• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Только 2% россиян активно продают и покупают акции

7 февраля в ГУ-ВШЭ прошел круглый стол исследователей и финансистов-практиков "Развитие финансовой культуры российского населения".

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов так определил цель и задачи встречи в Вышке с участием известных российских экономистов, социологов и практиков: "У нас сейчас есть возможность не только работать в рамках сложившихся институтов, но и в определенных пределах их модифицировать. Однако надо учитывать, что до сих пор не разработан важнейший аспект, который оказывает достаточно серьезное воздействие на эффективность сложившихся институтов - это проблема экономической культуры населения. Здесь мы должны подразумевать не только ценностные вещи, не только определенные установки. В первую очередь надо говорить о накопленных компетенциях - знаниях, навыках и умении их использовать, в том числе на рынке. Россияне, как правило, плохо знают вопрос, который мы сегодня обсуждаем. Финансовые, инвестиционные рынки, реальные возможности личных сбережений - все это темы, для нашего населения неизвестные".

Я. Кузьминов также подчеркнул, что сейчас широко распространено экстенсивное потребление и не используются классические накопительные инструменты. "Население тратит деньги неэффективно, - сказал ректор. - Причем схожую картину мы видим на фондовом рынке, рынке жилищного строительства, рынках потребительском и страховом".

"И граждане, у которых уже есть достаточные средства, и те, кто намеревается обрести их завтра, готовы модифицировать свое поведение, потребление станет более рациональным, если будет предложен достаточно внятный и достоверный инструментарий", - считает ректор ГУ-ВШЭ.

Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), согласен с тем, что у населения появляются значительные суммы денег, но механизм их использования не отлажен, а потому "они могут стать "проклятием" для государства". В качестве метафоры он привел пробки на дорогах: такие же "пробки" могут возникнуть и в финансовой сфере без нормальной организации денежных потоков.

Андрей Суриков, директор по маркетингу ООО "Атон", отметил, что власть все-таки начинает осознавать важность фондового рынка, но пока этот процесс носит стихийный характер, что мешает эффективному планированию. По его мнению, реклама в СМИ различных инвестиционных программ мало действенна, поэтому пора использовать новые PR-технологии, например, из ряда тех, что успешно применялись во время кампании по введению евро.

Кто же станет первоначальной целевой аудиторией планируемых финансово-просветительских программ? Участники встречи привели данные специализированных исследований: сегодня 2% россиян имеют активный опыт купли-продажи акций, 10% - реально располагают акциями, а между этими категориями находятся 6-7% тех, кто был бы готов в ближайшие годы инвестировать свой капитал - под них как раз наиболее эффективно разрабатывать программы на начальном этапе. А. Ослон привел данные ФОМа, в соответствии с которыми 30% россиян "допускают разговор об акциях", а вот около 70% - даже не понимают, по сути, что это такое.

Рубен Варданян, президент Группы компаний "Тройка Диалог", говоря о темпах роста российского фондового рынка, отметил, что у Москвы сейчас хорошие шансы догнать по уровню развития фондовые рынки Шанхая и Нью-Йорка.

Олег Вьюгин, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), считает, что в нашей стране сейчас "низкая склонность к сбережениям". На его взгляд, проблема заключается в том, что населению пока не предлагаются серьезные перспективные продукты, которые можно было бы воспринимать как определенные общественные блага. Поэтому здесь, с одной стороны, важно работать над культурно-информационным аспектом освещения уже имеющихся предложений, с другой - продолжать разрабатывать привлекательные в перспективе длительного накопления программы.

Иван Тырышкин, генеральный директор ООО "Атон", указал на важность активного развития инфраструктуры отечественного инвестиционного рынка, что сделало бы его привлекательным для российских граждан.

Заместитель генерального директора "ИМА-консалтинг" Анна Лекич рассказала о подготовке программы финансового просвещения на федеральном и региональном уровнях. По ее словам, сейчас ведутся активные обсуждения с губернаторами и выбирается регион, где можно будет осуществить пилотное внедрение системы мер по повышению финансовой грамотности населения.

