• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У российского образования будет свой Кодекс

24 октября в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В.Ломоносова прошел круглый стол "Перспективы формирования нового образовательного законодательства". Этот форум был организован по инициативе Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) и Российского союза ректоров (РСР).

Дискуссию в рамках круглого стола открыл Президент РСР, ректор МГУ, академик РАН Виктор Садовничий. Он, в частности, отметил, что выработка нового законодательства в области образования - это веление времени. Движение по этому пути было намечено на съезде Союза ректоров. Сейчас, когда имеется исходный материал и группой юристов МГУ проделана большая подготовительная работа по разработке проекта Кодекса об образовании, имеются возможности провести "мозговой штурм". Виктор Садовничий перечислил те вопросы, которые должны быть отражены в Кодексе. В их числе - вопрос о законодательном запрете на приватизацию имущества российских вузов, вопрос о роли бизнеса в подготовке высококлассных специалистов с их последующим трудоустройством. Также важнейшее значение имеет определение правового статуса университетов.

Ректор МГУ сообщил, что в работе круглого стола принимают участие 114 руководителей вузов страны, Российского союза промышленников и предпринимателей, других организаций и учреждений.

Сопредседатель РОСРО, ректор ГУ-ВШЭ, Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов привлек внимание участников заседания к ряду конкретных проблем, которые должны быть решены и внесены в Кодекс об образовании. Необходимо введение в проект Кодекса стройного понятийного аппарата, образовательного глоссария, отсутствие которого создает много проблем. Следует четко определить права учащихся, работодателей и государства, которые в ныне действующем законе "Об образовании" "декларированы весьма отдаленно". Такое положение недопустимо и не соответствует нынешнему уровню экономического и социального развития России. Должны быть четко определены права учащихся при переходе из школы в школу, студентов - из вуза в вуз, что приобретает особое значение в условиях свободного перемещения человеческого капитала. Важным звеном является система профессиональных экзаменов для получения соответствующей квалификации, четкое определение статуса преподавателей и их профессиональных обязанностей. Ведь преподаватель связан своего рода "клятвой Гиппократа" и обязан уделять равное внимание каждому ученику независимо от способностей. Он должен задействовать свой потенциал, прежде всего, в том учреждении, которое приняло его на работу.

Коснувшись бюджетного законодательства, Ярослав Кузьминов указал на необходимость того, чтобы государство восстановило финансирование университетов по статье "Наука".

Представитель Федерального агентства по образованию Евгений Бутко особо подчеркнул, что круглый стол стал первым примером публичного обсуждения в Российской Федерации образовательного законодательства в рамках национального проекта "Образование". Старый закон, подписанный президентом РФ 10 июля 1992 года, не соответствует нынешним условиям развития российского общества. Говоря образно, "пиджак закона стал тесен российскому образованию". Евгений Бутко высказался за демократизацию системы управления российским образованием.

С докладом "Об основах нового законодательства об образовании" выступил Андрей Шерстобитов, заместитель декана по научной работе юридического факультета МГУ, один из тех научных работников-юристов, кто принимал непосредственное участие в разработке предложений по новому Кодексу. Он дал краткую характеристику проделанной работы, обозначил тот круг проблем, решить которые попытались разработчики документа.

"Концептуальный подход к разработке интегрированного федерального закона об образовании" - такова была тема доклада Михаила Кротова, главного научного сотрудника Института развития образования ГУ-ВШЭ. Он, в частности, подчеркнул, что сегодня диплом об окончании учебного заведения свидетельствует только о сумме полученных знаний. Для "допуска в профессию" - занятия соответствующей должности - должны быть введены профессиональные экзамены, которые принимались бы профессиональным сообществом с минимальным участием представителей учебного заведения. В таких условиях иной смысл приобретают и образовательные стандарты, которые в основном должны быть ориентированы на профессиональную компетентность выпускника, нахождение его на рынке труда.

Коснувшись социального статуса педагога, Михаил Кротов указал на необходимость обеспечения педагогов высокой зарплатой, высокой пенсией, созданием условий для карьерного роста, для качественного и творческого труда. Наряду с этим должна быть создана и система морального стимулирования, включая, на уровне вузов систему должностей и званий, на уровне министерства - систему отраслевых наград и поощрений, на уровне государства - введение специального ордена "За академические заслуги" четырех степеней. А также звания "государственный профессор".

Докладчик также высказался за отказ от совместительства в работе преподавателей.

Затем участники круглого стола приступили к обсуждению докладов. Президент Уральского государственного университета Виктор Третьяков высказался за включение в понятие образовательного глоссария положения об "университетском комплексе", в который могли бы входить не только государственные учебные учреждения. Проректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник напомнил о том, что проект обсуждаемого Кодекса должен, прежде всего, создавать правовые условия для успешного развития системы российского образования.

Советник президента РСР Николай Гриценко подчеркнул, что в разработке Кодекса участвуют профессионалы высшей категории. Следует объединить усилия всех заинтересованных сторон, чтобы к декабрю 2007 года был готов окончательный текст проекта Кодекса.

"С принятием Госдумой РФ закона о двухуровневой системе образования диалог на эту тему отнюдь не закончен", - заметил председатель Совета ректоров вузов Республики Карелия Анатолий Воронин. Введение этой системы приведет, в частности, к тому, что отпадет необходимость в написании дипломных работ, что идет, по его убеждению, во вред российскому образованию. Ряд участников сочли такую точку зрения резонной и сошлись во мнении, что обсуждение данной проблемы должно быть продолжено в обязательном порядке.

Представительница Минобрнауки России Наталья Третьяк уделила внимание разделу о госфинансировании образования. Она высказалась за более четкое определение в проекте Кодекса правового статуса педагогических работников. Участники заседания задали в этой связи вопрос о том, существует ли вообще юридическое определение того, что принято называть педагогической деятельностью.

С замечаниями и предложениями выступил Владимир Шадриков, научный руководитель факультета психологии ГУ-ВШЭ.

По итогам дискуссий и докладов участники круглого стола приняли рекомендации, в которых, в частности, отмечается, что Кодекс призван обеспечить устойчивые связи образования и общества через повышение прозрачности деятельности учебных заведений, что подразумевает установление их публичной отчетности, развитие форм взаимодействия с институтами гражданского общества, с работодателями и институтами бизнес-сообщества. Кодекс должен повысить доступность образования для граждан

Российской Федерации, в особенности для малообеспеченных граждан, жителей сельской местности и малых городов, инвалидов, обеспечить повышение качества и конкурентоспособности российского образования. В документе подчеркнута необходимость включения в проект Кодекса специальной статьи, содержащей определения основных используемых в нем понятий (образовательный глоссарий).

Участники круглого стола рекомендовали РСР и РОСРО принять эти рекомендации с учетом высказанных предложений и замечаний, а также обратились к руководству Министерства образования и науки РФ с просьбой о содействии в подготовке проекта Кодекса Российской Федерации об образовании.

 

Николай Вуколов

Вам также может быть интересно:

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.