• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподаватель ВШЭ придумал программу, которая автоматически создает упражнения по английскому языку

Составление интересных упражнений по английскому языку — процесс долгий и трудозатратный. Доцент кафедры иностранных языков нижегородского кампуса ВШЭ Алексей Малафеев нашел способ его автоматизировать. Придуманная им программа для обучения английскому языку Exercise Maker стала победителем вышкинского конкурса Фонда образовательных инноваций. Как создать и внедрить в учебную практику интересный проект, Алексей Малафеев рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.  

Определите проблему и предложите способ ее решения

Одна из проблем в обучении английскому языку — скучные тексты и упражнения в учебниках. Интуиция говорит, а научные исследования подтверждают, что более интересные тексты повышают мотивацию обучаемых, а, значит, и эффективность обучения. Но интересные и актуальные тексты — это «сырой» материал, его необходимо обработать, например, сделать из текста упражнение на понимание или на лексико-грамматические навыки. Вручную это делать достаточно долго.

А что если переложить эту работу на компьютерную программу? Такие мысли мне пришли на отдыхе в деревне — и я решил попробовать. Взял несколько популярных форматов упражнений, которые используются в международных кембриджских экзаменах, российском ЕГЭ и других, стал писать программу, тестировать первые версии. Всё начиналось с трех видов упражнений, а сейчас их уже восемь. Например, это упражнения, где надо поставить глаголы в нужную форму, найти и исправить в тексте лексико-грамматические ошибки, вставить пропущенные фрагменты текста и т.д.

Найдите целевую аудиторию

На мой взгляд, программа может быть интересна не только преподавателям английского, но и изучающим этот язык, ведь ее вполне можно использовать для самостоятельной работы, а свои ответы на упражнения проверять по ключам, которые также генерирует программа.

Программа распространяется бесплатно для всех желающих (для использования в некоммерческих целях).

Правильно оцените собственные силы

Я программист-любитель и самостоятельно изучал некоторые языки программирования. Программу писал на Python, это мой основной язык. Кстати, он довольно прост в освоении. Если вы никогда не занимались программированием, но хотите попробовать, начните с Python.

Тестируйте свой проект, прислушивайтесь к замечаниям

Еще до выхода на конкурс ФОИ я постоянно тестировал программу на студентах. Какие-то упражнения удавались лучше, какие-то хуже. Естественно, всё время экспериментировал, вносил коррективы, дорабатывал алгоритмы, добавлял новые виды упражнений. Был и такой интересный эпизод: я советовался с одним из своих обучаемых, талантливым аспирантом-физиком (правда, не из Вышки), о том, как улучшить работу программы. Он, не будучи ни лингвистом, ни преподавателем, тем не менее предложил одно остроумное решение, удачное именно в методическом плане. С его разрешения я воспользовался этой идеей и так появился еще один вид упражнений, которые создает моя программа.

Проверяйте эффективность своих разработок

Измерить эффективность одновременно и просто, и сложно. Просто — принести автоматически сгенерированное упражнение в класс и опробовать его на студентах, посмотреть, как они справятся. Но сложно формализовать этот процесс, провести строгие эксперименты. Я прибегал к методу экспертной оценки, а однажды провел довольно любопытный эксперимент.

Я собрал коллег-преподавателей английского языка (первый раз — из Вышки, второй раз — из других организаций; всего было задействовано 33 профессионала) и попросил их попробовать отличить упражнения, сгенерированные моей программой, от тестовых заданий, созданных кембриджскими экспертами. Лишь немногие из экспертов смогли правильно и с уверенностью определить, какие из заданий были созданы машиной. Более подробно я описал этот эксперимент в одной из публикаций.

В оценке эффективности программы помогает опыт преподавания. Если бы я был просто программистом-разработчиком, а не преподавателем, то мне было бы очень сложно оценивать различные тонкие аспекты качества упражнений, созданных программой. Пожалуй, один из главных критериев эффективности заключается в том, что программа должна создавать интересные (то есть достаточно трудные, но выполнимые) задания, и притом — на основе практически любых текстов на английском языке (новостных и аналитических статей, обзоров, художественных рассказов, биографий и т.д.).

