• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академический рынок: конкурентам не выжить без сотрудничества

В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.

В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.

На конференцию приехали участники из различных по величине и рейтингу университетов: и федеральные, и национально-исследовательские, и отраслевые, и классические вузы, и филиалы различных высших учебных заведений. «Задачи развития академического рынка России и повышения международной конкурентоспособности вузов требуют и новой политики в области человеческого капитала, — говорит одна из организаторов конференции, координатор Кадрового резерва ВШЭ Татьяна Ишмуратова. — Некоторые вузы стали системно работать с развитием профессионального потенциала сотрудников уже некоторое время назад, другие только начинают этим заниматься. Отсюда интерес к соответствующим программам, в частности, к работе с кадровыми резервами. К нам приехали коллеги, которые хотят познакомиться с уже имеющимися практиками, и готовые поделиться своим опытом».

Кооперация будет полезна всем

Открывая конференцию, проректор Высшей школы экономики Мария Юдкевич отметила, что существующая между вузами конкуренция за студентов и преподавателей должна сопровождаться кооперацией. По ее мнению, от создания единого академического рынка и выработки общих стандартов поведения на нем в конечном итоге выиграют все университеты: «Нет задачи регулировать, кто куда пойдет работать — нельзя контролировать перемещение трудовых ресурсов. Речь идет о том, чтобы, с одной стороны, создать людям, строящим карьеру, наиболее благоприятные условия, а с другой — помочь университетам наладить эффективную систему привлечения кадров».

Начнем со «свежих» кандидатов

О возможностях развития академического рынка в России говорил в своем докладе и проректор ВШЭ Сергей Рощин. Одной из основных проблем, по его словам, как для исследователей, изучающих этот рынок, так и для управленцев, непосредственно участвующих в его создании, является его непрозрачность и закрытость. Если в США университеты боятся брать своих выпускников из-за риска «герметизации» академического развития, то в России университеты не хотят брать чужих из-за опасений, что те не будут соответствовать научной школе и корпоративной культуре. При этом в нашей стране практически полностью отсутствует внешний академический рынок, а на внутреннем наблюдается перепроизводство кадров (чем лучше работает вуз со своими аспирантами, тем меньше шансов, что он сможет взять к себе на работу всех новоиспеченных кандидатов).

Для решения этой проблемы Рощин предложил начать с реформирования академического рынка труда «свежих» кандидатов наук. Например, синхронизировать их «выпуск» по времени с конкурсными процедурами университетов и графиками образовательного процесса, начать проводить «контрактные ярмарки», учитывая специализацию регионов по исследовательским и образовательным направлениям, создать виртуальный ресурс для формирования заявок на найм и сбор предложений кандидатов. Но для реализации этих изменений должно появиться достаточное число университетов, которое готово делать эффективные контрактные предложения.

Как устроены конкурсные процедуры в Вышке

О том, как строится кадровая политика, и в частности, реализуются конкурсные процедуры и найм сотрудников в Высшей школе экономики, участникам конференции рассказал первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. В Вышке этим летом был впервые проведен реальный конкурс на должности профессорско-преподавательского состава, он проводился по аналогии с процедурами международного рекрутинга. Была проведена специальная PR-кампания по распространению информации в профессиональном сообществе о конкурсном отборе преподавателей в ВШЭ. В итоге в Москве почти каждое третье заявление, поданное на конкурс, пришло от внешнего кандидата.

Международный рекрутинг: как войти в Лигу чемпионов

Проректор ВШЭ Константин Сонин, отвечающий за найм сотрудников в рамках академического международного рекрутинга, поделился с коллегами опытом реализации этой политики в университете, а также рассказал о том, как это происходит в ведущих зарубежных вузах.

 

Если мы воспитываем или приглашаем хорошего исследователя, создаем условия для его профессионального роста, то всегда есть вероятность, что он уедет, получив более выгодное предложение. Это нормальная ситуация, в которой живут 99% всех вузов мира

Как исследователь, занимающийся экономикой футбола, он сравнил задачу, стоящую перед ведущими российскими вузами (математикам — выйти на уровень ведущих мировых вузов, а гуманитариям — хотя бы появиться на мировой академической карте) с задачей подготовить провинциальную футбольную команду до Лиги чемпионов. По словам Сонина, бессмысленно платить огромные гонорары уже играющим в команде игрокам, надо нанять новых и так построить кадровую политику, чтобы происходила постоянная ротация кадров — чем выше поднимается команда в турнирной таблице, тем сильнее в нее приходят игроки.

