• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Кузьминов в Калмыкии говорил о проблемах образования, переселенных народов и ликвидаторов-чернобыльцев

Определение миссии образования в условиях поликультурной среды, обсуждение проблем реализации государственной политики и региональных стратегий развития в области образования, гармонизации межнациональных отношений в условиях становления гражданского общества - эти цели преследовали общественные слушания "Миссия образования в становлении и развитии гражданского общества в условиях поликультурной среды", которые прошли в столице Калмыкии Элисте по инициативе Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации. В слушаниях принял участие председатель Комиссии, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

На пленарном заседании он выступил с докладом "Образовательные системы в условиях становления гражданского общества: общероссийские, региональные и этнические аспекты". В рамках слушаний состоялись круглые столы и встреча с представителями СМИ. В этих мероприятиях Ярослав Кузьминов также принимал участие наряду с авторитетными учёными из ГУ-ВШЭ, у которых появилась отличная возможность напрямую провести диалог с представителями общественных организаций Калмыкии. Эти общественные организации занимаются не только проблемами образования, но и национальными проблемами.

Ярослав Кузьминов ответил на вопросы, связанные с развитием системы образования, академического самоуправления, с тем, какую роль может играть высшее образование в деле становления гражданского общества, в сбережении национальной культуры и языка в условиях поликультурной среды и при сохранении многонациональной культуры России.

Дискуссии коснулись и такой чувствительной для Калмыкии темы, как ответственность и обязанность государства по отношению к переселенным народам. Из Калмыкии в период сталинских репрессий было выселено в одночасье более 300 тысяч человек, вернулось назад около 150 тысяч человек. Российское государство взяло на себя много обязательств, связанных с реабилитационными мерами, но многих из этих обязательств, к сожалению, не выполняются. В частности, речь идёт о выплате средств членам семей тех, кто непосредственно подвергся переселению, но уже ушёл из жизни. Ярослав Кузьминов с большим вниманием отнесся к просьбам местных жителей, которые обращались к нему как к авторитетному члену Общественной палаты РФ, рассказать об этой проблеме руководству России и просил подготовить для него справку, чтобы вести предметный разговор с представителями федеральной власти.

Похожие проблемы есть и у жителей Калмыкии - ликвидаторов-чернобыльцев. Сейчас эти люди получают компенсационные средства только за 2003 год, да и то зачастую по постановлению суда. Многие семьи ликвидаторов после их смерти остались без всякой поддержки. Ярослава Кузьминова просили посодействовать тому, чтобы возобновились выплаты семьям и вдовам ликвидаторов-чернобыльцев.

Весьма актуальной является для нынешней Калмыкии и проблема притока мигрантов. Речь идёт и о проекте приезда в Калмыкию около ста тысяч калмыков из Китая. Плотность населения в Калмыкии весьма низкая. Калмыкия находится в процессе экономического роста, ей остро нужны рабочие руки как для промышленности, так и для сельского хозяйства. Но встают проблемы ассимиляции выходцев из Китая в современном обществе Калмыкии. И, таким образом, этот проект, считает участница слушаний в Элисте, заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина, приобретает федеральное значение. Для России вопрос о цивилизованном притоке мигрантов в различные отрасли хозяйства стоит весьма остро.

Ярослав Кузьминов подчеркнул, какие большие задачи в этой связи стоят в сфере образования. Например, в деле доступности качественного школьного образования для людей, не знающих русский язык, пусть и владеющих калмыцким языком. Но ведь нужно, чтобы эти выходцы из другой страны становились гражданами РФ, знали её культуру, традиции, что невозможно без приемлемого владения русским языком. Этим людям нужна и перспектива с точки зрения овладения профессией, получения высшего и профессионального образования. Кстати, отметила Ирина Абанкина, поразителен тот факт, что сами калмыки блестяще знают русский язык, говорят на нём практически без акцента.

Также обсуждались вопросы молодёжной политики. Считается, что местная молодежь стремится к знаниям. Ректор МГУ Виктор Садовничий проводил исследование о том, какие регионы наиболее широко представлены в МГУ. Оказалось, что на втором месте после Москвы значатся представители Калмыкии. И в ГУ-ВШЭ учится очень много ребят из Калмыкии.

На пресс-конференции Ярослав Кузьминов подчеркнул, что подготовленные членами Общественной палаты доклады по различным аспектам, экспертизы законопроектов, урегулирование острых общественных ситуаций, в том числе и в сфере образования, например, в случае с социологическим факультетом МГУ, проведение общественных слушаний в регионах по инициативе Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации сыграли большую роль для повышения авторитета Общественной палаты среди россиян. Это важно для становления в России гражданского общества.

 

Николай Вуколов

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».