• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая образовательная культура: списывать можно?

Доцент кафедры социально-гуманитарных наук Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Александр Поршнев рассказывает о своей стажировке в Германии и призывает принять участие в опросе — в рамках исследования образовательной культуры, проводимого сейчас среди российских и немецких студентов.

— Александр Валерьевич, как долго длилась ваша стажировка? Какова ее тематика?

— В прошлом году я стал одним из десяти стипендиатов Программы федерального канцлера Германии для молодых лидеров из России. Эту программу уже семь лет реализует Фонд имени Александра фон Гумбольдта. Стипендиаты на год едут в Германию и работают там над своими исследованиями. Темы исследований не ограничиваются, вы можете заниматься естественнонаучными дисциплинами, экономикой, психологией, культурологией... Все возможности для этого Фонд Гумбольдта предоставляет. Например, я работал не только с немецкими коллегами, но и с лабораторией KP-lab Университета Хельсинки, а также получил возможность прочитать лекцию студентам Университета Подгорицы в Черногории.

— В чем суть исследования, с которым вы участвовали в этой программе? И почему, собственно, Германия?

— Интернет меняет общество вокруг нас, но меня как психолога очень интересовало, что же на фоне этих внешних изменений происходит внутри нас самих и что происходит с образовательной культурой. В этом плане мне показалось интересным сравнить процессы, происходившие в Германии, с теми, что происходят в России. Дело в том, что образовательные системы наших стран похожи: многие вещи в свое время мы заимствовали именно у немцев. А сейчас Германия значительно опережает нас по применению информационных технологий, в том числе в сфере образования. Трудно представить себе немца, который планирует поездки, заказывает билеты или оплачивает услуги без Интернета. В России проникновение Интернета пока что куда скромнее.

— Для чего необходимо это исследование?

— Во-первых, всегда полезно анализировать опыт других стран и проблемы, с которыми они столкнулись в ходе информатизации, чтобы самим не наступать на те же грабли. Во-вторых, надо представлять себе картину того, что происходит в мире, найти вектор, по которому движутся развитые страны. В-третьих, нужно понять, что происходит с людьми при появлении новой культурной среды, ведь, согласно нескольким теориям, развитие информационных технологий изменит культуру до неузнаваемости. То есть это исследование интересно и в теоретическом плане, и в плане практического применения полученных результатов.

— На ваш взгляд, в России есть интерес к этим проблемам?

— Эти вопросы интересуют многих. Другое дело, что сравнительных, кросс-культурных исследований, подобных тому, что проводим мы, до сих пор не было. Отчасти это объясняется объективными причинами: такое исследование требует больших усилий и затрат. И я без поддержки Фонда Гумбольдта организовать бы его не смог. Нужно не только поднимать большой пласт теоретических материалов, но и получить большую выборку респондентов. К тому же, когда составляешь анкету для респондентов, говорящих на разных языках, нужно очень тщательно подходить к формулировке вопросов, чтобы при переводе с одного языка на другой их смысл не был искажен.

— А зачем такое исследование понадобилось немцам?

— Они тоже хотят понять, что происходит с их обществом. Вот они много лет вкладывали огромные деньги в развитие информационных технологий, но принесло ли это реальный эффект? Получили ли они на образовательном уровне преимущество над страной, где об этом не слишком беспокоились? Проблема ведь в том, что отдачу от этих инвестиций сразу разглядеть не получается. То исследование, которое я сейчас провожу, выкристаллизовалось из достаточно долгой работы. А в Германии мне удалось не просто обсудить ее с учеными, но и получить иной взгляд на проблему, что чрезвычайно важно для межкультурного исследования, которым я занялся.

— А в чем выражается этот иной взгляд на проблему?

— Когда я ехал в Германию, одной из тем, которые меня интересовали, был плагиат посредством информационных технологий. По мере развития Интернета у студентов появляется все больший соблазн и все больше возможностей «заимствовать» оттуда мысли и идеи и выдавать их за собственные. В свою очередь, преподаватели все больше времени должны тратить на разоблачение этого мошенничества. Между ними возникает своего рода игра, которая, как мне казалось, отвлекает обе стороны от учебного процесса. Мы в Вышке, как известно, тоже боремся за то, чтобы студенты проявляли самостоятельность при написании экзаменационных работ, а не скачивали готовые тексты из Сети. Но, пообщавшись с немецкими коллегами, я изменил точку зрения на эту проблему. Надо только принять, что эта игра может быть частью новой образовательной культуры. В конце концов, грань между использованием открытых источников и плагиатом всегда была очень тонка.

— Каким образом будет построено исследование в России?

— Я надеюсь, что студенты Вышки захотят поддержать коллегу и принять участие в этом исследовании. Вопросы будут несложные, ответы на них отнимут не больше 15 минут. А в результате мы будем знать, «где находится» Вышка в срезе европейских вузов. Параллельно с этим опросом я провожу исследование с помощью социальных сетей, других стипендиатов Фонда Гумбольдта. С помощью коллег я пытаюсь подключить к исследованию другие вузы — как в Москве, так и в регионах. Чем больше данных нам удастся собрать (а мы рассчитываем на выборку не меньше чем в 500 человек), тем более качественными будут результаты исследования.

— Когда исследование будет завершено и когда стоит ждать опубликования результатов?

— До 20 октября я планирую завершить сбор данных по России и начать сбор данных в Германии — у немецких студентов семестр начинается 15 октября. Окончательные данные планирую получить к концу ноября, а затем наступит самая ответственная часть работы — анализ собранной информации. Надеюсь, что предварительные результаты я смогу опубликовать уже весной 2010 года, причем соответствующий отчет будет отправлен каждому участнику исследования.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и Рурский университет в Бохуме подписали соглашение о сотрудничестве

Программа предусматривает студенческие и академические обмены и возможность разработки совместных образовательных и исследовательских проектов. Соглашение подписано 8 апреля при участии представителей правительства земли Северный Рейн-Вестфалия.

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Студенты программы «Сравнительные социальные исследования» смогут получить два диплома

Высшая школа экономики подписала соглашение о программе двух дипломов со Свободным университетом Берлина (Германия). Соглашение распространяется на магистерскую программу «Сравнительные социальные исследования», ее партнером с немецкой стороны станет программа East European Studies.

«Хорошим германо-российским отношениям нет альтернативы»

17 января посол Германии в России Рюдигер фон Фрич выступил в НИУ ВШЭ с открытой лекцией на тему «Россия, Германия, Европа — как дальше?». Новостная служба Вышки приводит некоторые тезисы его выступления.

Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»

Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.

«Для Германии нет альтернативы хорошим отношениям с Россией на основе взаимопонимания»

Первого декабря  в Высшей школе экономики состоялась встреча студентов и преподавателей с Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигером фон Фричем.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

87%

вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.