• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Национальная идея страны — захват чужих рынков»

3 февраля в Высшей школе экономики состоялся круглый стол «Бизнес-ассоциации и их роль в процессах модернизации в России».

В ходе круглого стола обсуждались изменения в отношениях предпринимательских объединений с государством и с предприятиями, роль ассоциаций в поддержании диалога между бизнесом и властью. Были также представлены результаты специального исследования бизнес-ассоциаций, проведенного Институтом анализа предприятий и рынков ВШЭ.

Бизнес-ассоциации многими воспринимаются только как организации, лоббирующие интересы определенных компаний в органах государственной власти. Однако это далеко не единственная их функция. Опыт и развитых, и развивающихся стран показывает, что в условиях кризиса бизнес-ассоциации могут выполнять достаточно важные функции: защищать рынки от серьезных провалов, обеспечивать принятие решений по защите прав собственников, улучшению инфраструктуры, повышению эффективности госаппарата. Одновременно они могут предоставлять участникам рынка организационные, консалтинговые, правовые и некоторые другие услуги.

Андрей Яковлев
Андрей Яковлев
В российские ассоциации, как показали результаты исследования, проведенного Институтом анализа предприятий и рынков ВШЭ, входят более активные компании, которые чаще занимаются инновациями, отличаются более высоким качеством менеджмента и которые столкнулись с барьерами и проблемами при ведении бизнеса. Именно поэтому у них больше стимулов для того, чтобы пытаться превентивно влиять на ситуацию. По словам Андрея Яковлева, проректора ВШЭ, директора Института анализа предприятий и рынков, наряду с ведущими ассоциациями, такими как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), «Опора России», «Деловая Россия», в последние годы сложилась сеть отраслевых и региональных ассоциаций. Но, к сожалению, государство не использует в должной степени их потенциал. Данные исследования показывают, что в той или иной степени возможности взаимодействия с ассоциациями используются на региональном уровне. Но на федеральном уровне картина иная.

Одной из проблем в связи с этим, по мнению исполнительного директора Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Виктора Климова, является то, что власти не учитывают роль бизнес-ассоциаций в консолидации малого, среднего и крупного бизнеса, науки и государства. Это очень важная для развития экономики функция. В «Опоре России» созданы комитеты и комиссии, которые работают по общим предпринимательским проблемам — имущественным, налоговым, а также по проблемам отдельных отраслей. Представители организации участвуют в правительственных комиссиях, прежде всего в комиссии по развитию малого предпринимательства, по административной реформе. Но деятельность бизнес-ассоциаций в России, по утверждению Виктора Климова, недостаточно регламентирована: предприниматели могут участвовать в разных процессах, однако эта работа необязательна, как не обязательны и принимаемые совещательными органами решения. Отсюда предложение: представители бизнес-объединений должны включаться с правом голоса в комиссии, которые полномочны что-то решать.

Эту же тему затронул и президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его словам, во многих странах ни одно ведомственное решение не принимается без согласования с бизнесом. Для этого используются разные механизмы. Один из них — аккредитация отраслевых бизнес-сообществ при органах власти. В России, кстати, такой опыт успешно применяет Министерство сельского хозяйства. По мнению Злочевского, взаимодействие бизнеса и власти привело к продуманным государственным решениям, в том числе введению системы государственных зерновых интервенций и политики таможенных тарифов.

Согласование государственной политики в разных отраслях с бизнес-ассоциациями слишком жесткой схемой назвал Артем Шадрин, старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, заместитель директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития России. Государство, по его мнению, сегодня и так делает много шагов навстречу бизнесу. К примеру, с сентября 2010 года в Минэкономразвития активно действует (при участии бизнес-сообщества) департамент по экспертизе всех ведомственных приказов и проектов и их возможному негативному влиянию на экономику.

Аркадий Злочевский
Аркадий Злочевский
Разные подходы на круглом столе проявились и по вопросу аккредитации бизнес-ассоциаций при ведомствах. В условиях большого количества предпринимательских сообществ государство может начать «выбирать» организации для участия в формировании госполитики. По мнению Аркадия Злочевского, это опасная тенденция: власть будет «прикармливать» бизнес-ассоциации и принимать выгодные самой власти решения. Чтобы избежать этого, нужно создать такую систему, когда в «профильную» ассоциацию автоматически входят компании, работающие на рынке. Более того, экспертная, аналитическая работа, которой занимается ассоциация, должна государством финансироваться. Такой подход Андрей Яковлев назвал провокационным, поскольку «обязательное членство ставится компаниями под сомнение из-за боязни, что союз сразу попадет под чиновничий контроль».

Одним из ключевых стал вопрос, обозначенный в названии круглого стола — роль бизнес-ассоциаций в процессах модернизации в России. По мнению президента некоммерческого партнерства «Руссофт» Валентина Макарова, ассоциации могут и должны играть особую роль при выводе на внешние рынки российской продукции. А для этого она (продукция) должна быть конкурентоспособной.

