• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аспирантов вытащат из «темных углов»

Педагогические аспиранты Вышки могут достойно зарабатывать, занимаясь только наукой. О том, как университет готовит качественно новое поколение исследователей, рассказывает директор аспирантской школы по образованию Александр Сидоркин.

Картина Николая Богданова-Бельского «Устный счет»

Картина Николая Богданова-Бельского «Устный счет»

Аспирантская школа по образованию начала свою деятельность в Вышке «с чистого листа» — аспирантура по педагогическим наукам открылась в университете только в 2013 году. Тогда же ее куратором стал Александр Сидоркин, в течение двадцати лет учившийся и работавший в университетах США. Сейчас в педагогической аспирантуре Вышки шесть человек, все они — и это принципиальный момент — при приеме на аспирантскую учебу одновременно начали работать в Институте образования ВШЭ или уже работали там.

Что отличает педагогическую аспирантуру ВШЭ от традиционных аспирантур

«В Вышке были внутренние дебаты о том, нужна ли нам педагогическая аспирантура, — не скрывает Александр Сидоркин. — Их в стране много, но состояние исследований в области образования в России катастрофическое, педагогическая наука находится в тупике. Во-первых, она оторвана от западных традиций — так всегда было, но сейчас это особенно заметно. Во-вторых, мало кто занимается эмпирическими исследованиями в образовании в настоящем смысле этого слова. Только уточняют понятия, создают модели и концепции на основе чистого, не замутненного реальностью воздуха».

Аспирантская школа ВШЭ создана, чтобы переломить эту ситуацию. «Наша задача — вырастить качественно новое поколение исследователей образования, которые читают по-английски, владеют современными исследовательскими методами и могут писать статьи для ведущих мировых журналов», — подчеркивает Александр Сидоркин. А для этого учиться придется у лучших: лидерами в области образовательных исследований являются США, некоторые страны Западной Европы, Австралия, Гонконг.

Состояние исследований в области образования в России катастрофическое, педагогическая наука находится в тупике

Наука не имеет государственных границ, ни одна в истории попытка изолироваться от мирового научного сообщества не приводила к хорошим результатам, напоминает Александр Сидоркин. Другое дело, что прочесть о состоянии российского образования в заграничных журналах нельзя — нужно самим заниматься исследованиями. Современную методологию и теоретическую базу необходимо использовать, чтобы понять, что на самом деле происходит в российском образовании с его особенностями и специфической системой управления и финансирования.

Как поступить в аспирантуру

Чтобы поступить в аспирантуру, необязательно иметь педагогическое образование — скорее нужно, чтобы человек «мог мыслить, мог читать и мог писать». Скажем, из нынешних аспирантов никто не окончил педагогический бакалавриат, хотя некоторые учились в педагогической магистратуре. Магистерский «бэкграунд» вообще очень помогает, вот почему в Вышке выстраивают единый образовательный трек — магистратура плюс аспирантура.

«В магистратуре студенты хотя бы одну статью напишут, про количественные и качественные методы узнают, так что в аспирантуре не надо будет повторяться, а можно будет сразу переходить к исследованиям», — говорит Александр Сидоркин. В Институте образования уже открыта очная магистратура «Измерения в психологии и образовании», а в 2014 году впервые пройдет прием на новую магистерскую программу «Доказательная образовательная политика».

От поступающих в аспирантуру требуется базовое знание английского языка: всех педагогических аспирантов стараются проводить через академическую аспирантуру (аспирантуру «полного дня» с высокой стипендией), и английский язык обязателен при отборе в нее.

Другое обязательное условие — трудоустройство в Институте образования (оно всем аспирантам гарантировано) и отказ от работы вне Вышки. «Все наши аспиранты — члены реальных исследовательских коллективов, все участвуют в наших проектах, — поясняет Александр Сидоркин. — Мы долго это обсуждали и решили, что не будем принимать соискателей, которые не готовы у нас полноценно работать».

Аспирантура открыта как для москвичей, так и для приезжих из других городов России и других стран. С каждым обратившимся проведут индивидуальную беседу.

Сколько в аспирантуре можно заработать

Стипендия по программе академической аспирантуры составляет 30 тысяч рублей в месяц. Еще как минимум 30 тысяч рублей аспирант получает, работая в исследовательском подразделении. Таким образом ежемесячный доход аспирантов составляет не менее 60 тысяч рублей. Кроме того, у аспирантов есть возможность зарабатывать больше, участвуя в различных конкурсах и грантовых программах Вышки.

Иногородним аспирантам ВШЭ предоставляет общежитие.

Какие исследования ведут аспиранты Вышки

Одна из задач аспирантской школы — наладить горизонтальные исследовательские связи, «вытащить аспирантов из темных углов». «Нужно иметь группу поддержки, уметь обмениваться идеями с коллегами, — считает Александр Сидоркин. — Вообще современная социальная наука — дело коллективное, времена гениальных одиночек прошли. Аспирантов мы обязательно включаем в наши семинары — у нас проходит два семинара в неделю — и отправляем на конференции».

