• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О токаре Васе, Бараке Обаме и семантических технологиях

7 октября ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в круглом столе на тему «Партнерство науки и бизнеса: путь к модернизации», состоявшемся в РИА Новости. В ходе дискуссии были подведены итоги конкурса по инновационным проектам, которые призваны наладить кооперацию вузов и промышленных предприятий России.

Видеозапись круглого стола 'Партнерство науки и бизнеса: путь к модернизации' Видеозапись круглого стола «Партнерство науки и бизнеса: путь к модернизации»

О том, что вузам и предприятиям следует объединить усилия для создания и продвижения научных разработок, говорится уже давно. Однако, по словам директора Департамента стратегического развития Минобрнауки РФ Игоря Реморенко, реальные проекты такого сотрудничества появились у министерства только сейчас. Они входят в комплексную программу антикризисных мер правительства, цель которой — дать ответ на вызовы постиндустриальной экономики.

Для первого проекта месяц назад уже были отобраны вузы, развивающие собственную инновационную инфраструктуру, — в течение следующих трех лет на это будет выделяться финансирование в размере 8 млрд. рублей. Второй проект, по кооперации инновационных предприятий и вузов, еще более весомый — на его нужды за три года будет потрачено уже 18 млрд. рублей. 4 октября из 500 инновационных проектов участников конкурса были определены 57 победителей. В их число, как и в первом случае, вошли ГУ-ВШЭ и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», ректор которого Дмитрий Ливанов также участвовал в работе круглого стола.

Как отметил Ярослав Кузьминов, экономический провал России в 1990-х годах был обусловлен потерей связи между образованием и фундаментальной наукой. Сейчас необходимо восстановить эту связь в той форме, в какой она существует во всем мире: фундаментальная наука — прикладная наука — опытное производство — коммерциализация результатов. Для этого государство будет субсидировать коммерческие фирмы, готовые перенести часть своих разработок на платформу университетов с привлекательным для них научно-аналитическим потенциалом. Пока трудно сказать, в какой степени можно рассчитывать на конечный экономический успех каждого из этих проектов, но если хотя бы треть оправдает ожидания, это уже хороший результат.

Ректор ГУ-ВШЭ также подчеркнул, что далеко не все из компаний-участников имеют большой оборот. Примерно треть можно отнести к средним предприятиям, и это очень важно, ведь еще одна болезнь российской экономики — «подавленное» состояние среднего бизнеса и малые возможности расширения его деятельности. Таким образом, конкурс — это еще и попытка создания инновационных перспектив для таких предприятий.

Глупее собаки

«Ребенок, который видел вывеску "Аптека", может найти точно такую же аптеку в другом районе своего города, но понять, что там продается и зачем нужно это здание, он не в состоянии», — так начал свое выступление первый заместитель гендиректора ЗАО «Авиакомп Сервисез» Олег Ена. Оказывается, с компьютерами дело обстоит так же — сегодня Интернет производит огромное количество информации, но машина не может ее «прочитать». Максимум, на что способен искусственный интеллект, — понимать последовательность одинаковых букв и находить эти последовательности в разных текстах.

«На самом деле, у массовых информационных технологий уровень интеллекта собаки и даже ниже», — заметил Ярослав Кузьминов. «Именно поэтому, — продолжил Олег Ена, — программно-аппаратные комплексы для анализа информации становятся все более востребованными». Их разработка и станет совместным проектом ГУ-ВШЭ и ЗАО «Авиакомп Сервисез», единственной компании, которая представляет Россию на конференции «Семантические технологии» (она ежегодно проводится в США с участием тысяч представителей крупных инновационных технологических компаний).

Руководители компаний сейчас остро нуждаются в средствах эффективного анализа информации, они должны понимать состояние своего предприятия, соизмерять его с деятельностью конкурентов и общим развитием отрасли. Причем эта оценка должна быть связана не только с сугубо экономическими показателями, но и с различного рода факторами внешней информационной среды: это и социальные аспекты, и законодательные, и особенности регионов, поведение конкурентов и прочее. А для этого нужен компьютер, который смог бы читать тексты с использованием современных методических разработок и экономической теории.

