• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Привлечь студентов к участию в реальных исследованиях»

В Высшей школе экономики создана Научно-учебная лаборатория по предпринимательству. О том, какие задачи стоят перед новым подразделением, кто входит в состав лаборатории, и о методах исследовательской работы в ней рассказывает ее научный руководитель Александр Чепуренко.

— Александр Юльевич, расскажите, пожалуйста, об основной цели создания новой лаборатории.

— На самом деле работа по мониторингу российского предпринимательства продолжается уже в течение пяти лет. Но поначалу она шла в проектном режиме: получили согласие на проведение работ, выполнили их, закрыли проект и разошлись на несколько месяцев, пока следующий проект не получит поддержку. А в 2010 году с учетом  результатов, достигнутых за эти годы, было принято решение перевести эту деятельность из проектного формата в формат постоянно действующего подразделения. Лаборатория участвует в крупном международном проекте GEM — Global Entrepreneurship Monitor, или по-русски — «Глобальный мониторинг предпринимательства», в котором заняты исследователи из 59-ти государств. GEM является крупнейшим и наиболее подробным исследованием предпринимательских намерений, активности и ожиданий. Россию представляет группа ученых из Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и ВШЭ.  Проект является крупнейшим в мире сравнительным исследованием, которое подробно изучает причины, виды и мотивацию предпринимательской деятельности людей в разных странах. Только в 2010 году в его рамках были опрошены 175 тысяч человек по всему миру.

Поскольку мы работаем в стенах университета, то изначально выстраивали свою деятельность таким образом, чтобы привлечь и подготовить студентов к участию в реальных исследовательских проектах, помочь им не только получить знания о том, что предпринимательство представляет собой как экономический и социальный феномен, но и развить знания и навыки аналитиков в процессе обработки и изучения данных, которые мы получаем в ходе полевых исследований. А еще привить студентам навыки междисциплинарной командной работы.

Уже несколько «поколений» студентов прошли через эти работы. Пока ими были экономисты, статистики и социологи, но мы надеемся, что к нам присоединятся и представители других факультетов Вышки.

— Какие формы и методы работы  применяются в лаборатории?

— В основе нашей работы сбор и обработка материалов исследований. Опрос проводится раз в год в одно и то же время, в мае. В начале года мы набираем новых сотрудников из числа студентов, и начинается процесс обучения молодых «бойцов». Мы знакомим их с результатами предыдущих исследований, рекомендуем необходимую научную литературу, проводим семинары. В конце лета – начале осени получаем первые результаты студенческих штудий, затем начинается длительный процесс редактирования написанного (не раз и не два!) с целью подготовки разделов ежегодного научного отчета по тому плану, который мы в начале года коллективно разрабатываем и согласовываем.

Кроме того, вот уже два года мы проводим летние школы, которые тоже стали одной из форм работы над проектом с потенциальными сотрудниками лаборатории. На занятия летней школы мы приглашаем ведущих российских и зарубежных экспертов. Помимо  этого, в течение года мы проводим серию семинаров, в программу которых обязательно входит обсуждение различных теоретических и методических вопросов и выступления российских исследователей, работающих по близкой или смежной проблематике. В российском академическом сообществе уже сложилось понимание важности и результативности этого проекта. Если в первые годы мы вынуждены были каждый раз объяснять суть и значимость проекта, то сейчас коллеги уже хорошо осведомлены о нашей работе.

Деятельность лаборатории отражается и в плане учебной работы: мы вместе с Татьяной Алимовой, доцентом кафедры экономической социологии, читаем курс социологии предпринимательства и курс российского малого и среднего предпринимательства. Материалы проекта используются в ряде разделов курса экономической статистики, который ведет Ольга Образцова, заместитель заведующего кафедрой статистики. Наши студенты работают с фактическим материалом,  реальными кейсами и базами данных. Кстати, уже немало выпускников факультета на материалах проекта лаборатории написали и защитили выпускные квалификационные работы в бакалавриате и магистерские диссертации. Надеемся, что в этом году появится и первая кандидатская диссертация, написанная на материалах проекта.

— Кто входит в состав лаборатории?

— Ядро лаборатории — это уже упомянутые мной коллеги Ольга Образцова и Татьяна Алимова, Мария Габелко, старший преподаватель кафедры статистики, и, разумеется, студенты. Часть студентов работает на протяжении нескольких лет, они становятся «ветеранами», которым мы доверяем уже довольно ответственные вещи, вплоть до выступлений на больших и представительных международных конференциях. Другая группа студентов работает в течение года или двух. В работе лаборатории принимают участие студенты старших курсов бакалавриата и магистратуры двух факультетов, а также аспиранты. Мы с нетерпением ждем, когда наши аспиранты и соискатели выйдут на защиту кандидатских диссертаций по итогам своих исследований в рамках проекта.

— Итак, работа по проекту ведется на протяжении пяти лет. Расскажите, пожалуйста, подробнее о результатах.