На вопрос (очевидно, что он страшит многих), не опасно ли наличие такого рынка и конкуренции перетеканием ресурсов из более слабых университетов в более сильные, он ответил, что участь любого университета, который пытается конкурировать на международной арене, не накопление кадрового капитала, а постоянная работа с потоком сотрудников. «Если мы воспитываем или приглашаем хорошего исследователя, создаем условия для его профессионального роста, то всегда есть вероятность, что он уедет, получив более выгодное предложение, — констатировал Сонин. —  Это нормальная ситуация, в которой живут 99% всех вузов мира. Это лишь говорит о важности разработки грамотной процедуры найма: важно научиться эффективно нанимать и «отпускать» сотрудников».

Конкурировать с мэтрами – можно

Опыт самой Вышки показывает, что динамично развивающиеся университеты способны хорошо конкурировать с метрами академического рынка. Кейсы, которые представляли другие участники конференции, также подтверждают, что если университеты продумывают свои кадровые стратегии, у них есть шанс вступить в игру, во всяком случае, на национальном уровне. Привлечение и стимулирование сотрудников не определяется только одним фактором — зарплатой. Одни делают ставку на развитие научной школы, другие — на внедрение в организационную структуру бизнес-моделей, третьи — на программы повышения квалификации и стимулирование академической мобильности сотрудников.

Конференция показала, что, несмотря на различие в финансовых, инфраструктурных, региональных условиях и моделях университетов, у них множество общих проблем, решение которых во многом зависит от эффективности кооперативных действий и того, как будет происходить формирование российского академического рынка

О впечатлениях участников конференции и о том, как работают кадровые резервы в разных университетах, читайте в свежем выпуске «Академической среды».

Вам также может быть интересно:

Практики развития человеческого капитала: как создать среду для развития людей и университета

10 лет назад в Высшей школе экономики было положено начало реализации программы кадрового резерва университета. Юбилейный 2016 год позволил не только подвести итоги первого десятилетия, но и организовать площадку, где российские коллеги обсудили самые разные подходы к созданию в университетах условий для развития и реализации талантливых сотрудников.

Как подготовить доклад на научную конференцию?

В этом выпуске «Академической среды» своим опытом и советами по подготовке, чтению доклада и его обсуждению делятся преподаватели Вышки — экономист Алексей Белянин, математик Евгений Фейгин и филолог Гасан Гусейнов.

Если тебя нет в Scopus, значит, ты не существуешь

Должны ли все журналы, выпускаемые Вышкой, переходить в перспективе на английский язык? Как привлекать к публикации в них иностранных коллег? Как сделать российское научное издание узнаваемым в международном академическом пространстве? Свежий, 33-й, номер «Академической среды» (приложение к бюллетеню ВШЭ «Окна роста») посвящен вопросам продвижения журналов, издаваемых университетом, в базе научного цитирования Scopus.

50

российских и иностранных вузов примут участие в Дне российских университетов, который пройдет сегодня в Вышке.

Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам

Университеты деградируют не только в силу нехватки денег, приема слабых студентов, отсутствия связи с профессиональным сообществом и утечкой умов. Спасительной «перезагрузке» вузов мешает и консерватизм их руководства, преподавателей и ученых, отметили научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и младший научный сотрудник этого института Михаил Лисюткин в докладе «Феномен деградирующих университетов в России. Постановка проблемы».

У российских университетов диагностирована «программная шизофрения»

В каждом ведущем вузе есть различные программы развития, в которых определяется его миссия, цели и задачи, приоритетные направления и многое другое. Зачем нужны эти программы и как оценить их результаты, обсудили участники традиционного семинара Института образования ВШЭ.

В России стартует исследование студентов ведущих вузов

16 октября, в предварительный день конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Дифференциация в динамично меняющихся системах образования: вызовы и возможности», состоялось заседание рабочей группы межвузовского исследовательского проекта «Траектории и опыт студентов университетов России», который планируется реализовать в 2015-2019 годах.

Как оценить эффективность научного института

«ПостНаука» попросила нескольких ученых поделиться своим мнением о том, какие критерии необходимо принимать во внимание при оценке эффективности научных институтов. Среди высказавшихся были и исследователи из ВШЭ.

Более половины студентов работают во время учебы в вузе

Большинство российских студентов-старшекурсников работают. Основной причиной совмещения учебы и работы является желание набраться опыта, а не потребность в финансовых средствах, отметили заведующий научно-учебной лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин и аналитик этой лаборатории Виктор Рудаков в исследовании «Совмещение учебы и работы студентами российских вузов».

65%

старшекурсников российских вузов имеют опыт совмещения учебы и работы.