• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как сделать классный пароль, или чему учат на направлении «Математика, информатика и инженерия» в Лицее ВШЭ

Несколько разновидностей информатики, совместные проекты со студентами и выпускниками Вышки, факультетские дни в четырех подразделениях университета — это и многое другое ждет тех, кто поступит в 10-й класс на направление подготовки «Математика, информатика и инженерия» Лицея ВШЭ. Документы принимаются до 15 марта, набрать планируется 125 человек.

Есть такая педагогическая шутка, что в математические классы идут те, кто хорошо решает задачки, а в гуманитарные — те, кто не очень. И хотя Лицей ВШЭ — в некотором смысле исключение (при поступлении на любое направление обязателен экзамен по математике), ученики, выбравшие направление «Математика, информатика и инженерия» (сокращенно — МИИ) уверены, что они решают задачки лучше остальных. И если здесь им все же может составить конкуренцию направление «Экономика и математика», то в части написания компьютерных программ и проведения физических экспериментов равных им в лицее точно нет.

4 факультета, 8 программ

Поскольку МИИ — направление многопрофильное, его ключевые партнеры в Вышке — 4 факультета: математики, компьютерных наук, Школа бизнес-информатики и МИЭМ. В учебном процессе участвуют преподаватели 8 бакалаврских программ, полный перечень которых можно найти здесь.

С ноября первого года обучения по декабрь второго года обучения, строго по четвергам, лицеисты ездят в Вышку на «факультетские дни». Когда-то это были скорее дни открытых дверей, а теперь — серьезные учебные курсы, согласованные с лицейской программой.

Распределение 10-классников по факультетам происходит в начале учебного года — в лицее этот процесс называют «каруселью». Лицеисты ездят по факультетам, знакомятся с преподавателями и определяют, что им ближе. А потом нужно выдержать конкурс на выбранный факультет.

«Самый маленький и самый требовательный — факультет математики, он берет не более 10 человек в год, и чтобы туда попасть, нужно на экзамене решить олимпиадные задачи, — рассказывает руководитель направления МИИ Ростислав Яворский. — Самый большой из факультетов — МИЭМ, и, может быть, поэтому в части вступительных требований он самый лояльный».

Впрочем, это не одномерная картина. При распределении по факультетам был случай, когда лицеиста были готовы взять на факультет математики, а он предпочел МИЭМ.

Три в одном

В названии направления МИИ — три дисциплины, причем третья, инженерия, появилась только в этом году. Сейчас из трех 10-х классов два специализируются на математике и информатике, один — на математике и физике. Такое деление сложилось спонтанно, и это выбор учеников. И, разумеется, у каждого ученика — еще и другие предпочтения, которые учитываются при формировании индивидуальной траектории.

Математика на МИИ очень серьезная, но все-таки чуть проще, чем например, в 57-й школе.

«Специализированные математические школы или классы обычно берут детей с 7-го или, в крайнем случае, с 8-го класса, — объясняет это Ростислав Яворский. — И когда Лицей ВШЭ объявляет набор в 10-й класс, те, кто обладает уникальными математическими способностями и добивается результатов именно в математике, уже «пристроены». В лицей они придут, только если захотят сменить профиль. Так что наше направление пока не стремится конкурировать с традиционными математическими школами. Но такие школы в Москве можно пересчитать по пальцам, и, если не брать их в расчет, планка у нас очень высокая».

С информатикой ситуация другая.

«Мы преподаем самую разнообразную информатику на максимально высоком уровне — олимпиадное программирование, прикладное программирование (сайты, компьютерные игры), робототехнику, — говорит Ростислав Яворский. — У преподавателей есть специализация — один ведет веб-программирование, другой специализируется на решении задач в формате ЕГЭ, третий преподает прикладные инструменты MS Office, которые далеко не так тривиальны, как кажутся».

По всем профильным дисциплинам в лицее подобраны сильные команды преподавателей, плюс еще факультетские дни, где и математика, и информатика, и в случае с МИЭМ — физика, тоже представлены.

Как и в любой школе, все преподаватели в лицее разные. Кто-то не любит ставить двойки, а кто-то считает это хорошим способом мотивировать ученика. Есть преподаватели, которые учеников воспринимают как своих детей, а есть те, кто общается с лицеистами, как со взрослыми. Есть профессиональные учителя, как, например, Данил Салимов, выпускник МПГУ, он ведет информатику, а есть и вузовские преподаватели. Информатику преподает и Ирина Лесовская — заместитель декана факультета бизнеса и менеджмента (в его состав входит Школа бизнес-информатики), она привносит в лицейскую среду университетский стиль общения.

Сам Ростислав Яворский, окончив мехмат МГУ, работал в Математическом институте им. Стеклова и преподавал информатику в школе. Потом из фундаментальной математики перешел в прикладную, работал в Microsoft и в Фонде «Сколково», запускал стартапы в сфере IT. В Вышке уже 4 года — помимо лицея, преподает на факультете компьютерных наук.