 Педагогика как научная дисциплина существует, наверное, только в России. Во всех странах образование рассматривают скорее как предметную область, в которой применяются другие дисциплины: там и психологи работают, и социологи, и экономисты, и философы, и антропологи, и многие другие

Сидоркин Александр Михайлович
Директор аспирантской школы по образованию

«Мы стараемся избегать слова «педагогика», а говорим «науки об образовании», — продолжает директор аспирантской школы. — Педагогика как научная дисциплина существует, наверное, только в России. Во всех странах образование рассматривают скорее как предметную область, в которой применяются другие дисциплины: там и психологи работают, и социологи, и экономисты, и философы, и антропологи, и многие другие».

О разнообразии исследовательских возможностей говорят темы диссертаций, над которыми трудятся нынешние аспиранты: влияние поведения учителей на вовлечение детей в учебный процесс; использование социальных сетей в преподавании; ценностные установки родителей в отношении образования для их детей; трансфер учебных знаний; анализ результатов многолетней Программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC). Аспиранты проводят и экспериментальные исследования, например, по игровым методам в деловом тренинге.

Аспирантура или PhD?

«В дополнение к аспирантуре мы серьезно думаем о создании программы PhD, чтобы у аспирантов был выбор — получить кандидатскую, PhD или и то, и другое, — рассказывает Александр Сидоркин. — Требования будут похожи, но PhD-диссертацию надо будет писать на английском языке. Работодатели принимать людей с российской PhD-степенью готовы — мы провели такой опрос. Но на этом пути есть законодательные трудности, которые необходимо преодолеть, особенно если мы хотим приглашать к себе молодых зарубежных исследователей. За границей никто не понимает, что такое «кандидат наук», как устроена ВАКовская система и почему люди, которые сами ничего не опубликовали по вашей проблематике, будут решать, хорошая у вас диссертация или плохая».

Где работать после окончания аспирантуры

Потребность в квалифицированных исследовательских кадрах в российском образовании очень велика. Кто-то из аспирантов останется работать в Вышке, кто-то уйдет в другие вузы или в органы управления образованием — на них, особенно на местном уровне, ложится все больше функций по анализу данных и принятию решений, для этого нужна специальная подготовка.

Кроме того у каждой крупной компании (обычно в системе HR) есть образовательные программы — там тоже востребованы люди, которые могут не только обучать и переподготавливать сотрудников, но и анализировать, каких умений и компетенций компании не хватает. «Безработных среди наших выпускников точно не будет, — уверен Александр Сидоркин. — Образование — мощнейшая индустрия в стране, она никуда не исчезнет, а будет только развиваться».

Вам также может быть интересно:

«Плохо проведенный урок — преступление»

Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.

Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров

В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.

Кто такие тьюторы и на каких магистерских программах ВШЭ их готовят?

В российской системе образования будет расти спрос на специалистов, помогающих детям выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Почему это будет происходить и где готовят таких специалистов, рассказал академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование», ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.

ВШЭ будет готовить учителей математики нового поколения

Факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы ведет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику. 

Высшая школа экономики войдет в консорциум SESS.EuroPhD

На недавнем ежегодном семинаре в Риме, где обсуждался вопрос о расширении консорциума European PhD in Socio-Economic and Statistical Studies (SESS.EuroPhD), заинтересованность в присоединении Высшей школы экономики выразили все действующие участники. Официальное приглашение войти в консорциум начиная с 2015/2016 учебного года уже поступило в адрес ВШЭ.

Педагогическим вузам придется наладить подготовку сверхлюдей

Что должны уметь современные учителя, по каким программам их готовить и как вообще должно измениться педагогическое образование в России, обсудили 22-24 октября участники конференции, организованной Московским городским психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Высшей школой экономики.

Аспирантская школа по праву ищет самые светлые головы

Аспирантская школа ВШЭ по праву на базе кампусов в Москве и Санкт-Петербурге планирует в этом году набрать на бюджетные места 28 человек, прием документов — до 12 сентября. Чем будут заниматься аспиранты, рассказывает академический директор Аспирантской школы Георг Бекназар-Юзбашев, выпускник магистратуры университета Чикаго

У аспирантов-социологов появятся новые возможности и перспективы

Аспирантам, поступившим в Вышку в этом году, предстоит учиться по новым программам, завершающимся итоговой аттестацией и присвоением квалификации исследователя (преподавателя-исследователя). Аспирантская школа ВШЭ по социологическим наукам на базе кампусов в Москве и Санкт-Петербурге планирует в этом году набрать на бюджетные места 17 человек. Прием документов — до 12 сентября.

В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть

24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные  исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.

ВШЭ обеспечит интеграцию своих аспирантов в мировую науку

Проблемы российской исторической науки необходимо решать уже на уровне подготовки аспирантов. Аспирантская школа ВШЭ по истории предлагает молодым исследователям особую образовательную программу, набор научных семинаров и работу в ведущих исследовательских подразделениях университета.