— Проанализирована структура и динамика развития так называемого предпринимательского потенциала населения. Введено в научный оборот несколько новых понятий, к примеру, индекс расширения предпринимательского потенциала, параллельное предпринимательство. Сопоставлено развитие предпринимательской активности в России и в ряде зарубежных стран, даже в целых регионах и группах (Восточная Европа, страны БРИК).

Подготовлено свыше десяти выступлений на крупных международных конференциях. Нами, включая студентов-исследователей, опубликованы около 30-ти статей в разных журналах, российских и зарубежных, а в прошлом году Издательским домом ВШЭ была издана монография «Теория предпринимательства в России». Сейчас мы готовим к публикации статью в одном из реферируемых журналов по материалам доклада на научной конференции консорциума исследователей предпринимательства, которые поддерживают проект.  Эта конференция состоялась осенью прошлого года в Лондоне, и 5-6 сообщений было предложено подготовить для публикации.

Существуют разные представления о том, насколько легко и быстро можно добиться публикации результатов того или иного исследования в крупных международных журналах. Полагаясь на наш опыт, могу сказать, что это – очень непростой путь. В течение пяти лет публикации результатов нашей работы появлялись в основном в сборниках  различных конференций, российских и международных, а также в российских журналах и монографиях. И вот только сейчас, спустя пять лет, мы, наконец, готовы представить продукт своего труда, который, судя по всему, академическое сообщество готово принять.

— Какие данные, полученные в ходе проектной работы, кажутся вам самыми интересными?

— Если говорить о свежих результатах, то самые важные выводы были недавно опубликованы в  пресс-релизе результатов «Глобального мониторинга предпринимательства» за 2010 год.

Что касается России, то 2010-й год рассматривался Правительством как год постепенного выхода из экономического кризиса. Мы ожидали увидеть позитивные тенденции в развитии предпринимательской активности населения. Однако выяснилось, что кризис продолжает оказывать значительное влияние на предпринимателей, и в 2010 году больше предпринимателей, чем в 2009-м, были вынуждены закрыть свой бизнес. Это один из неожиданных результатов исследования.

Другой интересный вывод заключается в том, что в России за период кризиса и посткризисного 2010-го года изменилась гендерная структура: почти сравнялось соотношение среди предпринимателей мужчин и женщин. До начала кризиса мужчины доминировали в бизнесе примерно в пропорции 2:1. И эту новость можно было бы рассматривать как положительное явление, но анализируя его причины и сравнивая демографические характеристики предпринимателей (мужчин и женщин) мы видим, что женское предпринимательство в нашей стране в значительной степени вынужденное. Это, в свою очередь, означает, что на российском рынке труда существует определенная дискриминация женщин, которая в условиях кризиса приводит к тому, что основные  проблемы с занятостью и трудоустройством стали испытывать женщины. Они вынуждены заниматься предпринимательством, и, конечно, это совсем не тот бизнес, про который можно говорить высокие слова насчет инноваций или модернизации. Это не тот бизнес, который предлагает новые рабочие места или повышает производительность труда.

— Даже если не рассматривать негативное влияние кризиса на российских предпринимателей, общеизвестно, что условия ведения бизнеса в нашей стране мало способствуют развитию предпринимательства. В этом смысле картина как-то меняется к лучшему?

— Хотел бы сказать «да», но не могу. Участие в международном проекте позволяет нам понять, как мы выглядим на фоне других стран. Россия стабильно входит в группу стран с низким уровнем предпринимательской активности, вместе с Францией, Бельгией и Данией.  Однако причины низкой предпринимательской активности в этих странах и в России сильно отличаются друг от друга. Если во Франции или Дании существуют разнообразные возможности для альтернативной организации своей хозяйственной активности или работы по найму, то россиянин возьмет котомку и поедет в Китай, чтобы купить там дешевый товар и продать его здесь подороже. Мы эту деятельность называем предпринимательством, но на самом деле она не имеет к подлинному предпринимательству никакого отношения. Во Франции или Дании у людей нет в этом нужды – граждане этих стран могут жить на социальные пособия или пройти курсы переквалификации, изменить профессиональную траекторию. То есть там не так сильно действуют факторы, выталкивающие людей в предпринимательскую среду.

Кроме того, в странах с развитой рыночной экономикой существуют серьезные барьеры для входа новичков в бизнес, но это барьеры экономического характера: высокий уровень конкуренции, высокий уровень насыщенности рынка, когда трудно предложить потребителю что-то новое. В России — совсем другая картина. К сожалению, все призывы высшего руководства страны к развитию предпринимательства, сколь бы благородными они ни были, наталкиваются на серьезнейшие препятствия, и предпринимательская активность россиян остается весьма низкой. Во-первых, в России бюджетная система построена таким образом, что власти, которые наиболее активно взаимодействуют с микро- и малым бизнесом, — муниципальные и региональные — мало что получают от налогов, собираемых с предпринимателей. Поэтому у них практически отсутствует мотивация помогать предпринимателям. Во-вторых, высокий уровень коррупции, чиновничьего произвола и так называемого политического предпринимательства приводят к тому, что чиновники стремятся контролировать те бизнесы, которые уже существуют, кормиться за их счет и увеличивать свои личные доходы на постоянной основе.

