• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препятствия в образовании: не в деньгах дело

20 сентября на совместном семинаре, организованном Институтом развития образования ВШЭ и экспертной группой «Новая школа», работающей над корректировкой Стратегии-2020, с докладом «Уроки рандомизированных экспериментов в образовании» выступил профессор Стэнфордского университета Эрик Бэттингер.

Исследования профессора Бэттингера, считающегося одним из наиболее авторитетных специалистов в сфере образовательной политики, в последнее время фокусируются на выявлении факторов, способствующих поступлению студентов в колледж и их дальнейшей успешной учебе. Предваряя свой доклад, Эрик Бэттингер  остановился на ключевых тенденциях, формирующих структуру американского студенчества. В частности, в последние десятилетия наблюдается устойчивый рост числа американцев, поступающих в колледжи. Вместе с тем сохраняется очень серьезный разрыв (25-30 процентов) в доле поступающих среди обеспеченных и малообеспеченных семей. Наконец, несмотря на увеличение числа студентов, доля тех, кто оканчивает колледж, остается практически неизменной. Два рандомизированных эксперимента, результаты которых профессор Бэттингер представлял на семинаре, и были направлены на апробацию механизмов, позволяющих поступать в колледж большему числу представителей малообеспеченных семей и стимулирующих студентов к завершению обучения.

Готовность поступать в колледж, а значит, инвестировать в обучение определенные материальные и временные ресурсы в значительной степени зависит от планируемой экономической отдачи от такого обучения: зачастую малообеспеченные американские семьи полагают, что затраты на обучение просто не окупятся в обозримом будущем. Исследования, проведенные в США, показывают, что многие семьи не имеют адекватного представления о стоимости обучения в колледжах. Отвечая на соответствующий вопрос, они называли суммы, в среднем в три раза превосходящие реальный уровень цен на обучение. Не стимулирует к поступлению и сложная процедура обращения за государственным финансированием обучения. Сроки подачи таких заявок мало кому удается соблюсти, а заполнение всех необходимых бумаг превращается в настоящее испытание. По словам Эрика Бэттингера, многие семьи, поняв, насколько формализован этот процесс, «бегут прочь».

Для проведения первого рандомизированного эксперимента команда профессора Бэттингера разбила выборку малообеспеченных семей на три однородные группы. Семьям из первой группы специалисты помогали заполнить формы обращения за государственной стипендией и предоставили информацию о размерах господдержки и стоимости обучения в ближайших колледжах (вся консультация занимала в среднем восемь минут). Семьям из второй группы была предоставлена только финансовая информация. А третья группа семей была контрольной и получила лишь самую общую информацию о системе американского высшего образования. Результаты исследования показали, что вероятность обращения и получения финансовой помощи и последующего поступления в колледж среди представителей первой группы существенно возросла, в то время как во второй группе не наблюдалось статистически значимых сдвигов по сравнению с контрольной группой. По мнению Эрика Бэттингера, полученные результаты позволяют утверждать, что упрощение процедуры подачи заявок на господдержку обучения и более широкое распространение информации о доступности обучения в колледжах может привлечь в них существенно большее число молодых людей из малообеспеченных семей.

Второй эксперимент, проведенный Эриком Бэттингером, касался предоставления коучей уже действующим студентам колледжей. Наставники помогали им организовать учебное время, выбирать учебные курсы, изучать нужную литературу и следили за выполнением данных ими рекомендаций. Исследователи хотели выяснить, какой эффект система коучинга оказывает на успеваемость студентов и вероятность завершения ими колледжа.

Этот эффект, измеряемый всего несколькими процентными пунктами (доля окончивших колледж среди студентов, прошедших коучинг, составила 35 процентов против 31 процента в контрольной группе) на первый взгляд кажется незначительным. Однако профессор Бэттингер обратил внимание на то, что этот 4-процентный рост все равно превышает отдачу от программ финансового стимулирования студентов. Ценность эксперимента с коучингом особенно важна, если учесть, что на дополнительную помощь студентам в последние годы тратится все больше средств, а финансирование учебных заведений в некоторых штатах все больше ставится в зависимость от доли студентов, заканчивающих всю программу обучения. При этом в некоторых колледжах складываются learning communities, объединяясь в которые, студенты «подталкивают» друг друга к более успешной учебе. Рандомизированные эксперименты свидетельствуют, что доля окончивших обучение среди таких студентов также превышает среднюю по колледжу.

