• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление инновационными проектами в Израиле

24 мая в Высшей школе экономики прошел семинар, организованный совместно кафедрой управления проектами ВШЭ и Культурным центром при Посольстве Израиля. Семинар был посвящен управлению проектами в Израиле в соответствии с 7-й Рамочной программой ЕС.

Докладчик, Анна Пелливерт, руководитель отдела образовательных программ Культурного Центра при Посольстве Израиля, рассказала о своем опыте управления инновационными проектами в высокотехнологичной и образовательной сфере.

За более чем 60 лет существования государства Израиль, в стране была создана успешно работающая инновационная система позволившая сформировать условия для создания и успешной коммерциализации инноваций. На сегодняшний день Израиль занимает первое место в мире по инвестициям в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — 4,86% от ВВП и второе место в мире, после США, по количеству компаний, вышедших на NASDAQ. Большое преимущество инновационным компаниям Израиля предоставила возможность участия в различных международных программах поддержки НИОКР, и в частности в 7-ой Рамочной программе ЕС, по мнению А.Пелливерт, «главного инструмента финансирования технологического прогресса в Европе».

Израиль не входит в ЕС, однако является ассоциированной страной участвующей в 7-й Рамочной программе ЕС с 1984 года. Это позволило реализовать 677 проектов с Израильским участием (с 2007 года по настоящее время).

Иллюстрируя свой опыт управления инновационными проектами, А.Пелливерт, представила методологию управления проектами, адаптированную для участия в 7-й Рамочной программе. Она рассказала на семинаре об аспектах, связанных с обязательной классификацией проектов (capability и integrated projects) по критериям размера бюджета, длительности сроков, количеству принимающих участие в реализации проектов партнеров; а также о стадиях управления проектами (планирование проекта и управление проектом после подписания контракта). «Стадии работы состоят из двух укрупненных этапов, — отметила, в частности, она. — Это планирование проекта, которое занимает 3-4 месяца — подача и составление тендерной заявки, и реализация, осуществляемая уже после того, как подписан контракт с ЕС». Важным моментом является то, что предпочтение в выборе заявок отдается не тем проектам, у которых меньше бюджет, а тем, которые в наибольшей степени удовлетворяют поставленным целям.

В своем выступлении Анна Пелливерт подробно остановилась на особенностях реализации проектов, в которых она сама принимала участие в качестве менеджера проектов. Среди них, к примеру, проект iDetect4ALL, цель которого заключалась в создании технологии оповещения и обнаружения вторжений в охраняемую зону стратегически важных объектов. Другой проект — INFRA — должен был обеспечить скоординированную работу всех видов спасательных служб в момент чрезвычайной ситуации. Еще один проект Анны Пелливерт (NANOYOU) был нацелен на привлечение молодых людей к реализации карьеры в области нано-технологий путем разработки методики преподавания нано-технологий в старшей школе и на базе музеев науки, а также создание сети пилотных школ.

Как объяснила А. Пелливерт, еще на стадии планирования этих проектов осуществлялось формирование основного пакета документации для предоставления тендерной заявки в экспертную комиссию 7-й Рамочной программы. В функции менеджера проекта входило определение того, отвечает ли имеющаяся у компании технология и возможность создания продукции на ее основе стратегическим требованиям 7-й рамочной программы ЕС, а также стратегическим направлениям развития НИОКР самой компании. Она же,  Анна Пелливерт, занималась разработкой инновационной концепции проекта, поиском партнеров, планированием бюджета и прочим.

Только после тщательной проверки тендерной заявки экспертной комиссией ЕС с выигравшей группой (консорциумом) заключался контракт и финансирование поступало на счет организации, координирующей проект. И лишь после подписания контракта начинался непосредственный процесс реализации проекта: создание инфраструктуры для совместной работы, координация работы партнеров, контроль использования финансовых ресурсов и анализ показателей работы.

Чем завершается подобный проект? Этот вопрос, отметила докладчица, часто обходится стороной, хотя это достаточно важная часть общей картины. «Завершение проекта, — сказала А. Пелливерт, — ознаменовано демонстрацией результата проекта с помощью проведения различных мероприятий, скажем, это может быть проведение непосредственной демонстрации работы оборудования, организация выставок, лекций, семинаров и прочего. Причем после завершения проекта результаты могут быть использованы не только компанией, но и в академической сфере, однако ЕС уже не контролирует этот процесс».