Правильно выберите время для презентации проекта

Три года назад я начал работу над программой просто как эксперимент: было интересно, получится ли из этого хоть что-нибудь. Я тогда не думал о том, кто и как будет ее использовать. Но когда что-то стало получаться, захотелось поделиться с коллегами. Правда, я сделал это только тогда, когда проект достиг некоторой зрелости, после нескольких месяцев использования программы на занятиях со студентами.

Заинтересуйте коллег

Вряд ли кому-то нужно объяснять всю важность повышения качества преподавания, особенно английского языка. И некоторые коллеги уже используют мою программу в своей работе; иногда они мне присылают письма с отзывами. Там встречаются замечательные идеи о том, как можно было бы улучшить программу. Некоторые из этих предложений уже удалось реализовать.

До 10 апреля принимаются заявки на очередной конкурс ФОИ. Заявки  могут описывать оригинальные педагогические разработки курсов, семинаров, практикумов и других форм учебной активности. Для тех, чья идея не укладывается в заданные организаторами рамки шести направлений, есть «Вольная номинация». Подробную информацию и форму заявки можно найти на странице «Фонда образовательных инноваций».

Вам также может быть интересно:

Если вы только начинаете писать на английском, не переживайте из-за мелочей

В Центре академического письма ВШЭ уже три года ведется пруфридинг — вычитка научных текстов на английском языке. В Центр может обратиться каждый ученый ВШЭ, чтобы в очной или дистанционной форме доработать свой текст вместе с носителем языка. Какие типичные ошибки встречаются в текстах, в чем разница между «and» и «as well as» и почему лучше сразу писать на английском, а не переводить с русского, рассказывает один из пруфридеров Центра, новозеландец Дэвид Конноли.

От «математической магии» до свободного ПО

Доцент кафедры высшей математики Илья Щуров нашел способ облегчить студентам и преподавателям работу с дифференциальными уравнениями. Он разработал методику обучения студентов решению дифференциальных уравнений с помощью свободного ПО. С проектом «Использование системы IPython Notebook в преподавании математических курсов» Щуров стал победителем конкурса «Создание оригинального междисциплинарного учебного курса» Фонда образовательных инноваций ВШЭ.

Олимпиада по английскому: региональный этап позади

В НИУ ВШЭ закончился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

«Универсальной методики преподавания не существует»

Студенты факультета медиакоммуникаций ВШЭ второй год подряд признают преподавателя английского языка Евгению Колосовскую одним из лучших преподавателей. О том, как добиться правильной мотивации в изучении языка и почему преподавателю интересно работать со студентами-журналистами, она рассказала в интервью стажеру новостной службы портала.

Программа «Международный бизнес»: курс на двойные дипломы

23 марта пройдет День открытых дверей англоязычной магистерской программы ВШЭ «Международный бизнес». Об особенностях программы, на которой учатся представители разных стран, рассказывает ее руководитель, доцент кафедры мировой экономики ВШЭ Ирина Кратко.

Academic writing center: новые курсы

В феврале стартуют новые программы Academic writing center ВШЭ — «Академическое письмо и сопутствующие компетенции» и «Техника презентаций». Комментирует руководитель проекта Женя Бакин.

«Я должна научить студентов выражать свои мысли в любой ситуации»

Доцент кафедры английского языка на факультете экономики ВШЭ Нонна Баграмянц стала одним из лучших преподавателей университета по итогам студенческого голосования в 2012 году.

«Попытки дальнейших улучшений вполне резонны»

29 июня состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики. Обширная повестка дня включала решения по открытию новых факультетов и кафедр, принятию ряда нормативных документов и голосование по конкурсу профессорско-преподавательского состава.

Препринты ВШЭ: продвижение в мировую науку

О специфике подготовки препринтов на английском языке рассказывает соредактор серии препринтов Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ по экономике Андрей Яковлев.

ЕГЭ по английскому: как готовиться и стоит ли бояться?

13 февраля в кампусе ВШЭ в Нижнем Новгороде прошел научно-методический семинар «ЕГЭ по английскому языку: эффективные учебные стратегии», организованный Нижегородским университетским округом ВШЭ в помощь школьным учителям.