Обосновывая необходимость проведения рандомизированных экспериментов, Эрик Бэттингер отметил, что они, в частности, позволяют сравнивать подобное с подобным, в то время как многие авторы грешат тем, что пытаются делать выводы, сопоставляя результаты наблюдений, основанных на совершенно разных выборках. Аналогичная проблема, по словам научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктора Болотова, существует и в российских исследованиях образования. «Для нас выделение одинаковых групп пока еще редкая методологическая культура, — считает он. — Понятие «контрольный класс» у нас часто носит формальный характер, под ним имеется в виду класс, над которым просто никаких действий не производилось, а одинаковые ли там по определенным характеристикам дети с классом, над которым действия производились, выносится за скобки. В этом смысле для меня была очень познавательна не только тематика, но и методика экспериментов профессора Бэттингера».

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, комментируя доклад, обратил внимание на принципиальную разницу предпосылок выбытия студентов из вузов в США и России. «Система образования в США характеризуется очень большим процентом добровольного ухода студентов из колледжей, — отметил ректор Вышки. — В то же время в России добровольный уход из учебных заведений практически отсутствует. Это демонстрирует совершенно разное отношение студентов к обучению в наших странах».

По мнению директора Центра социологии образования Российской академии образования Владимира Собкина, эксперименты профессора Бэттингера помогают «проследить фильтры, которые мешают получению высшего образования», а также выстроить «схему, нивелирующую негативное влияние этих фильтров». «Теперь я обращаю все это на российскую социальную реальность, — продолжил Владимир Собкин. — У нас ведь все ориентировано на усиление фильтров, чтобы не дать человеку получить тот или иной тип образования. Доклад чрезвычайно важен, так как обращает наше внимание на необходимость исследования этих социальных фильтров в России».

И.о. директора Центра мониторинга качества образования ИРО Анатолий Каспржак отметил, что в России не хватает личностно-ориентированных исследований образований. «У нас все исследования — про систему образования, в которой собственно ученика нет, — сказал он. — А профессор Бэттингер проводит исследования, ориентированные на то, как ученик движется во время своей учебы».

Завершая дискуссию, научный руководитель ИРО Исак Фрумин подчеркнул, что интерес к эмпирическим исследованиям образования появился в России всего несколько лет назад. «Советская традиция состояла в том, что педагогическая наука — это наука о должном, а не о сущем, — заметил Исак Фрумин. — Если мы хотим, чтобы результаты наших исследований были убедительными, нам придется двигаться в сторону экспериментальных методик. В свое время это сделала медицина, где рандомизированные исследования стали стандартом развития науки. Другой вопрос, что любой строгий метод создает серьезные ограничения на выбор объектов и контроль, а, следовательно, стоит существенно дороже. Но мы и так сегодня тратим миллиарды, например, на внедрение информационных технологий в школах, и при этом не проводим эксперименты, которые показывали бы эффективность этих вложений. То есть у нас есть экономический императив, чтобы подобными экспериментами заниматься».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«Самое правильное в кризис — дать людям возможность учиться»

В интервью РБК ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов рассказал о проблемах российской экономики, «Стратегии-2030», состоянии сферы высшего образования и том, в каком направлении ее следовало бы развивать.

В ВШЭ прошел первый российско-германский коллоквиум по executive-коучингу

Коллоквиум «Сложные случаи в российской практике коучинга руководителей» провели совместно НИУ ВШЭ и ESMT — Европейская бизнес-школа менеджмента и технологий (Берлин).

Каким должно стать школьное образование к 2020 году?

22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.

Дмитрий Медведев обсудил с экспертами ВШЭ новые вызовы социально-экономической политики

2 апреля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев принял участие в работе круглого стола «Инновация и социальная политика в новых условиях» в рамках XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества».

Как обеспечить рост экономики

Новая модель развития экономики России требует изменения институциональной среды и делового климата. НИУ ВШЭ и РАНХиГС опубликовали книгу о результатах экспертной работы в рамках «Стратегии-2020».

«Междисциплинарность — не проблема программы, а ее ресурс»

В Высшей школе экономики уже год действует российско-французская магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование». О результатах работы за год и перспективах развития программы рассказывает ее руководитель Андрей Россохин.

«Наверняка вы видите то, чего не видим мы»

1 марта в РИА Новости состоялось обсуждение промежуточных результатов работы исследовательской группы «Молодежная стратегия — 2020», общественного проекта, в рамках которого представители молодого поколения предлагают идеи развития страны в дополнение к Стратегии-2020.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов указом Президента РФ награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Уровень и качество жизни

Работа экспертных групп по совершенствованию Стратегии-2020 перешла в стадию самоорганизации. На заседании экспертов, состоявшемся 5 июня в Высшей школе экономики, начато формирование экспертной группы по направлению «Уровень и качество жизни».

Награды Правительства экспертам Стратегии-2020

За заслуги в работе по подготовке предложений по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года ряд экспертов ВШЭ удостоены правительственных наград.