После выступления А. Пелливерт ответила на вопросы аудитории. В частности, особую заинтересованность слушателей вызвал вопрос по распределению бюджета и причинам возможного незапланированного прекращения проектов. Действительно, что происходит, например, когда налицо превышение бюджета, превышение сроков реализации, непреодолимые трудности с партнерами? «В ЕС предусмотрена специальная, четко разработанная процедура по замене партнеров и перераспределению бюджета, — ответила А.Пелливерт. — Если же компания выходит за рамки бюджета, то она продолжает работать на свои средства. Чтобы минимизировать риски возникновения подобных ситуаций, в ЕС существует отлаженная схема мониторинга и контроля за выполнением проекта, реализованная в системе промежуточной отчетности. Если аудитор выявил факт того, что проект не достиг своих целей, то либо прекращается финансирование проекта (что бывает крайне редко), либо производится «реорганизация» проекта: меняются цели, задачи, конфигурация работ, однако финансирование не добавляется. Подобные процедуры имеют место и широко используются, так как есть четкое понимание того, что инновационный проект предполагает высокую степень неопределенности, а значит — может не иметь того уровня успешности как проект неинновационный».

Завершая встречу, А. Пелливерт сказала: «Важно понимать: то, что вы учите, действительно пригодится вам в жизни, на практике. При условии, что вы попадете в правильное место». Также она выразила надежду, что однажды и Россия сможет участвовать в таком эффективном инструменте, способствующем коммерциализации научных результатов, как 7-я рамочная программа ЕС.

Анна Яковлева, старший преподаватель кафедры управления проектами ВШЭ, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Специалисты Вышки изучили открытость российских инноваций

В дни проведения международного форума «Открытые инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал «открытость» инноваций в стране, опираясь на данные опроса 545 предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.

В столице появится инновационный суперкластер

26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.

Профессор Школы бизнес-информатики ВШЭ представил инновационные разработки на форуме в Сколково

В рамках седьмого Московского международного форума «Открытые инновации», состоявшегося 15–17 октября в Сколково, прошла выставка, на которой результаты своих научно-исследовательских работ демонстрировали представители научных институтов, малых предприятий и ведущих вузов, в том числе НИУ ВШЭ.

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.

В Вышке заработал инновационный центр SAP для студентов

В Вышке на базе Школы бизнес-информатики в Москве и факультета информатики, математики и компьютерных наук в Нижнем Новгороде начали работать центры инноваций SAP Next-Gen Lab, которые объединены в сеть с аналогичным центром Мюнстерского университета (Германия), сотрудничающего с НИУ ВШЭ с 2005 года.

Как Россия выглядит в мировом рейтинге инноваций

Россия улучшила свои позиции в Глобальном инновационном индексе. Но до лидерства ей еще далеко.

Где готовят менеджеров для науки: магистерская программа ИСИЭЗ

18 апреля на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ пройдет день открытых дверей. Почему на эту программу стоит пойти тем, кто хочет научиться коммерциализовывать научные изобретения, и как филологи учатся здесь вместе с математиками, рассказывают студенты.

Михаил Зиниград: «Я очень боюсь, что в Израиле найдут нефть»

Израиль называют страной стартапов: в государстве с 8-миллионным населением молодых инновационных компаний сегодня около 5 тысяч. На открытой лекции в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, посвященной израильскому опыту коммерциализации научных разработок, ректор Ариэльского университета Михаил Зиниград рассказал о том, как Хаим Рабинович изобрел помидоры черри, что такое институт «главных ученых» в Израиле и сколько патентов в год покупает у его страны NASA.

Как монетизировать научные исследования: опыт Израиля

Около половины израильского экспорта составляет продукция высокотехнологичных компаний. Она же дает более 11% валового внутреннего продукта страны, и это самый высокий (наравне с США) показатель среди ведущих промышленных стран. 29 октября с открытой лекцией в Институте статистических исследований и экономики знаний ВШЭ выступит ректор Ариэльского университета Михаил Зиниград, который расскажет, каким образом израильтянам удалось достичь впечатляющих результатов в коммерциализации научных изысканий.

Как инновации из состава преступления превратились в формулу успеха

Сегодня мы возлагаем на инновации большие надежды, связывая с ними улучшение благосостояния и ускорение экономического роста. Однако восприятие инноваций в обществе не всегда было положительным. Какие соображения существовали по их поводу в былые века? И что современный человек имеет в виду, используя слово «инновация»? Об этом в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал в своей лекции доцент ИСИЭЗ ВШЭ Константин Фурсов.