Вместе с гостями фестиваля самые актуальные научные фильмы посмотрят ученые ВШЭ, которые затем примут участие в обсуждении увиденного.

Вышка примет участие в Международном фестивале кино о науке и технологиях 360°

20–30 октября в Москве пройдет VI Международный фестиваль о науке и технологиях 360°. Фестивальную программу составляет исключительно  документальное кино, связанное с наукой, технологиями и новыми идеями о мире и обществе. Вышка уже неоднократно становилась партнером фестиваля, проводя серии лекций и дискуссий в рамках кинопоказов. И шестой по счету фестиваль не станет исключением.

Вышка приглашает на фестиваль этнокино

27 сентября в Музее Москвы начинается VI Международный кинофестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино». Почему на этот фестиваль стоит идти не только специалистам и на что обратить внимание в программе — рассказываем в нашем гиде.

День Вышки в парке Горького: чем заняться любителям кино

В современном мире кино — это развлечение, по крайней мере мы привыкли воспринимать его таковым. Но 8 сентября на празднике «День Вышки» на кино можно будет посмотреть научным взглядом. В «Профессорском лектории» выступят философы и культурологи из Высшей школы экономики, которые будут говорить о кино, и тезисы их лекций помогут слушателям выстоять в любых столкновениях с понятием «современная массовая культура».

Вышка приглашает посмотреть «Игру на понижение» вместе с экономистами

В преддверии объявления лауреатов премии «Оскар» Высшая школа экономики проводит спецпоказ одного из номинантов этого года — фильма «Игра на понижение». Он посвящен мировому экономическому кризису 2008 года, поэтому перед показом пройдет дискуссия с учеными-экономистами из ВШЭ, которые представят свой взгляд на те события.

Кинематограф разрушает Москву, чтобы она развивалась

В Музее Москвы в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» профессор факультета гуманитарных наук Школы культорологии НИУ ВШЭ Ян Левченко рассказал, как кинематограф на протяжении XX столетия менял облик столицы, навязывая (вменяя) городу различные, порой неожиданные роли.

«Весь ужас жизни в том, что мечты сбываются»

Герой фильма «Шоу Трумана», снятого в конце 90-х годов, пытался сбежать из выдуманного телевидением мира. Почему же сейчас многие люди стремятся попасть в этот мир и выставить свою непримечательную жизнь напоказ? Ответ на этот вопрос пытались найти Вадим Радаев, Сергей Медведев и Виталий Куренной на очередном Рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ.

В Вышке показали Мандельштама

В рамках цикла мероприятий «Мандельштамовские дни в ВШЭ», которые будут идти в университете в течение всего следующего года, в Вышке показали документальный фильм Ромы Либерова «Сохрани мою речь навсегда». Он посвящен Осипу Мандельштаму и приурочен к 125-летию поэта. Показ был организован Школой филологии НИУ ВШЭ и открывшимся при ней в этом году Мандельштамовским центром. После просмотра режиссер рассказал, почему Мандельштам был показан в виде куклы, как выбирались места для съемок и почему кино нужно смотреть только в кинотеатре.