Конкурентные преимущества

Общие принципы лицея, естественно, распространяются и на МИИ. Это, например, возможность поменять направление. Для лицеиста это, конечно, головная боль, нужно «догонять» и что-то сдавать, но в масштабах лицея это отлаженная технология. «От нас уходят, к нам приходят — это нормально и, на мой взгляд, полезно, потому что за одного битого двух небитых дают, каждый такой пережитый неудачный выбор затем умножает ценность человека на рынке труда», — поясняет Ростислав Яворский.

Еще отличие — Лицей ВШЭ работает по новому образовательному стандарту: «Это значит, что здесь не просто дают знания, но и делают ставку на формирование личностных качеств, навыков XXI века – того, что называют soft skills. Однажды я сказал своим ученикам, вернувшимся с урока математики, что если вы научитесь решать тригонометрические уравнения, это пригодится 1% из вас в 1% ситуаций, а если научитесь проводить переговоры, это 99% из вас пригодится в 99% ситуаций. Конечно, с моей стороны это был в значительной степени эпатаж, я не хотел обидеть коллег — преподавателей математики, но, полагаю, дети правильно меня поняли».

Ученики МИИ участвовали в вышкинском конкурсе инновационных проектов в 2016 году наравне со студентами и даже сумели выйти в финал

Особенность лицея — межпредметность, все направления переплетены между собой. Руководитель направления МИИ сидит в одном кабинете с руководителем направления «Психология», у них обоих схожий дружественный стиль общения с детьми. К одному заходят 10 человек, к другому заходят 10 человек, и они здесь же общаются друг с другом, не говоря уже о любых внеурочных активностях вплоть до дискотек. Ростислав Яворский сравнивает это со своей alma mater, мехматом МГУ — «рафинадом в рафинаде», обособленным математическим миром, где на одном этаже кафедра алгебры, на другом – геометрии, на третьем — дифференциальных уравнений, и, кроме математиков, общаться здесь не с кем.

И самое важное — что два года человек учится не просто в лицее, а в НИУ ВШЭ. Он полноправный студент, он ходит на лекции в университетские аудитории и обедает в университетских столовых. Ученики МИИ участвовали в вышкинском конкурсе инновационных проектов в 2016 году наравне со студентами и даже сумели выйти в финал. Есть пример совместного проекта ученика МИИ с выпускником Вышки, который работает в Яндексе, еще один ученик вместе со студентом третьего курса пишет бота для Telegram. Даже если человек потом поступит в МГУ, МФТИ или другой вуз, он все равно останется частью Вышки, у него сохранится круг знакомств.

«Поступая в лицей, нужно понимать: самое ценное, что вы здесь найдете, — это ваши одноклассники с близкими интересами и ценностями. На МИИ вы проведете два года с людьми, с которыми потом, возможно, проведете всю жизнь, будете вместе разрабатывать программные продукты, запускать стартапы и создавать компании», — уверен Ростислав Яворский.

Как поступить?

В этом году при поступлении в лицей на любое направление сначала нужно сдать три экзамена — русский язык, математику и иностранный язык, причем по каждому предмету нужно набрать не менее половины возможных баллов. А затем на МИИ нужно сдать один из трех экзаменов по выбору — физику, математику или информатику. В каком из них абитуриент особенно силен, тот и стоит выбрать. Но в дальнейшем на распределение по группам и формирование индивидуального учебного плана выбор экзамена никак не скажется.

Ростислав Яворский подчеркивает, что нагрузка на МИИ велика, хотя это особенность лицея в целом: «Бывает, что невозможно найти время в расписании, даже чтобы пообщаться с человеком из бизнеса, вот недавно в субботу мне пришлось отказать знакомой, специалисту по маркетингу в ИТ, которая была готова рассказать о своей работе, но не оказалось свободной пары. Мы предупреждаем, что учиться в лицее тяжело, и стоит заранее решить, готовы вы к этому или нет».

На МИИ ждут тех, кто хочет здесь учиться. Школьники, которые сюда приходят, руководствуются разными мотивами — подтянуть математику, освоить информатику, узнать побольше о Вышке и подготовиться к поступлению, немного понять экономику, которую здесь тоже преподают. Иногда возникают неожиданные сочетания — человек выбирает класс информатики, на факультетский день ездит на факультет математики, а поступать собирается на программу «Бизнес-информатика». А другой идет в физматкласс, на факультетский день ездит в МИЭМ, потому что там рассказывают про роботов, а поступать собирается куда-то еще. Лицеисты, выбравшие МИИ, — личности многогранные.

Индивидуальные проекты

Обязательный элемент учебного плана лицея — индивидуальный проект. Каждый лицеист работает над проектом (научным исследованием) в течение полутора лет и защищает его перед комиссией. О своих проектах рассказали 11-классники МИИ.



Мария Курышева

Мой проект посвящен генерации паролей на основе обработки персональных данных. Итог проекта — сайт «Как сделать классный пароль?». Многие пользователи не заботятся о том, чтобы сделать сложный пароль, в результате их легко вычислить. Самый надежный способ защиты — случайно сгенерированные пароли, однако их сложно запомнить. Поэтому мой сайт поможет составить пароль, связанный с некой информацией о пользователе, то есть легко запоминаемый, но одновременно очень надежный. Там есть также викторина и советы по хранению паролей.

Идея сделать такой сайт принадлежит мне, а моим научным руководителем был Александр Владимирович Сорокин — завкафедрой компьютерной безопасности МИЭМ, еще мне помогал Ростислав Эдуардович Яворский. На защите я получила 30 баллов из 30 возможных. Вообще мне интересна сфера компьютерной безопасности, и я хотела бы учиться в МИЭМ на программе «Компьютерная безопасность».


 
Реджеп Гарабаев

Мой индивидуальный проект — это сайт, помогающий изучить китайский язык с нуля. Картинки, иероглифы, транскрипция, звук, перевод, проверка знаний. Китайский язык я не знаю, хотя очень хочу его изучить, но для создания такого сайта это необязательно, достаточно уметь программировать.

У меня все получалось, но незадолго до защиты случился казус — сервер, где хранился сайт, «сгорел», и мне пришлось все переделывать в последние дни. Теперь понимаю, что нужно было хранить его онлайн, но раньше об этом не подумал. Поскольку времени не хватило, полноценный проект на защите представить не удалось, поэтому набрал только 16 баллов, это четверка.

Но проект я все равно буду дорабатывать — возможно, когда-нибудь удастся вывести его на рынок. Концепцию сайта я пересмотрел, и теперь хочу его ориентировать на людей, которые собираются вести бизнес в Китае. Для этого нужно не только изучать язык, но и понимать особенности психологии китайцев, на сайте можно разместить материалы и по этой теме.



Егор Матвеев

Тему проекта мне предложила наш куратор — Светлана Евгеньевна Семина. Нужно было создать сайт, посвященный проектной деятельности лицеистов. Первоначально я хотел провести исследование о влиянии информационных технологий на образование лицеистов, но проект мне показался интереснее. Тем более что результатами моего труда тут же будут пользоваться и ученики, и учителя. Ростислав Эдуардович посоветовал, какую платформу выбрать, я создал там сайт, выбрал дизайн, и учителя стали регулярно присылать мне информацию, которую нужно было там размещать.

Это был опыт скорее не программирования (я сам не писал код, а пользовался шаблонной программой), а администрирования. Уже на защите меня спросили, есть ли на сайте фотоальбом, где можно было бы посмотреть, как лицеисты защищают проекты. Это хорошая идея — фотографии обязательно размещу. Я уже нашел десятиклассника, который будет вести этот сайт после того, как я окончу лицей, и теперь мне предстоит его обучить.

Читайте о других направлениях в лицее:

Трудовое право в «Сказке о попе и работнике его Балде»: как учатся лицеисты направления «Юриспруденция»

Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»

Второй иностранный язык, лекции «Арзамаса» и совместные проекты: как учатся лицеисты-гуманитарии

Ламповая атмосфера, или как учатся лицеисты с направления «Дизайн»

Первопроходцы: как учатся психологии в Лицее НИУ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Штаб-квартира ШОС и утка по-пекински: как прошла стажировка лицеистов в Поднебесной

Этим летом востоковеды Лицея отправились на месяц в Китай. Ребята учились в Ляонинском педагогическом университете, посещали древние храмы, познакомились с генеральным секретарем ШОС. Чем еще удивила лицеистов стажировка, они рассказали новостной службе портала.

Ректор Вышки попросил лицеистов расти быстрее

Утром 2 сентября в атриуме нового корпуса университета на Покровке собрались девятиклассники и десятиклассники Лицея НИУ ВШЭ. Мероприятие в честь Дня знаний назвали НеЛинейкой по аналогии с прошедшей летом НеКонференцией.

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

«Сохраните веру в себя и неравнодушие, которые привели вас в Лицей»

24 июня в Лужниках прошел пятый по счету выпускной Лицея НИУ ВШЭ. В этом году аттестат получили 730 человек, из них 103 — с отличием. Вспоминаем успехи нынешнего поколения лицеистов и те изменения в Лицее, героями и свидетелями которых они стали.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

«Чтобы стать чемпионами, нужно соревноваться с чемпионами»

Одиннадцатиклассники Лицея отпраздновали «Последний звонок»! Факультативы и ИВР, факультетские дни, олимпиады и проекты, лицейские дискотеки остались позади. Впереди — ЕГЭ и поступление в вузы. Это значит, пришло время вспомнить все, чему научились и чего достигли в Лицее, и зарядиться любовью и поддержкой преподавателей.

В рамках выставки в Музее Москвы видеокомикс десятиклассницы Лицея увидели десятки тысяч человек

Ролик Полины Сотниковой, учащейся направления «Дизайн» Лицея НИУ ВШЭ, можно посмотреть на интерактивной выставке «Гоголь в Москве» до 2 июня. Работа в стиле моушен дизайн транслируется на экране в выставочном зале. Во время акции «Ночь в музее» экспозицию посетили десятки тысяч человек.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.