• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическое образование под общественным контролем

12 сентября в НИУ ВШЭ состоялась учредительная конференция Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.

  Видеозапись 

Инициатором создания новой ассоциации стала Высшая школа экономики. Открывавший конференцию ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов подчеркнул, что одной из ключевых задач Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ) станет мониторинг качества и совершенствование стандартов образовательных программ в сфере социально-экономических наук и управления, которые сейчас «вызывают сомнения как у работодателей, так и у общества».

«С одной стороны, Россия — чемпион по масштабу таких программ, у нас порядка 30-35 процентов студентов учится по этим дисциплинам, — отметил Ярослав Кузьминов. — С другой стороны, трудоустройство экономистов и менеджеров проходит немногим лучше, чем трудоустройство педагогов и инженеров. Об этом редко говорят, но это так. И проблема не в том, что у нас перепроизводство специалистов в области экономики и менеджмента. Проблема  в том, что большинство образовательных программ, которые возникли в девяностые годы и позднее, имеют серьезные проблемы с качеством. В период скачка к рыночной экономике очень многие, если не все государственные вузы открыли эти пользовавшиеся спросом специальности, не имея на то достаточных кадровых и информационных ресурсов».

По словам ректора ВШЭ, еще пять лет назад из 600 гражданских вузов 550-570 готовили экономистов или менеджеров. В результате ценность дипломов по этим специальностям и даже ценность степеней кандидатов и докторов наук «стали девальвироваться». Эта проблема признается и на государственном уровне, вот почему недавними президентскими указами предусмотрено, в частности, проведение аудита как образовательных программ, так и вузов, их реализующих. «Но государство и чиновники самостоятельно провести такой аудит не могут, они должны опираться на профессиональное сообщество, — считает ректор ВШЭ. — Поэтому мы, посоветовавшись с коллегами из ведущих вузов нашей страны, приняли решение создать АВРЭМ».

В состав ассоциации вошли, помимо ВШЭ, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Российская экономическая школа, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Государственный университет управления, Московский государственный институт международных отношений, Уральский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Российский университет дружбы народов, Российский государственный гуманитарный университет и другие известные российские вузы.

Новая ассоциация будет работать и по другим направлениям. Одно из них — кадровое развитие и развитие профессиональных квалификаций. Нужно уходить от распространенного «инбриндинга», когда вузы при подборе кадров «замыкаются» на самих себя, к межвузовскому рынку специалистов. Другая цель — улучшение качества собственной работы и исследований, обучение практикам и технологиям, которыми располагают не только российские, но и мировые лидеры в области социально-экономического образования.

Ассоциация собирается работать в общеобразовательной школе, участвуя в методическом обеспечении ЕГЭ и совершенствовании формата и организации новых олимпиад школьников. АВРЭМ предлагает также вернуться к практике «грифования» учебников и учебных пособий. «Мне кажется, что министерство очень сильно поторопилось с отказом от «грифования», — заметил по этому поводу Ярослав Кузьминов. — Зайдите в книжный магазин, и вы там найдете под совершенно одинаковыми названиями принципиально разное по качеству содержание. Человек, впервые заинтересовавшийся нашими науками, просто не будет иметь ориентиров».

Многие российские университеты получили право устанавливать собственные образовательные стандарты, однако и они должны подвергаться независимой проверке на качество. «Давайте попробуем взаимно участвовать в процедурах внутренней аттестации и аудита, процедурах государственного экзамена, то есть быть добровольными контролерами друг друга, — предложил Ярослав Кузьминов. — Таким образом вузы сохранят полномочия по установлению оригинальных стандартов, но будут знать, как коллеги оценивают качество их программ».

Кроме того, АВРЭМ может участвовать в формировании стандартов профессионализма ученых в области экономики и менеджмента (с последующей организацией профессиональных экзаменов), стандартов прикладного бакалавриата и создании процедур добровольной аккредитации образовательных программ. Ассоциация планирует также тесно взаимодействовать с работодателями, помогая создавать профессиональные стандарты для экономистов, финансистов, менеджеров, логистов и других работников на открытом рынке.

Игорь Федюкин
Игорь Федюкин
Идею создания АВРЭМ поддерживают в российском правительстве. Присутствовавший на встрече заместитель министра образования и науки РФ Игорь Федюкин заметил, что деятельность новой ассоциации будет полезна и для российского академического сообщества, и для министерства. Главное, чтобы оценка качества образовательных программ и результатов деятельности вузов велась «по гамбургскому счету». Российские образовательные программы и исследования в социально-экономической сфере должны отвечать общепринятым мировым стандартам, а не маскировать свои недостатки пресловутой национальной спецификой. «Пока же мы не участвуем в глобальных дискуссиях о том, как устроено общество и куда оно движется», — констатировал замминистра образования. Его коллега Александр Климов добавил в связи с этим, что особое внимание необходимо уделить современным технологиям обучения в университете и дистанционному образованию.

Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков считает, что объемы финансирования образования в России (сейчас они, по оценке ОЭСР, составляют лишь 5,5% ВВП с учетом частных вложений) должны увеличиваться. «Качественное образование — это вопрос конкурентоспособности России как страны», — уверен он. А заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров полагает, что с помощью АВРЭМ может быть выработана новая, эффективная модель предоставления общественных услуг, которую можно будет использовать и в других социальных секторах.

Присоединившийся к обсуждению министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов дал весьма нелестную оценку образовательным программам в сфере экономики и менеджмента. «Количество “халтуры” зашкаливает, превышает все разумные пределы, — сказал министр. — Мы имеем дело с массовой имитацией научной деятельности и, как следствие, с низким уровнем подготовки студентов». При видимом «перепроизводстве» вузами экономистов и менеджеров, по-настоящему квалифицированных специалистов в этих областях, по словам Дмитрия Ливанова, не хватает.

«Задача ассоциации, — продолжил министр, — определить, где есть качество, где уровень выдерживается, а где его нет». При этом необходимо включать российских ученых и исследователей «в мировой контекст». Министр не исключает, что для этого придется провести «массовую переподготовку и замену преподавателей и профессоров, которые не могут включиться в мир академической экономической науки». Одновременно необходимо «сделать так, чтобы студенты получали практические знания в области экономики».

О необходимости общественного контроля в сфере высшего образования говорил на встрече ректор МГУ Виктор Садовничий. «Учреждая нашу ассоциацию мы должны вспомнить историю падения качества нашего образования — не для того, чтобы вновь себя бичевать, а чтобы не повторять те же ошибки, — отметил он. — Общественные организации — единственный способ контроля качества образования, и это направление деятельности должно быть главным для нас. Так получилось, что как ректор я представляю МГУ в Ассоциации юристов России. Эта ассоциация выбрала очень правильный вектор — она осуществляет жесткий контроль тех документов, которые вузы утверждают, и даже начала общественную аккредитацию вузов. Это тот пример, которому мы можем следовать. АВРЭМ создается исключительно своевременно. Я, например, думаю, что к такому же решению просто обязаны прийти медицинские вузы».

Одна из проблем, с которой придется бороться новой ассоциации, связана, по выражению ректора РАНХиГС Владимира Мау, с «высоким спросом на плохие дипломы». «В этом смысле объединение наших усилий особенно важно, хотя и накладывает на нас дополнительную нагрузку с точки зрения конфликта интересов, — полагает он. — Нам действительно предстоит много работы, но я бы предостерег от попыток заняться сразу всем. Нам предстоит выработать план действий с двумя-тремя приоритетами на ближайшие пару лет».

В завершение учредительной конференции члены АВРЭМ утвердили устав организации и состав совета АВРЭМ, который будет осуществлять оперативное руководство ассоциацией (его председателем был избран Ярослав Кузьминов, а в члены совета, помимо руководителей университетов, решено включить также представителей ряда министерств и Российского союза промышленников и предпринимателей). Кроме того, были утверждены профильные комиссии АВРЭМ и несколько рабочих групп, которые подготовят предложения по уточнению направлений деятельности ассоциации.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Максима Блинова

 

В состав Ассоциации вошли:

Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России;

Высшая школа экономики;

Государственный университет управления;

Московский государственный институт международных отношений МИД России;

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова;

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики;

Московский физико-технический институт;

Новосибирский государственный университет;

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;

Российская экономическая школа;

Российский государственный гуманитарный университет;

Российский университет дружбы народов;

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова;

Санкт-Петербургский государственный университет;

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов;

Сибирский федеральный университет;

Уральский федеральный университет;

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

 

 

________________________________________________

В СМИ по теме:

Российские социально-экономические вузы объединились в ассоциацию // РИА Новости, 12 сентября 2012

Экономическим вузам устроят аудит // Наука и технологии России (STRF.ru), 13 сентября 2012

Учреждена Ассоциация ведущих вузов России в области экономики и менеджмента // Ведомости, 13 сентября 2012

Осилят ведущие // ПОИСК, 21 сентября 2012

 

 

 

Вам также может быть интересно:

Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Наблюдательного совета УрФУ

28 июня в Екатеринбурге состоялось заседание Наблюдательного совета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. В нем участвовал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Одной из тем обсуждения стали результаты исследования, проведенного в УрФУ экспертами Вышки.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.