На Западе в последние годы подобные исследования принимают масштабный характер. Microsoft приобретает компанию Powerset, которая изначально занималась семантикой, Google и HP создают специальные семантические подразделения, в рамках международной программы объемы финансирования составляют около 90 миллионов евро за один конкурс. В России таких бизнес-приложений пока нет — стандарты и методические правила, по которым работает отрасль, еще не успели сформироваться. Кроме того, на Западе исследовательские программы и проекты финансируются значительно лучше.

В рамках проекта с ГУ-ВШЭ планируется создать программно-аппаратные комплексы, которые будут использовать недорогое серверное оборудование. Предприятия смогут подключать его к Интернету и в круглосуточном режиме мониторить десятки миллионов информационных источников, так можно будет обеспечить получение качественных индикаторов, необходимых для принятия решений по улучшению своей деятельности.

Найти персону

Но все-таки в чем тут инновация? Тем более, если на Западе занимаются тем же? Да, сейчас семантические технологии являются трендом, и многие компании пытаются заявить о себе в этом сегменте. Но, как объяснил Олег Ена, можно использовать разные подходы. В «Авиакомп Сервисез» есть штат профессиональных лингвистов. При разработке программных средств необходимо сначала определить модель предметной области — какие объекты нужно будет выделить и какие между ними отношения. После того, как определяется набор объектных отношений, на каждый тип объекта и каждый тип отношения лингвисты разрабатывают примерно 500 правил — как они будут представлены в русском языке.

Например, в фразе «Вася — токарь» содержится очень много информации. Программные средства позволяют определить, что речь идет об объекте типа «персона», его зовут Вася, он где-то работает, занимает позицию токаря. В дальнейшем, обрабатывая большое количество документов и правильно выполняя эту формализацию, можно получить базы знаний, которые содержат связанную информацию по интересующему нас профилю деятельности.

Часто компании-разработчики вместо этого создают огромные словари и просто «вбивают» туда данные обо всех известных персонах. Если в тексте встречается конструкция «Барак Обама», считается, что удалось найти персону, используя семантические технологии. Но это не работает в случае новых информационных поводов, когда появляется какая-то новая персона, организация или событие. А технология с использованием лингвистических правил срабатывает всегда. К примеру, когда во всех газетных заголовках вдруг возникает имя Литвиненко, о котором до этого никто не знал — программа сообщает, что эта персона является главным информационным поводом дня.

На самом деле, как добавил Ярослав Кузьминов, нельзя просто «пересадить» чужие технологии на российскую почву. Компании на Западе работают с другой средой. Это абсолютно другие реалии, другие институты, другие логические последствия тех или иных словесных конструкций. Поэтому программное обеспечение, которое будет предлагаться через 3-4 года на Западе, не будет востребовано в России.

Сделано маркетологами

По мнению Ярослава Кузьминова, недостаток министерского проекта по поддержке кооперации инновационных предприятий и вузов заключается в том, что социальные технологии (экономические, HR, маркетинговые, рекламные, правовые, психологические) оказались практически исключенными из сферы господдержки. Только три проекта в конкурсе выиграли нетехнологические вузы: два — ГУ-ВШЭ и один — Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова.

Между тем, именно социальные технологии дают большую часть добавленной стоимости в экономике. Если взять iPhone стоимостью 300 долларов, 20–25 из них — это цена «железа», 75–80 — патенты и инженерные работы, оставшаяся часть «создана» маркетологами и финансовыми специалистами. И поскольку эта тенденция расширяется, строить программу модернизации России, оставляя социальные технологии в стороне, будет неразумно. Подводя итог, ректор ГУ-ВШЭ предложил Минобрнауки: на следующем этапе конкурса обратить особое внимание на социально-экономические инновационные проекты.

Экономисты работают со статистикой, но часто статистическая информация недостоверна даже более, чем социологический опрос, в котором ложные ответы корректируются ответами других респондентов в выборке. Кроме того, сейчас проведение соцопросов или фокус-групп становится неоправданно дорогим для организации. В течение ближайших 15 лет большая часть информации будет черпаться из Интернета: начиная с твиттер-сообщений и заканчивая блогами, внутренними документами и прочим. «Как руководитель большой организации я могу сказать, что анализ внутренних документов и переписки сотрудников дает гораздо больше, чем организованный сбор данных с подразделений», — добавил Ярослав Кузьминов.