Государство должно поддерживать маркетинг, тем более что подобная деятельность, не являясь субсидированием, не запрещена Всемирной торговой организацией (ВТО), куда мы так стремимся. Бизнес-ассоциации должны работать в тесной связке с торговыми представительствами России за рубежом. Пока такие контакты не получили всеобщего распространения. Более того, некоторые чиновники не только не поддерживают российские компании, но и выступают с безосновательной критикой качества их продукции, заявляя, например, что наше экспортируемое зерно невысокого качества. Во всем мире так: государство создает общие условия, чтобы бизнес развивался, вырабатывает инструменты для того, чтобы продвигать свои продукты за рубежом. Страны занимаются продвижением своих компаний за рубежом. Вообще, по утверждению Валентина Макарова, «национальная идея любой страны — это захват чужих рынков».

Виктор Климов сообщил, что для «Опоры России» принципиально важным направлением работы являются исследования, развитие технологий. Однако инновации, развитие инфраструктуры должны подкрепляться нормативным регулированием, созданием спроса на инновации. Исследования в этой сфере, изучение международного опыта показали, что как раз с этих вопросов и стоит начинать. И бизнес-ассоциации в этот процесс могут внести существенный вклад. Такое же важное значение, как развитие инфраструктуры, имеют повышение эффективности науки.

Еще одно направление, немаловажное для развития экономики, где бизнес-ассоциации могут совместно с государственными структурами влиять на процессы — это миграционная политика. «К сожалению, в России пока кроме квот, разрешений и ограничений нет других инструментов, которые были бы направлены на привлечение квалифицированной рабочей силы, предпринимателей, людей, которые могли бы создавать что-то новое», — посетовал Климов. И малый бизнес первым страдает от недостатка кадров, поскольку не может конкурировать с крупными компаниями. Поэтому миграционная политика во всех ее форматах должна бы стать одной из приоритетных во взаимодействии бизнеса и власти.

Артем Шадрин напомнил участникам круглого стола, что в России начался процесс формирования технологических платформ и кластеров. На этих площадках бизнес-ассоциации могут выступать как партнеры в создании инноваций. Не стоит забывать и о возможном участии предпринимательства в разработке профессиональных стандартов по подготовке кадров. Чиновник призвал к совместной публичной оценке ведомственных программ, чтобы уберечь государство с помощью конструктивной критики от неэффективных решений в экономической и социальной политике.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

ВШЭ организует курсы по предпринимательству для всех желающих старше 50

Вводное занятие из цикла «Бизнес для всех» состоится 31 мая в рамках Московской недели предпринимательства. Занятия запланированы в течение всего лета.

Программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» открывается в Вышке

До 10 апреля включительно в Высшей школе экономики продолжается прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство». Обучение начнется 20 апреля.

Портрет социального предпринимателя

Социальное предпринимательство в России стало привычной практикой, в которой, впрочем, остаются свои особенности и проблемы. Социологи НИУ ВШЭ совместно с исследовательской группой ЦИРКОН и Social Business Group изучили их и представили в докладе коллективный портрет социальных предпринимателей. Один из авторов работы, Иван Климов, прокомментировал IQ.HSE результаты исследования.

ВШЭ заняла 6 место в новом рейтинге предпринимательских университетов АЦ «Эксперт»

В публикуемом впервые аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 38 вузов России, из них 16 – участники Проекта 5-100. ВШЭ занимает 6 место среди российских вузов и 2 место после МФТИ среди участников Проекта 5-100.

Нижегородская Вышка поможет ИПФ РАН коммерциализировать разработки

Центр предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород начал сотрудничество с Институтом прикладной физики РАН в области коммерциализации научных разработок. Центр будет помогать ученым ИПФ РАН  продвигать их проекты на рынке.

Каким бизнесом занимаются выпускники Вышки

Центр по работе с выпускниками обнародовал исследование, которое дает возможность проследить предпринимательскую деятельность выпускников. Исследование будет продолжаться, стать его участником может каждый выпускник Вышки, имеющий собственный бизнес.

Как гику стать предпринимателем: советы основателя Uber

Основатель и CEO компании Uber Трэвис Каланик на встрече со студентами Вышки рассказал о том, какими качествами должен обладать успешный предприниматель и почему в бизнесе есть место волшебству.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

«Не надо стесняться признавать, что мы кое-чего пока не умеем»

Если ты можешь объяснить, почему твой проект будет успешным, инвестиции твоему бизнесу обеспечены в любых условиях. В рубрике «Конструктор успеха» выпускник Вышки, председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик рассказывает, как делать бизнес на продлении жизни, что такое правильное импортозамещение и чем государство может помочь предпринимателям.

Выпускник ВШЭ стал предпринимателем года в России

Победителем российского национального этапа международного конкурса «Предприниматель года 2014» стал выпускник бакалавриата ВШЭ (факультет экономики) Алексей Репик — президент «Деловой России», председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм».