• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Игорь Агамирзян: «Наша сильная сторона — мультидисциплинарность»

Игорь Агамирзян

Игорь Агамирзян
© Александр Тиванов / Высшая школа экономики

Технологические изменения диктуют необходимость ускорения цифровой трансформации разных сфер экономики и науки, активизации использования технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Одновременно технологический прогресс требует осмысления и правового регулирования. Об изучении цифровизации и ее результатов новостной службе «Вышка.Главное» рассказал научный руководитель стратегического проекта ВШЭ «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность», профессор, вице-президент ВШЭ Игорь Агамирзян.

— Расскажите об истории проекта: как появилась идея, как формировалась команда.

— Когда проходила подготовка к предоставлению материалов проекта «Приоритет-2030», те, кто занимался подготовкой презентации университета на конкурс, искали уникальные возможности, которые ВШЭ может предложить по сравнению с другими университетами, участвовавшими в конкурсе. Очевидно, что наша сильная сторона — мультидисциплинарность на стыке технических, социально-экономических и гуманитарных наук, которую университет и его руководство стремились обеспечить через горизонтальную кооперацию между подразделениями в научной работе.

У нас было несколько попыток выходов на мультидисциплинарные проекты, они имели разный успех. Как мне кажется, в стратегическом проекте удалось в полной мере обеспечить мультидисциплинарность: в нашем проекте работают группы из разных подразделений и филиалов ВШЭ. Это и технические направления в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, и гуманитарные, в том числе связанные с использованием цифровых технологий в гуманитарных науках, исследованием правовых аспектов цифровой трансформации и социальных последствий цифровизации. Еще одна важная часть проекта цифровой трансформации — лонгитюдное обследование домохозяйств и предприятий относительно влияния цифровизации на их деятельность и повседневные практики.

Команды формировались добровольно, еще летом позапрошлого года был проведен опрос подразделений, что они могли и хотели бы представить в планировавшийся проект. Отозвалось много коллективов, постепенно сформировался устойчивый костяк, включающий представителей разных факультетов и институтов ВШЭ.

— Каковы цели и задачи проекта?

— Проект в силу мультидисциплинарности многоцелевой. Там, где у нас есть уникальные компетенции, например в научно-технической и инженерной областях, мы, как и в других проектах, стремились соблюсти баланс между фундаментальными и прикладными исследованиями. Есть группа фундаментальных разработок на перспективу и группа прикладных проектов, которые реализуются прямо сейчас, в том числе связанные с созданием интеллектуальной собственности в цифровых продуктах и искусственном интеллекте, есть образовательные мероприятия на самых интересных направлениях, связанных с цифровизацией. В то же время у проекта есть цели, связанные с пониманием общей среды, в которой все процессы происходят. Упомянутые лонгитюдные исследования, обследование организаций, занятых разработками в сфере искусственного интеллекта (ИИ), позволяют сформулировать приоритетные направления, определить уникальные компетенции, связанные с популярными тематиками ИИ и машинного обучения.

Также мы занимаемся квантовыми коммуникациями, которые позволяют передавать информацию в квантовом виде по суперзащищенным каналам связи, и квантовыми вычислениями. Наконец, в ответ на появляющиеся технологии квантовых вычислений и квантовых компьютеров мы изучаем вопросы постквантовой криптографии, позволяющей создавать новые системы кодирования и обеспечения безопасности, устойчивые к взлому квантовыми компьютерами.

— В чем главная особенность, уникальность проекта?

— Тема по цифровизации была предложена практически всеми, компетенции в цифре есть у всех университетов. Нашим уникальным предложением могло быть расширение тематики, связанной с цифровой трансформацией, на социально-экономические аспекты. В проекте были предложены технологические исследования наших инженерных факультетов в области компьютерных наук и анализ социально-экономических эффектов цифровой трансформации. В этом смысле предложенный ВШЭ проект по цифровой трансформации был уникальным по сравнению с проектами других университетов, участвовавших в конкурсе по программе «Приоритет-2030».

— Каковы ключевые элементы и этапы проекта?

— По всему проекту в целом определить сложно, он долгоиграющий. Мы запустили его в конце 2021 года, некоторое время ушло на преодоление бюрократических барьеров. С начала лета 2022 года идет активная работа по подпроектам, там указаны свои сроки. Например, в 2022 году мы полностью подготовили аналитический доклад, в котором представлено видение подразделений по многим тематикам, от макроэкономических до конкретно технологических, — совместный доклад «Оценка эффектов и рисков цифровой трансформации», речь идет о макроэкономических и структурных факторах, спросе на технологии, сценариях цифровой трансформации.

© iStock

В работу по экономическому блоку вовлечены Центр развития, Институт статистических исследований и экономики знаний, другие подразделения. Следующий раздел связан с обществом, адаптацией к вызовам цифровой эпохи, это работа подразделений факультета гуманитарных наук.

Еще одна тема — цифровая бедность и платформенная занятость — актуальна в связи с изменениями на рынке труда и цифровой трансформацией, ею занимается Институт социальной политики.

Наконец, это и изменения в образовании, государственное управление, основанное на данных, и регулирование цифровой среды. Ими занимаются, соответственно, Институт образования, Институт государственного и муниципального управления и Институт права цифровой среды.

Поэтому можно говорить о широком спектре тематики по всем нашим блокам.

— Вы упомянули платформенную занятость, этой работой Институт социальной политики занимается и в стратегическом проекте «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста».

— Это говорит о пересечении тем стратегических проектов. Мы рассматриваем происходящее с разных сторон, но процессы едины, и такое пересечение лишь подтверждает приоритетность изучаемых нами проблем.

Я сам — математик по образованию, но меня всегда интересовало влияние технологий на общественные процессы. По мере участия в создании новых бизнесов и даже новых индустрий с чистого листа меня все больше и больше увлекали комбинации управленческих и технологических решений и их влияние на экономику и общество.

— Какой результат предполагается получить по итогам реализации проекта?

— По всему проекту в целом нет однозначного ответа, в каких-то подпроектах могут появиться фундаментальные результаты, и мы их будем оценивать по публикациям. По прикладным подпроектам предполагается создание новой интеллектуальной собственности и внедрение новых технологий. Есть также проработка докладов и лонгитюдные исследования, о которых я упоминал, — это аналитические и экспертные материалы. Так что результатом будет целый спектр возможных работ, объединенных темой цифровой трансформации.

— Какие подразделения, исследовательские группы задействованы в проекте внутри Вышки и за ее пределами?

— Некоторые из них я уже назвал, но это лишь небольшая часть участников проекта. Работы идут по многим направлениям, поэтому весь список займет, наверное, не один абзац.

— Как проект будет способствовать развитию университета?

— У меня есть достаточно давнее представление на эту тему. Высшая школа экономики благодаря визионерской позиции Ярослава Кузьминова, ее многолетнего ректора, 20 лет назад сделала ставку на цифру. Тогда Вышка была скорее небольшим университетом социально-экономической направленности и приняла решение о приоритетности цифровых технологий, тогда же в университете началось обучение бизнес-информатике, дисциплине на стыке управленческих и технических компетенций. За это время был пройден большой путь в развитии университета, и он был пронизан цифровой направленностью.

Можно сказать, что факультет компьютерных наук — это фундаментальные исследования, а Московский институт электроники и математики в большей степени ориентирован на прикладные инженерные направления, но и тот и другой факультет фокусируются на цифровых технологиях. Одновременно реализуется программа цифровой грамотности (или культуры работы с данными, Data Culture) по всем специальностям. Проникновение цифры в образовательный и исследовательский процессы в университете абсолютно сквозное. В этой связи проект по влиянию и эффектам цифровой трансформации — это еще и проект про определение траектории дальнейшего развития университета.

© Высшая школа экономики

Эти процессы влияют на университет так же, как и на предприятие и общество.

Можно добавить, что Вышка — очень предпринимательский университет. Это и предпринимательство выпускников, и предпринимательский подход к развитию, это внутренние стартапы, в том числе стартапы, отталкивающиеся от цифры. Вышка также развивается, внедряя цифровые технологии в конкретных дисциплинах, в том числе в гуманитарных науках, — и не только как инструмент, но и как тематику исследовательских и образовательных программ. Например, в последнее время тема регулирования цифровой среды и искусственного интеллекта развивается в юридической науке, ее активно изучают факультет права ВШЭ и уже упомянутый Институт права цифровой среды, создавая научно-учебные группы, в работе которых задействованы студенты и аспиранты университета.

