• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ и Альянс в сфере искусственного интеллекта расширяют сотрудничество

НИУ ВШЭ и Альянс в сфере искусственного интеллекта расширяют сотрудничество

© iStock

Высшая школа экономики, Университет ИТМО и Уральский федеральный университет стали первыми вузами, программы которых прошли профессионально-общественную аккредитацию Альянса в сфере искусственного интеллекта. Одобрение экспертной комиссии альянса получили их программы бакалавриата, магистратуры и дополнительного профессионального образования в области анализа данных. Кроме того, НИУ ВШЭ в партнерстве с альянсом разработал программу повышения квалификации преподавателей вузов.

Программа повышения квалификации включает в себя 10 курсов, которые состоят из методологической, научной и индустриальной части. По результатам прохождения обучения (дистанционно на платформе Вышки) слушатели, прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации образца, установленного НИУ ВШЭ.

Первый модуль этой программы прошли более 200 преподавателей федеральных и региональных вузов. Они освоили по выбору один из курсов: язык программирования Python, методы оптимизации, глубинное обучение, машинное обучение или анализ данных. Участники программы получили методические материалы по разным дисциплинам в области искусственного интеллекта (ИИ). Им была предоставлена возможность познакомиться с наработками ведущих преподавателей, поучаствовать в серии индустриальных вебинаров, на которых представители бизнеса рассказали, какие требования предъявляются к квалификации выпускников профильных вузов при приеме на работу. Второй модуль программы стартовал 24 января.

Илья Самоненко

Илья Самоненко, заместитель декана факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ, руководитель курсов повышения квалификации «Базовые компетенции для реализации дисциплин в области искусственного интеллекта», отмечает, что ФКН предложил новый формат курсов повышения квалификации, которые по сути являются обменом опытом между преподавателями. «Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук предложил новый формат курсов повышения квалификации, которые по сути являются обменом опытом между преподавателями. На наши курсы пришли преподаватели из разных вузов, и у всех, естественно, свой бэкграунд и педагогический опыт. Наша задача — предложить коллегам как можно больше разнообразных материалов, которые могут быть им полезны при подготовке и проведении занятий. Сейчас на второй модуль наших курсов записалось более 350 слушателей», — рассказал он новостной службе портала.

Аккредитация вузов

Право проводить профессионально-общественную аккредитацию программ высшего и дополнительного профессионального образования для специалистов в сфере искусственного интеллекта альянсу предоставило в 2021 году Министерство науки и высшего образования. Любой российский вуз может пройти ее по своей инициативе.

Главная цель этого процесса — повышение качества подготовки кадров, рост их конкурентоспособности на российском и международном рынках труда. Кроме того, поставлена задача усилить связь образовательных программ с реальной экономикой, привлечь к взаимному общению бизнес-сообщество. Основные критерии оценки — участие работодателей в реализации образовательных программ, необходимая квалификация преподавателей, обеспеченность техническими ресурсами и соответствие компетенций выпускников требованиям работодателей.

Никита Анисимов

«Подготовка классных специалистов в области искусственного интеллекта является стратегической задачей для обеспечения технологического развития России. Образовательные программы факультета компьютерных наук и других подразделений Высшей школы экономики помогают решить эту задачу, удовлетворить этот спрос, — комментирует событие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. — Независимая профессионально-общественная аккредитация от Альянса в сфере искусственного интеллекта подтверждает высокое качество наших образовательных программ. Безусловно, для нас это важный сигнал того, что бизнес дает высокую оценку нашей работе и опирается на нашу экспертизу. Высшая школа экономики готова транслировать свой опыт в другие российские вузы и создавать на своей площадке среду для профессионального общения преподавателей. Это очень важное направление нашей деятельности».

ВШЭ направляла для проведения экспертизы результаты самообследования по программе бакалавриата «Прикладная математика и информатика», которая успешно прошла аккредитацию в декабре 2021 года. 

«Независимая профессионально-общественная аккредитация является важным признаком качества наших образовательных программ. В настоящий момент аккредитацию прошла образовательная программа бакалавриата “Прикладная математика и информатика”. В ближайшее время мы планируем аккредитацию и других наших программ бакалавриата и магистратуры», — поясняет Илья Самоненко, ответственный на ФКН за проведение аккредитации.

«Профессионально-общественная аккредитация от Альянса в сфере ИИ — это определенный знак качества для вуза, свидетельство того, что его образовательные программы соответствуют не только профессиональным стандартам в сфере ИИ, но и реальным бизнес-потребностям работодателей» — так оценил деятельность альянса первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин. А руководитель дирекции по цифровой трансформации «Газпром нефти» Андрей Белевцев уверен, что «аккредитация программ позволит повысить уровень дисциплин по ИИ и на выходе получить высококвалифицированных специалистов, которые смогут создавать и внедрять технологии на базе ИИ в компаниях альянса и других технологических компаниях страны».

Альянс в сфере искусственного интеллекта объединяет ведущие технологические компании для совместного развития их компетенций и ускоренного внедрения ИИ в образовании, научных исследованиях и в практической деятельности бизнеса. Компании — участницы альянса: Сбер, «Газпром нефть», «Яндекс», VK Group, МТС и РФПИ. Одно из ключевых направлений его деятельности — содействие развитию высшего образования в Российской Федерации с учетом приоритетов Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.