Часто считается, что инвестиционные решения принимаются на основе только лишь знаний из учебников по финансовому анализу. Однако в 90% случаев базовые финансовые показатели являются лишь бэкграундом, некоторыми ограничивающими условиями. А непосредственно подталкивают руководителей к принятию того или иного решения сигналы, связанные с получением информации о том или ином шаге конкурентов, о настроениях группы потребителей…

С компанией «Авиакомп Сервисез» Высшая школа экономики планирует создать сеть такого рода маркеров. Это помогло бы обновить и экономическую теорию, и социологию, и науку менеджмента в отношении реальных механизмов принятия решений. Реализовывать проект будут две группы. В первую войдут ученые-экономисты, социологи, юристы, менеджеры, психологи, которые будут создавать эту самую сеть. В каждом секторе будет опытный лидер, исследователь, который ведет полевые проекты с предприятиями, и команда студентов или аспирантов, которые будут проводить опросы и углубленные интервью на предприятиях. По примерным оценкам, на одного человека с опытом должно быть три таких студента. И вторая группа — собственно программисты, которые учатся на факультете бизнес-информатики ГУ-ВШЭ.

И это в полной мере соответствует задаче проекта по кооперации инновационных предприятий и вузов, о которой сказал Игорь Реморенко, — чтобы больше молодых людей выбирали фундаментальные, практикоориентированные исследования. Таких ребят не найдешь в НИИ — они учатся в вузах.

Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В столице появится инновационный суперкластер

26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.

Профессор Школы бизнес-информатики ВШЭ представил инновационные разработки на форуме в Сколково

В рамках седьмого Московского международного форума «Открытые инновации», состоявшегося 15–17 октября в Сколково, прошла выставка, на которой результаты своих научно-исследовательских работ демонстрировали представители научных институтов, малых предприятий и ведущих вузов, в том числе НИУ ВШЭ.

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.

В Вышке заработал инновационный центр SAP для студентов

В Вышке на базе Школы бизнес-информатики в Москве и факультета информатики, математики и компьютерных наук в Нижнем Новгороде начали работать центры инноваций SAP Next-Gen Lab, которые объединены в сеть с аналогичным центром Мюнстерского университета (Германия), сотрудничающего с НИУ ВШЭ с 2005 года.

Как Россия выглядит в мировом рейтинге инноваций

Россия улучшила свои позиции в Глобальном инновационном индексе. Но до лидерства ей еще далеко.

Где готовят менеджеров для науки: магистерская программа ИСИЭЗ

18 апреля на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ пройдет день открытых дверей. Почему на эту программу стоит пойти тем, кто хочет научиться коммерциализовывать научные изобретения, и как филологи учатся здесь вместе с математиками, рассказывают студенты.

Как инновации из состава преступления превратились в формулу успеха

Сегодня мы возлагаем на инновации большие надежды, связывая с ними улучшение благосостояния и ускорение экономического роста. Однако восприятие инноваций в обществе не всегда было положительным. Какие соображения существовали по их поводу в былые века? И что современный человек имеет в виду, используя слово «инновация»? Об этом в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал в своей лекции доцент ИСИЭЗ ВШЭ Константин Фурсов.

6 причин изучать управление наукой, технологиями и инновациями в Вышке

В этом году англоязычная магистерская программа «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» проводит второй набор студентов. Студенты этой программы научатся эффективно управлять технологиями и инновациями на всех этапах — от их зарождения до реализации, и на разных уровнях — корпоративном, региональном, национальном и международном. Очевидно, что это направление чрезвычайно перспективно. Но это не единственная причина поступить на программу.

Чиновники из Вьетнама изучили в Вышке тонкости внедрения инноваций

Представители Министерства науки и технологий Вьетнама прошли обучение в Институте статистических исследований и экономики знаний ВШЭ по образовательной программе для государственных управленцев топ-уровня в сфере науки, технологий и инноваций.

Тенденции развития инноваций и изучения будущего

Вышел первый номер журнала ВШЭ «Форсайт» за 2014 год. Все его материалы объединяет тематика взаимодействия, обмена, трансфера, интеграции — как в исследованиях в сфере науки, технологий и инноваций, так и в изучении будущего.