Вам также может быть интересно:

Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», в котором используется ИИ

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся финал Конкурса инноваций в образовании, который был придуман 10 лет назад и сегодня проводится в рамках стратегического проекта университета «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Победителем конкурса стал проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование» с применением технологий искусственного интеллекта. Команда проекта примет участие в совместном исследовании с Институтом образования.

Вопреки санкциям: почему растет оборот российской ИТ-отрасли

Оборот ИТ-компаний в России вырос в 2022 году относительно 2021 года на 22%, хотя в течение года и наблюдалось некоторое замедление динамики. Объем инвестиций крупных и средних организаций в ПО (включая покупку лицензий, заказную разработку ИТ-систем), характеризующий спрос бизнеса и госсектора, также увеличился более чем на треть за 2022 год. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Программный комплекс «АСОНИКА-К» обеспечит надежность российских электронных компонентов

В октябре 2023 года разработанный в Высшей школе экономики программный комплекс «АСОНИКА-К» заработал на одном из промышленных предприятий, выпускающих электронные компоненты.

«Перспективно, хотя и звучит фантастично»: Ольга Драгой — о реконструкции речи и будущем нейротехнологий

Весной 2023 года в Высшей школе экономики стартовал пятый стратегический проект в рамках программы «Приоритет-2030» — «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». Он объединяет ученых из всех кампусов университета. Какие технологии уже сегодня создают нейроисследователи, что их вдохновляет, как строятся междисциплинарные прикладные работы, «Вышка.Главное» узнала у одного из руководителей стратпроекта, директора Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольги Драгой.

В НИУ ВШЭ научат анализировать и прогнозировать санкционную политику в отношении России

7 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ начнется обучение по программе повышения квалификации «Анализ и прогноз санкций ЕС в отношении РФ: возможности базы данных SanctionsRuBase+». Ее слушатели в течение трех недель будут изучать в онлайн-формате санкционную политику в отношении России. Что представляет собой эта база данных, в чем уникальность программы ДПО и для кого она предназначена, новостной службе «Вышка.Главное» рассказала декан ФМЭиМП Анастасия Лихачева.

Заявки на участие в КИвО-2023 принимаются до 31 октября

Меньше недели осталось до завершения приема проектов на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который в этом году проводится десятый раз. К участию приглашаются авторы учебных тренажеров, приложений, платформ, мероприятий и медиа, методических и технологических разработок и т.д. На днях в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» была объявлена отдельная номинация конкурса — «Самостоятельное обучение», победитель в которой получит денежный приз.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ESG и ответственное инвестирование: Вышка приглашает на программы ДПО

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ открыла прием на две уникальные программы повышения квалификации в области устойчивого развития и ESG. Программы дополнительного профессионального образования разработаны Центром управления устойчивым развитием компаний в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» НИУ ВШЭ.

Темпы роста мировой экономики могут оказаться одними из самых низких за последнюю четверть века

С 2022 по 2030 год ожидается, что среднегодовой темп роста мирового ВВП снизится примерно на треть по сравнению с теми темпами, которые были в начале XXI века, — до 2,2% в год (и даже ниже) против 3,2% в 2011–2021 годы и 4,0% в 2000–2010 годы. Такой прогноз приводится в докладе НИУ ВШЭ «Обзор актуальных прогнозов мировой экономики», который подготовлен в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

«Готовить лоцманов в мире информации и больших данных»

«Вклад университета в цифровую трансформацию: как оставаться на гребне волны» — так называлась одна из пленарных сессий Образовательного форума Большого Евразийского партнерства, прошедшего в рамках Международной партнерской недели НИУ ВШЭ. Ее участники обсудили, как технологические изменения меняют поведение университетов и происходящие в них процессы, как трансформируется содержание высшего образования и как должно быть организовано сотрудничество между университетами и ИТ-компаниями. В роли модератора выступил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.