Поэтому на реальный предпринимательский старт можно решиться в очень немногих случаях. А именно: во-первых, если у тебя есть серьезное «прикрытие», во-вторых, если у тебя есть какие-то креативные идеи и твой бизнес будет таким, что чиновнику со средним уровнем интеллекта будет трудно найти механизм, чтобы тебя и твои доходы взять под свой контроль, и в-третьих, если ты попал в отчаянное положение.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Предпринимательские навыки значительно повышают доходы ученых

Ученые из ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Наталья Шматко и Валентина Пермякова провели исследование, посвященное влиянию предпринимательских навыков на социальную стратификацию специалистов, работающих в R&D-организациях. Данные для анализа получены с использованием методологии международного проекта «Карьеры обладателей докторской степени» (Careers of Doctorate Holders (CDH)), проводимого под эгидой ОЭСР, Евростата и Института статистики ЮНЕСКО. Выборка составила 1742 респондентов в возрасте от 21 до 70 лет.

Дипломанты кейс-чемпионата встретились с министром экономического развития РФ

Состоялась встреча победителей и призеров Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству с министром экономического развития РФ Максимом Решетниковым, на которой обсуждались актуальные вопросы экономики, экологии, финансов, государственной службы, подготовки кадров. В дискуссии также приняла участие заместитель министра Полина Крючкова.

Объявлены победители и призеры Всероссийского кейс-чемпионата школьников

В НИУ ВШЭ состоялась церемония закрытия Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Со сцены Центра культур НИУ ВШЭ имена победителей и призеров, а также победителей в номинациях объявили руководители университета и представители компаний и организаций, ставших партнерами состязания.

780

команд приглашены к участию в региональных кейс-чемпионатах школьников по экономике и предпринимательству, которые пройдут 29–31 октября более чем в 20 городах России. До 20 октября им предстоит загрузить решения кейса или питч-презентации собственных бизнес-проектов, а затем публично защищать их перед жюри. Абсолютные победители, победители и призеры финала Всероссийского чемпионата школьников по экономике и предпринимательству получат право обучения в Высшей школе экономики за счет университета.

Завершен прием заявок на Всероссийский фестиваль университетских технопроектов питерской Вышки

Итоги отбора на HSE.FEST — 567 команд из 211 университетов семи стран, а также возможности и особенности фестиваля команда организаторов и партнеров представила на пресс-конференции ТАСС (Санкт-Петербург) 23 сентября. Финал пройдет 11 ноября в рамках Петербургского международного инновационного форума — 2021.

«Видеовизитку записали за день до окончания регистрации: много смеялись, но вышло довольно мило»

Десять дней осталось до завершения регистрации на Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству — командное состязание учеников 9-11 классов и студентов профессиональных колледжей и техникумов. Главное, что требуется для участия, — сформировать команду из 3-4 человек, записать видеовизитку и отправить ее организаторам до 20 сентября.

Генеральным партнером Всероссийского кейс-чемпионата школьников стал РСПП

Всероссийский чемпионат школьников по экономике и предпринимательству — командное состязание учеников 9-11 классов и студентов профессиональных колледжей в решении бизнес-кейсов и разработке собственных бизнес-проектов. Дипломантов — членов команд из 3-4 человек — ждут награды, а также льготы при поступлении в ведущие вузы страны. Регистрация участников завершается 20 сентября.

До завершения регистрации на Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству осталось меньше месяца

К участию приглашаются ученики 9-11 классов и студенты профессиональных колледжей. Региональные кейс-чемпионаты по экономике и предпринимательству пройдут в октябре в 22 городах, в том числе впервые в Архангельске, Ижевске, Красноярске, Якутске и городах Северо-Кавказского федерального округа — Ставрополе и Грозном.

HSE Business Club провел первый предпринимательский форум

Мероприятие было приурочено ко Дню российского предпринимательства, который отмечается 26 мая. Гостями форума стали не только студенты Высшей школы экономики, но также учащиеся других московских вузов. Они смогли узнать о стажировках в компаниях-партнерах форума, а также лично пообщаться с успешными российскими бизнесами.

Регистрация на Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 15 сентября

Началась регистрация учеников 9-11 классов и студентов профессиональных колледжей (по состоянию на 1 сентября 2021 года) на региональные кейс-чемпионаты по экономике и предпринимательству, которые пройдут в октябре 2021 года в 20 городах России на базе ведущих университетов и других учреждений — региональных организаторов. Лучшие команды примут участие в финале и суперфинале Всероссийского кейс-чемпионата в ноябре 2021 года.