Татьяна Малева, директор Независимого института социальной политики (НИСП), доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ, выделила два типа финансового поведения: сберегательный и кредитный, отметив, что склонность к кредитному поведению у разных доходных групп разная. Чтобы не снижать тягу к кредитному типу поведения, на ее взгляд, важно помнить, что общественный резонанс от неуспешной программы, как правило, сильнее, чем от какой-либо удачной. «Пиар здесь не работает - полезнее развивать финансовую и юридическую грамотность населения, тогда привлекательные продукты найдут своего клиента», - сказала Т.Малева. Кроме того, у больших социальных групп населения есть спрос на образовательные кредиты. Но сегодня этот инструмент плохо работает. А ведь рост образования, в том числе, работает на повышение финансовой грамотности и культуры населения.

Директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон заявил, что исследователи в настоящее время не располагают необходимыми репрезентативными данными о финансовом поведении россиян. Для этого, по его мнению, нужно проводить панельные исследования. В целом здесь "необходима осторожность и глубокое знание".

Александр Семеняка, генеральный директор государственного Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, подчеркнул, что государству вместо стимулирования индивидуальных инвесторов следует развивать институт коллективных инвесторов, в частности, ПИФов.

Участники заседания решили создать рабочую группу для предварительного определения мер по развитию финансовой культуры населения. В этом вопросе полезно сделать "тонкую настройку" механизмов применительно к разным целевым группам и разработать эффективную систему рационального воздействия в среднесрочной перспективе, подытожил ректор ГУ-ВШЭ.

 

Пресс-служба ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Студенты Школы дизайна разработали плакаты, посвященные финансовой грамотности

На улицах Москвы появились плакаты о финансовой грамотности, разработанные студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ.  Это итоговая часть проекта, который начался с исследования вопроса финансовой грамотности российских семей и закредитованности населения.

Проект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года

В 2016\17 учебном году в рамках проекта Минфина России, который реализуется на базе НИУ ВШЭ, было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах.

Финансовая неграмотность бьет по карману

Россияне умеют считать деньги, но не знают правил поведения на фондовом рынке.

ВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы

Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.

Вышка научит учителей финансовой грамотности

31 мая в Высшей школе экономики был представлен проект по созданию в России федеральной сети методических центров для педагогов по финансовой грамотности. Суть проекта — еще в школе научить детей ответственно распоряжаться своими будущими финансами, готовя их к вступлению во взрослую жизнь.

Россияне ценят собственность и платят по кредитам

Российские семьи в основном живут на зарплату, хранят деньги в банках и доверяют пенсии государству. Большинство владеет недвижимостью. У трети семей имеются кредиты, платежи по которым в среднем «съедают» четверть ежемесячного дохода.

Ставка на «Черных лебедей» снижает прибыль

Вопреки расхожему мнению, получать хорошую прибыль на фондовом рынке можно не только в период кризисов. Они происходят редко. Предсказать их сложно. При этом трейдеры, ожидающие кризис, хуже ориентируются в реалиях спокойной жизни. Между тем, как раз распознавание регулярных процессов на финансовом рынке и принятие решений, исходя из оптимистичных прогнозов, оказывается более выгодной стратегией, отметил руководитель департамента математики факультета экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Фуад Алескеров в докладе «Плохо ли то, что мы не можем распознать "Черных лебедей"?».

Россияне не верят в справедливость банкиров

Почти две трети россиян пользуются финансовыми услугами, при этом уровень финансовой грамотности граждан в целом невысок, и нет убедительных свидетельств того, что люди заинтересованы в его повышении. Во многом это связано с тем, что доступная на сегодняшний день информация о финансовых услугах сложна и малопонятна, рассказали эксперты, которые по заданию Минфина впервые провели базовое обследование уровня финансовой грамотности и компетентности российского населения.

Российские подростки считают деньги лучше, чем их родители

16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась финансовая грамотность российских школьников. По результатам международного сравнительного исследования они заняли 10-е место из 18 возможных.

В малых городах России каждый второй живет в кредит

В малых городах России 45% населения живет в кредит. 23% жителей не может вовремя расплачиваться по долгам. Причина — отсутствие финансовой грамотности. Кредитование пришло на смену неформальным долговым отношениям в торговле, выяснили исследователи ВШЭ Григорий Юдин и Иван Павлюткин в исследовании «Долг и сообщество: две долговые экономики малых городов».